Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_332.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 О формировании межполовых отношений до наступления отроческого возраста » Семейные отношения и воспитание детей с пониманием.

Мужчина, женщина, семья

Психологические особенности мужчин и женщин
Психосексуальное развитие
Секс и супружество
Сложный путь любви
Развод: фантомы и вымыслы


Родители и дети

Психические особенности детей разного возраста
Вызывающее поведение детей
Техника семейного воспитания
Помощь ребёнку в учёбе
Чем занять ребёнка дома?
Словарь семейного воспитания

Половое воспитание детей

Половое воспитание (основы)
Половое воспитание и психогигиена пола у детей


Наш опрос

Детям в Белгороде

Хорошо
Детских садов мало
Нехватает семейного воспитания
Нужно больше организаций досуга

Архив новостей

Апрель 2009 (2)
Март 2009 (442)

Счетчики

    Rambler's Top100

Семейные отношения и воспитание детей с пониманием. » Половое воспитание (вобщем) » О формировании межполовых отношений до наступления отроческого возраста

О формировании межполовых отношений до наступления отроческого возраста

Категория: Половое воспитание (вобщем)



В предшествующих разделах мы уже останавливались на необходимости формирования межполовых отношений, а также на некоторых возникающих в связи с этим проблемах. Первой настоящей межполовой связью, характеризующейся удовлетворением сексуально-эротических потребностей, следует считать гетерогенно-половую юношескую дружбу. Такая форма человеческих интимных отношений типична для отроческого возраста. Она складывается не вдруг, не сразу. Ей предшествует длительный процесс, в котором важную роль играет познавание собственной сексуальности и противоположного пола, процесс познавания элементарных норм общения между полами. Нельзя, следовательно, сказать, что ребенок все больше и больше ориентируется на другой пол. В некоторых фазах он или вовсе отворачивается от него, или обращается к нему бессознательно, как, например, во время занятий подростков онанизмом.
Не у всех детей межполовые отношения в предотроческий период развиваются одинаково. Мы не можем утверждать: на седьмом году жизни происходит то-то и то-то, на девятом то-то и то-то, т. е. не можем дать родителям однозначных критериев развития ребенка.
Это объясняется двумя причинами. Во-первых, у нас пока еще нет ответов на все вопросы формирования межполовых отношений, подкрепленных результатами систематических исследований, которые могли бы считаться достоверными. Нельзя исходить лишь из собственного опыта и думать, что всем детям присуще все то, что отличало моих собственных детей. Во-вторых, необходимо принимать во внимание разницу в развитии между мальчиками и девочками, зависящую от их пола, окружающего мира, степени их общей воспитанности. Нижеследующие рассуждения мы предлагаем в качестве фрагментарных набросков.
На втором-третьем году жизни ребенок начинает понимать, к какому полу принадлежит он сам и принадлежат взрослые. Как правило, критериями в этом случае служат внешние признаки: одежда, прическа и голос. Не соблюдая различия по половому признаку, ребенок в возрасте трех — пяти лет кому угодно предлагает «жениться», «дружить». Основой для ребенка служат его познания окружающего мира и социальный опыт. В игре все это проявляется в четыре-пять лет. Дети играют в «папу — маму — ребенка», включая в игру обмен нежностями, которые они наблюдают у взрослых. Такого рода игры иногда ведут к рассматриванию и ощупыванию половых органов.
Дружба между мальчиками и девочками раннего школьного возраста свободна от сексуальных ощущений. Такого рода дружеские отношения возникают на базе общих интересов, во время дороги в школу и домой, в микрорайоне и т. п., т. е. везде, где мальчики и девочки этого возраста имеют возможность вступать в социальные контакты. Нам кажется, что сейчас над ними подшучивают меньше, чем раньше, реже слышишь теперь: «Мальчикам не пристало играть с девочками!» В среднем школьном возрасте, т. е. перед наступлением зрелости, дети охотно обмениваются письмами сексуально-эротического содержания, высмеивая при этом дружеские отношения между мальчиками и девочками.
«Петер любит Ангелику. Что ты скажешь?» «Знаешь Карстена Ш. из VI Б? Он бы мне понравился и он должен стать моим другом».
«У Моники растут груди, теперь это ясно видно».
«Милая Карин! Пойдем сегодня в парк? Ральф идет с Силкой. Ты знаешь, о чем я хочу написать. Твой Инге».
Эти «письма» четвероклассников свидетельствуют о совершенно безобидном характере контактов, к которым стремятся дети. Они никого не должны беспокоить, тем более не должны — как это нередко бывает — вести к действиям, направленным на искоренение преждевременной «испорченности». Тот, кто так думает, приписывает детям свою собственную испорченность. Взрослые должны воспринимать такие «письма» тактично и без комментариев. Если же взрослые заметят, что такая дружба приобретает устойчивый характер, то полезно побеседовать с ребенком о том, как нужно относиться к представителю противоположного пола.
В V классе мальчики и девочки на некоторый срок отходят друг от друга. Различия в интересах затрудняют учителю проведение общеклассной работы. Это положение постепенно исчезает на двенадцатом году жизни, т. е. с началом наступления зрелости; когда некоторые дети хвастаются своими познаниями в сексуальной области, к ним прислушиваются и мальчики и девочки. При этом некоторые многозначительно кивают, другие хихикают. Некоторые — в первую очередь девочки — проявляют очевидный интерес к определенным мальчикам. Они являются главной темой их разговоров, девочки вздыхают по ним тайком. Бывает и так, что такой мальчик становится первым другом девочки. Мальчики и девочки осознают те перемены, которые происходят с ними в период полового созревания. Противоположный пол становится осознаваемым «раздражителем». Об этом же свидетельствуют и многочисленные вопросы о моральных нормах и правилах общения с представителями противоположного пола.
Установлению прочных отношений между подростками 14 — 16 лет предшествуют контакты на расстоянии. Мечты и флирт как предварительные формы настоящих межполовых связей наблюдаются не у всех подростков и не во всех случаях проявляются с одинаковой интенсивностью. Такого рода позиции связаны как с эротическими, так и с сексуальными намерениями. Избранный предмет поклонения воспринимается как идеал человека, как воплощение человеческой красоты. Девочка не всегда знает о том, что она кому-то нравится. Клевещат те, кто утверждает, что всей нашей молодежи свойственны отсутствие чувств и потребительская психология по отношению к представителям противоположного пола. Конечно, это может наблюдаться у отдельных неотесанных, безответственных и бесчувственных подростков. Однако большинству молодежи присущи глубокие и прекрасные ощущения, безупречные с моральной точки зрения намерения в отношениях с противоположным полом.
Танцевальные знакомства не всегда столь уж поверхностны, как это некоторым кажется. Приведем ответ Клауса П., ученика IX класса, на вопрос «Как я налаживаю дружбу с девушкой (юношей) и в чем я вижу перспективу такой дружбы?»:
«....Когда я иногда играю на музыкальном инструменте, она мне улыбается, и я вынужден в ответ ей улыбаться со сцены. Меня немножко раздражает, что я не могу с ней танцевать.
В моем возрасте целоваться можно, это не ноги ломать. Часто я думаю о нашей совместной жизни, когда мы станем взрослыми и поженимся. Потом я мечтаю о том, что мы будем друг друга любить, у нас будут дети, иногда мы будем немного ссориться, но быстро мириться. И не могу расстаться с мечтами.
Я уже решил пойти с ней погулять или сходить в кино. Когда я сдам на права и смогу управлять мотоциклом, я буду часто к ней ездить. Тогда мы сможем вместе совершить небольшое путешествие. Все это сделает нашу дружбу еще крепче.
Когда я прихожу на танцы, где нам не надо играть, моя маленькая подружка подходит ко мне. Я иду ей навстречу, и мы танцуем. Мы танцуем вместе почти каждый танец. Я еще пока учусь танцевать, а она танцует хорошо, учит меня. Моя мама тоже учила меня танцевать. В перерыве мы выходим, гуляем, беседуем. Иногда целуемся. После танцев я немного провожаю ее домой. На прощание мы целуемся. Возвращаясь домой, я все время о ней думаю».
Как бы ни были различны ответы на эту тему, как бы ни отличались они и по степени достоверности, в первую очередь в отношении «танцевальных знакомств», которые таковыми и остались в отличие от знакомства, описанного выше, все ответы объединяет единая позитивная тенденция, свидетельствующая о высоких моральных ценностях и намерениях. Кстати говоря, в 50 ответах, рассмотренных нами, ясно отражается непонимание родителей, проявляемое ими по отношению к дружеским отношениям между подростками. Уже одно это требует более подробного анализа возникновения и распространения дружеских отношений между мальчиками и девочками. В ходе возникавших после сотен докладов дискуссий мы приходили к выводу, что многие родители оценивают этот процесс негативно, высказывают опасения в том, что, «если подростки ведут себя таким образом», то это «скверно», свидетельствует об их распущенности, содержит опасность будущих несчастий.
Что же в действительности происходит? Каково отношение подростков 14 — 17 лет к противоположному полу, как они себя ведут? В нижеследующей таблице мы приводим данные о числе и возрасте опрошенных по этим вопросам юношей и девушек.
 
Возраст, лет  Юноши   Девушки   В целом
                       Число %  Число %   Число %
   14                  42 22,3    44 19,9     86 21,1
   15                  106 56,2  104 47,2   210 51,5
   16                  39 20,6     68 30,9    107 26,2
   17                   1  0,5       3  1,4         4   1,0
   18                   —  —        1 0,5          1   0,2
  Итого             188           220          408
 
Из таблицы ясно, что свыше 70% опрошенных подростков были в возрасте 15 лет и младше, т. е. являлись учениками IX класса.
Во время опроса приблизительно половина подростков отметила, что они поддерживают гетерогенные дружественные отношения. Учителя говорили нам о том, что по их наблюдениям в VIII классе приблизительно 10% юношей и девушек поддерживали такого рода контакты. В X классе по оценкам педагогов этот процент возрастает до 40. По высказываниям учеников этот процент в целом несколько выше, что является доказательством скрытости некоторых дружеских связей.
Следующая таблица дает представление о распространении дружеских отношений.
                                                                    Юноши       Девушки
                                                                    Число %     Число %
Поддерживают дружеские отношения   88 46,8      106 48,1
Не поддерживают таких отношений       92 48,9      101 45,9
Не дали ответа                                            8 4,3          13  5,9

Разумеется, что приведенная выше таблица не содержит ответов на вопросы о характере, масштабах и продолжительности этих юношеских дружеских отношений.
Данные о характере, степени дружеских отношений были получены из ответов на вопросы, которые мы сформулировали следующим образом:
 — А ты бы попросил (а) свою подружку (своего друга) тебя поцеловать?
 — Ты бы поцеловал (а), если бы тебя об этом попросила твоя подруга (твой друг)?
                                               Всего        Юноши      Девушки
                                              Число %   Число %   Число %
Попросили бы поцеловать  96 23,6      77 40,9    19 8,6
Не попросили бы                302 73,9     103 54,8   199 90,3
Поцеловали бы                   296 72,6     152 79,8    65,4
Не поцеловали бы              102 24,9      25 13,3     77 34,9
(На эти вопросы некоторые подростки ответов не дали).

Мы видим, что юноши «больше требуют» от партнерш, чем девушки. Девушки сдержаннее и в отношении разрешения на поцелуй. Это соответствует социальному распределению ролей между полами и половой активности.
Представляют интерес также и мотивировки поведения:
«Чтобы что-нибудь такое позволить, мне нужно знать его дольше и лучше».
«Я должна ему полностью доверять, знать его характер и как он учится». Эти условия часто приводятся как основание для более тесных отношений.
«Важно, кто просит, чтобы его поцеловали, как он выглядит».
«Он должен мне понравиться».
Здесь понимание ответственности противостоит легкомыслию. Почти все известные дружеские отношения между подростками, как утверждают педагоги, положительно влияют на успеваемость и поведение подростков в коллективе. «Классные парочки» не мешают отношениям в классе в целом.
На содержание дружбы между подростками влияет также их позиция относительно половой близости, которую мы также попытались выяснить. На вопрос: «Какой возраст ты считаешь подходящим для начала половой жизни?» — поступили следующие ответы:

           Возраст, лет            Юноши        Девушки       В целом
                                             Число %        Число %      Число %
              15 лет и раньше      73,7             — —             71,8
              16                             23 12,2         15 6,8          38 9,3
              17                             32 17,0         38 17,3        70 17,3
              18                             62 33,5         95 43,1       158 38,1
            Позже                        59 31,5          69 31,4      128 30,9
Не дали ответа                      4 2,1             3  1,4           7  1,8

Различия между мнениями юношей и девушек невелики.
Практическое поведение в целом совпадает с представлениями подростков. Хотя лишь около 30% опрошенных считают возможным начать половую жизнь после 18 лет, они рассматривают в качестве наиболее целесообразного возраста для вступления в брак 20 — 21 год. Тем самым большинство, хотя и не все подростки, оправдывают добрачную половую жизнь.
Ответы «а вопрос: «В каком возрасте молодые люди могут, по-твоему, вступать в брак?» — показывают родителям, что их «дети» чувствуют и думают в этой связи:
                              Возраст, лет  Юноши      Девушки    В целом
                                                      Число %    Число %    Число %
                                    16                 1   0,5                          1   0,2
                                    17                 4   2,1                          4   0,9
                                    18                38  20,2    23  10,4      61  15,1 
                                    19                14  7,5      29  13,2      43  10,6
                                    20                77  40,9    31  14,1     108  26,6
                                    21                16   8,5   105  47,8     121  29,6
                                    22                14   7,5    21   9,5        35   8,6
                                    23                12   6,4     4    1,8        16   3,9
                                    24                 9    4,8     6    2,7        15   3,7
Не дали ответа 3 1,6 1 0,5 4 0,9
Ответы юношей и девушек на этот вопрос весьма различны. Интересна позиция девушек по этому вопросу, которая свидетельствует о том, что они хотят позже выходить замуж.
Эти высказывания связаны, по-видимому, с тем, что девушки несколько позже юношей начинают жить половой жизнью. Время начала половой жизни легко установить. Однако здесь сложнее установить, какими мотивами за и против руководствуются подростки. Поставив перед подростками вопрос: «Какие условия необходимо выполнить, чтобы начать половую жизнь с подругой или другом?», мы попытались проникнуть в мотивацию молодых людей в этом плане.
Опрошенные подростки в своем большинстве имеют весьма ясные представления на этот счет. Большинство высказываний позволяет сделать вывод о том, что подростки понимают ответственность, связанную с этим шагом. Однако, судя по приведенной ниже таблице, лишь 50% подростков ясно, что при решении вопроса о половой жизни необходимо учитывать многие обстоятельства. Многим подросткам кажется, что достаточно быть долго знакомым или убежденным в том, что молодые люди смогут вести совместную жизнь. Подростки, называющие другие условия половой близости, чаще всего говорят: «Нужно любить друг друга».

                                                                                                             Юноши      Девушки    В целом
                                                                                                             Число %    Число %    Число %
1. Длительное знакомство                                                                25   13,3      10   4,5      35   8,6
2. Наличие возможностей иметь ребенка                                         4     2,1        3    1,4       7    1,7
3. Убеждение в том, что люди могут вести совместную жизнь    57  30,3      73   33,1    130  31,8
4. Наличие экономической базы                                                         1    0,5         1   0,5        2     0,5
5. Дополнительно назвали другие условия                                     21   11,2     25  11,3      46   11,3
6. Назвали несколько условий                                                           85   45,2    111 50,4     196  48,1

Нам представляется, что многие подростки еще вообще не задумывались над ответственностью за партнера и вступление в половые отношения. Об этом, в частности, свидетельствуют ответы пп. 1 и 2 вышеприведенной таблицы: «Какие условия необходимо выполнить для того, чтобы начать половую жизнь с подругой (другом)?»
За каждым ответом скрываются конкретные, нередко глубоко своеобразные размышления и чувства подростков. Многие мысли повторяются, совпадают в основных чертах, но не во всех деталях. Важно, чтобы родители знали о том, что думают их взрослые дети, что они чувствуют, что переживают. Лишь в этом случае родители смогут управлять контактами между юношами и девушками, оказывать влияние на такого рода контакты.
Весьма полезно, чтобы перед чтением следующего раздела родители — думая о собственном сыне или собственной дочери — самокритично и критично отнеслись к приведенным ниже выдержкам из сочинений учениц IX класса. Может быть, и внутренняя жизнь их собственных детей выглядит таким же образом? Что должно быть лучше, а что иначе?
Мартина Е. из IX А класса пишет:
«...У меня тоже есть друг. Ему 17 лет, он учится в
X классе в X. Его родители живут в Р. Мы познакомились 9 месяцев назад. Он красивый, нежный, приветливый. У нас общие увлечения и интересы. Он мне дарит подарки, пусть это даже мелочи.
Он помогает мне делать домашние задания. Он очень порядочный. Я не хочу сказать, что у него одни только положительные качества, У каждого человека есть свои недостатки. Но мне он служит примером. Он хорошо учится. По некоторым предметам лучше меня. Он очень трудолюбив. Мы друг другу помогаем делать уроки. У него есть мотоцикл. Он занимается с моим братом, помогает ему преодолевать трудности. Моим родителям его характер нравится. Мама не возражает против нашей дружбы. Ей только не хочется, чтобы снизилась моя успеваемость в школе.
Папа сначала говорил, что сперва нужно окончить школу и приобрести специальность, а уж потом заводить друга. Но он его хорошо узнал и понял, что он порядочный человек. С ним мы и в самом деле могли бы прожить жизнь...»
Рейнгильда Т. писала:
«Когда исполняется 15 лет, то вступаешь в тот возраст, где возникают многие сложные проблемы, которые невозможно решить без помощи родителей или учителей и воспитателей. Сами того не желая, мы, девочки, вдруг начинаем интересоваться мальчиками. На дне рождения моего двоюродного брата я познакомилась с интересным, симпатичным мальчиком. Ему 17 лет, он учится в X классе. Его я знала и раньше, но никогда им особенно не интересовалась, так. как думала, что он слишком гордый. Но в тот день мое мнение коренным образом переменилось. Мы разговорились, он мне рассказал о школе и о своих планах. Особенно мне понравились его откровенность и честность. Он хорошо учится, целеустремленный. А мне такое всегда импонирует. У него пять братьев и сестер, которые моложе его. Поэтому ему приходится много помогать родителям, что он охотно делает. На празднике мы случайно встретились на танцах с К- После танцев он проводил меня домой. Маме я обо всем рассказала в тот же день. Она ничего против не имела, сказала только, что моя успеваемость не должна снижаться. А вот папе дружба девочек с мальчиками не нравится. Он сказал, что мне еще очень мало лет, сначала мне нужно окончить школу и получить специальность. Поэтому я часто терзаюсь противоречиями. Хочу с ним встречаться, но в то же время не хочу обижать папу. Мы встречаемся примерно раз в две недели, стали хорошими друзьями. Когда мы вместе, то говорим о хороших книгах, о современной музыке, о школьных делах. Время от времени мы с ним и с моей подружкой ходим на танцы. Там мы встречаемся еще с одним мальчиком. Я думаю, что мы могли бы и в дальнейшем быть вместе. Со мной он ведет себя корректно, ненавязчиво. Думаю, что в нем я нашла настоящего друга и товарища».

 
 

 (голосов: 1)

Распечатать

Семья.)

Словарь семейного воспитания

» Центр Начало
Адрес: ул. Некрасова д.2Телефон: 8-910-224-83-74Время работы: с 8.00 до 21.00

» Дейл Карнеги - отец забывает
Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в ...

» Младенческий возраст
«Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».(Альберт Эйнштейн)• Режим сна• Вскармливание грудью• Правильное питание кормящей матери• Гигиена ребенка&bu ...