Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_330.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > Какие вопросы волнуют детей и подростков
Воспитание детей > Половое воспитание (вобщем) > Какие вопросы волнуют детей и подростков

Какие вопросы волнуют детей и подростков


В процессе общения с окружающим миром ребенок дошкольного возраста уже сталкивается с проблемами пола. Он замечает, что рождаются дети, взрослые вступают в брак, у женщины есть грудь, а у мальчиков и мужчин — половой член. Дошкольник включает эти познания в игру, ставит перед взрослыми вопросы о половых отношениях. Сексуальные проблемы являются неотъемлемой составной частью жизни человека. Точно так же им принадлежит весьма серьезная роль в процессе воспитания дошкольников, школьника и подростка.
Многие родители и педагоги спрашивают, существует ли половое воспитание до наступления половой зрелости. На этот вопрос можно ответить положительно, если понимать половой вопрос в широком смысле, а не сводить его только лишь к интимным контактам. Сексуальность — это или составной элемент человеческой личности в целом, или же явление половой близости представителей различного пола, а сексуальное поведение — это часть всего поведения человека, определяемого как биологическими, так и общественными факторами.
В дошкольном возрасте мы не сталкиваемся с такими видами сексуальных или эротических действий, о которых можно было бы сказать, что они непосредственно направлены на представителя иного пола. Никакой роли при этом не играют и половые гормоны, появление которых в моче у девочек отмечается на третьем-четвертом году жизни, а у мальчиков приблизительно год спустя. Сексуальные ощущения ребенка дошкольного возраста все еще ограничены собственным телом. Советский педагог и биолог А. Г. Хрипкова писала в этой связи о весьма различных причинах раннего возникновения сексуальных ощущений у детей. Речь прежде всего идет о нарушениях элементарных правил ухода за детьми. Неопрятность тела, в первую очередь половых органов, приводит к возникновению процессов воспаления, раздражения, зуду в половых органах. Ребенок расчесывает зудящие места, и если это повторяется часто, то возникает привычка, ведущая к формированию ощутимого сексуального возбуждения [См.: Хрипкова А. Г. Разговор на трудную тему. М.: Педагогика. 1970, с. 37].
В нормальных условиях, при соблюдении правил необходимой личной гигиены детей, такого рода явления и проблемы возникают редко. Лишь в школьном возрасте мы сталкиваемся с единичными проявлениями явных сексуальных и эротических реакций. Однако так называемые деликатные вопросы появляются раньше. Детям они деликатными, правда, не кажутся, представляясь таковыми исключительно взрослым, еще не преодолевшим стеснительность перед половым воспитанием.
На четвертом-пятом году жизни большинство детей задают вопросы о «происхождении» детей. Ребенок спрашивает: «Откуда появляются маленькие детишки?» В возрасте 5 — 7 лет, как правило, спрашивают о рождении ребенка: «Как дети из живота матери выходят наружу?» Начиная с 8 лет необходимо ожидать различных вопросов о появлении ребенка: «Откуда дети берутся в животе у матери?», «Правда ли, что мужчины также рожают детей?» Вопросы зависят от знаний детей. Часто один вопрос непосредственно вытекает из другого. Некоторых родителей и воспитателей, не подготовленных к таким вопросам, они все еще приводят в замешательство. Они уклоняются от ответов на них, откладывают их на более поздний срок, рассказывают порой сказки про аиста и других «поставщиков детей», а то и вообще отсылают детей прочь. Это неправильно. Такого рода «ответы», а на самом деле обман, не могут удовлетворить ребенка. Ребенок задает вопросы потому, что он хочет что-то узнать, для него вопросы по проблемам пола ничем не отличаются от других, и отвечать на них нуж: но без всякого смущения, правдиво, в доступной для ребенка форме.
Следует избегать приукрашивающих действительность, расплывчатых и неточных выражений при ответе на вопросы о половой жизни людей.
Такие правильные с научной точки зрения слова, как член, влагалище, грудь и т. п., ясны и совершение понятны каждому ребенку. Для использования этих терминов, однако, необходимо преодолеть собственные внутренние препятствия, принять решение о том, что необходимо заниматься половым воспитанием ребенка. Дети ясно видят, когда родителям или воспитателям неприятно говорить о каком-либо предмете. Такого рода впечатления при их неоднократном повторении могут привести к тому, что ребенок будет испытывать затруднения при постановке вопросов, а также к утрате доверия родителями и воспитателями у ребенка.
«Если мы говорим, что малышей нельзя обманывать, что им нужно говорить одну лишь правду, то это отнюдь не означает, что им в таких случаях нужно рассказывать все, о чем знают взрослые. Искусство педагога в том-то и состоит, чтобы говорить детям правду в доступной для детского восприятия форме и в соответствующем объеме» [Хрипкова А. Г. Разговор на трудную тему. с. 39] — такие советы родителям дает А. Г. Хрипкова.
Как же родители и воспитатели должны отвечать на вопросы детей?

О происхождении детей.

 — Откуда берутся маленькие дети?
 — Как я появился на свет?
 — Меня тоже сначала держали в клинике?
«Дети развиваются в животе матери. Им там тепло, там они имеют надежную защиту. Вначале они очень маленькие и чувствительные. Когда они становятся больше, умеют самостоятельно дышать и пить, тогда они появляются на свет. Матери в этот период нужно оказывать помощь, потому что рост ребенка у нее в теле ее очень утомляет». О рождении ребенка.
 — Как дети появляются из живота матери?
«Дети появляются на свет во время родов через маленький проход, влагалище. Когда ребенок рождается, влагалище увеличивается, а затем снова уменьшается. Во время рождения ребенка мама находится в клинике, ей приходится очень сильно напрягаться, чтобы ребенок прошел через влагалище. Однако матери всегда охотно страдают ради своих детей».

О том, почему рождаются дети.

 — Откуда берутся дети в животе у матери?
 — Как возникает ребенок?
 — А мужчины тоже детей рожают?
«Ребенок зарождается из очень маленького, совсем крошечного яйца. Ребенок появляется не из каждого яйца, которое есть в организме матери, а только из такого, которое оплодотворено сперматозоидом мужчины. Для того чтобы он попал в организм матери, нужно член ввести во влагалище. Такой процесс, совершаемый двумя любящими друг друга людьми, называется половым актом. Взрослым он доставляет большую радость. Физическая близость им очень приятна. Не при каждом половом акте происходит оплодотворение яйца. Лишь иногда сперматозоиды из влагалища через яйцевод попадают в матку и оплодотворяют яйцо. В матке не всегда есть яйцо, которое может быть оплодотворено. После того как произошло оплодотворение яйца, из него путем деления возникают многочисленные клетки, которые, цепляясь одна за другую, перемещаются в матке, после чего в каком-то месте прикрепляются к стенке матки. Там формируется плацента. Через нее и через пуповину происходит питание ребенка. Его окружают и защищают оболочка яйца и околоплодная жидкость. В околоплодной жидкости ребенок может двигаться. Эти движения мать ощущает начиная с четвертого-пятого месяца, а всего беременность продолжается девять месяцев».
После таких ответов легче отвечать и на последующие вопросы. Постоянно следует следить за тем, чтобы ребенок не только получал ту или иную информацию, но чтобы вместе с тем формировалось и его поведение. Это возможно в тех случаях, когда у воспитательниц детского сада, учителей и родителей одинаковые взгляды на воспитание и они стремятся претворить эти взгляды в жизнь.
Ребенок может задать следующие дополнительные вопросы:
 — Почему у некоторых детей нет папы?
 — Как происходит питание ребенка в теле матери?
 — Что такое преждевременные роды?
 — Что такое послед?
 — Как получаются двойняшки?
Если придерживаться сформулированного выше принципа, то и на эти вопросы можно дать ясные, правдивые и понятные ответы. Дети не ждут от взрослых слишком подробных ответов, пока еще не соответствующих уровню их развития, и поэтому не следует вначале отвечать слишком подробно.
Подростки задают родителям и воспитателям вопросы уже совершенно иного характера- Хотя подростки интересуются и собственно сексуальными вопросами, на первый план здесь все же выдвигаются вопросы морального плана, связанные с завязывающимися близкими отношениями с представителями противоположного пола.
 — Можно ли в 15 лет иметь друга (подругу) ?
 — Как найти настоящего друга (настоящую подругу) ?
 — Как разобраться в серьезности намерений?
 — Насколько далеко можно позволить себе зайти?
 — Как мне отвечать на его требования? — Дружить нужно открыто или тайком?
 — Что служит основой начала половой близости? — Можно ли мне привести друга (подругу) домой?
 — Можно ли мне с моей подругой вместе ходить в поход?
 — Как предотвратить беременность?
Перечень такого рода вопросов можно продолжать до бесконечности, их характер останется неизменным. Молодые люди ищут ответы на этические проблемы, вытекающие из общения с представителями противоположного пола. Вопросы такого плана являются подтверждением высокого чувства ответственности молодых людей, их доверия родителям. Если подростки не задают таких вопросов, то родителям нужно подумать, а доверяют ли им их дети вообще. Может быть, они когда-то что-либо запретили без какого-либо основания; оттолкнули ребенка, не выслушав его до конца; говорили, не находя понимания.
Если же подростки обращаются с такими вопросами к родителям, то это свидетельствует об их доверии, что является главным условием для ответа на вопросы и для необходимого руководства подростками в их контактах с представителями иного пола. Вопросы отражают проблемы, которые волнуют подростков. Если родители не отвечают на их вопросы, то это значит, что они оставляют их с этими проблемами один на один. В последующих разделах мы предлагаем родителям и воспитателям некоторые схемы ответов, соответствующих нормам социалистической морали.