Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_201.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 О развитии речи мужчин и женщин » Семейные отношения и воспитание детей с пониманием.

Мужчина, женщина, семья

Психологические особенности мужчин и женщин
Психосексуальное развитие
Секс и супружество
Сложный путь любви
Развод: фантомы и вымыслы


Родители и дети

Психические особенности детей разного возраста
Вызывающее поведение детей
Техника семейного воспитания
Помощь ребёнку в учёбе
Чем занять ребёнка дома?
Словарь семейного воспитания

Половое воспитание детей

Половое воспитание (основы)
Половое воспитание и психогигиена пола у детей


Наш опрос

Детям в Белгороде

Хорошо
Детских садов мало
Нехватает семейного воспитания
Нужно больше организаций досуга

Архив новостей

Апрель 2009 (2)
Март 2009 (442)

Счетчики

    Rambler's Top100

О развитии речи мужчин и женщин

Категория: Психологические особенности мужчин и женщин



«Здесь вам не тут» (Армейский фольклор)
Женщины говорят больше мужчин, их речь менее категорична, богаче по словарному запасу и грамматическому строю. Мужчины говорят короткими фразами, речь мужчины грубее, в ней, как правило, больше слов-паразитов и жаргонных элементов. Исследования показывают, что у женщин лучше развит вербальный интеллект, а у мужчин — интеллектуально-зрительные операции. Превосходство девочек в речевом развитии начинает бросаться в глаза в конце начальной школы, в 10-11 лет [22]. (По наблюдениям многих они вообще начинают говорить раньше.) У мальчика тоже возможно развить высокие вербальные способности, но для этого родителям придется (отчасти) применять педагогические модели, традиционно используемые в отношении девочек, т. е. требовать от мальчика общей дисциплинированности и ограничивать его внешнюю поведенческую активность.
Однако, дело здесь не только в самостоятельности и независимости мальчишек, хотя значительная свобода передвижений сама по себе уже обеспечивает недоразвитие речевых функций (получается, что девочки много общаются со взрослыми, а мальчики — друг с другом). Как известно, именно у мужчин наблюдается функциональная асимметрия (или специализация) мозговых полушарий, т.е. с речью связано только левое, а правое отвечает за невербальные способности. (Мужчины показывают ошеломляющие результаты по чтению двухмерных схем и ориентации в пространстве [72].) У женщин в процессе речи в равной степени задействованы оба полушария, возможно поэтому женщины лучше справляются с заданиями, требующими языковых способностей. Некоторые ученые предполагают, что асимметрия возникает уже на эмбриональной стадии вследствие влияния мужского полового гормона тестостерона [113]. Также можно предположить, что некоторые различия в речевой активности мужчин и женщин возникли исторически в результате специфики их трудовой деятельности. Не исключено, например, что преимущества женщин в речевой деятельности связаны с обучением младенцев речи, т. к. этот процесс сопряжен с многократным повторением отдельных звуков, слов и словосочетаний.
Общую картину речевых способностей женщин хорошо дополняет новое открытие американских нейропсихологов, которые обнаружили существенные различия в лимбической системе мужчин и женщин. (Лимбическая система — это отдел головного мозга, управляющий инстинктами и некоторыми эмоциями, такими, как ярость, страх и симпатия.) Открытие состоит в том, что мозг мужчины активнее использует древнюю часть лимбической системы. Между тем, в лимбической системе находится отдел Gyrus cinguli, появившийся на поздних стадиях развития. Именно этот отдел, по мнению ученых, несет ответственность за образование пар (у людей). И именно этот отдел в большей степени задействован у женщин, поскольку расположен рядом с речевым центром [113]. Таким образом становится понятным, почему «многоговорящие» женщины легче выражают чувства словами и являются более стабильными в браке. (Расхожее утверждение «Женщины любят ушами» получает в этом случае свое физиологическое обоснование.)
По данным исследователя Джона Ноэна, женщины лучше владеют своим речевым аппаратом. На отрезке 120 секунд женщины произносят 214 слов, а мужчины — 152.
Женщины оформляют структуру мысли в процессе громкой речи. Рассказывая что-либо, женщины расшифровывают неявные сигналы, свидетельствующие об определенном эмоциональном состоянии окружающих. Для мужчины рассказывать — значит передавать факты [72]. Матери часто жалуются, что сыновья не хотят с ними разговаривать, ограничиваясь односложными замечаниями. («А чего рассказывать-то?..») Вечером, после работы, когда мужчина ищет мира и спокойствия (почитать газету, посмотреть телевизор), чрезмерное любопытство и речевая мобильность жены усугубляет его психологическое состояние. (Некоторые мужья чувствуют себя, как на допросе.) Манера женщины рассуждать вслух утомляет мужчину. Мужчина размышляет про себя, а вслух произносит только выводы. Собравшись вместе, несколько женщин могут подолгу обсуждать одно и то же, а потом еще раз завернуться вновь. Слушать все это — непосильная задача для мужчины. В стрессовой ситуации женщина может говорить бесконечно. (Женщине надо выговориться.) Проявляя любовь к жене, мужчина перерабатывает предложенную ему информацию и выдает совет. Мужчина осознает свою ответственность за выработку решения, в противном случае, он будет считать себя потерпевшим поражение.
Для женщины поделиться своими эмоциями с мужчиной есть форма общения, от которой она безболезненно перейдет к другой деятельности и позабудет все огорчения. (Женщина не ищет совета.) Сталкиваясь с рассудительностью или неразговорчивостью супруга, женщина думает, что мужчина к ней охладел. (Три четверти работающих женщин считают неразговорчивость крупнейшим недостатком своих мужей.) Женщина ищет утешения в беседе с мужчиной. Мужчина проявляет любовь и нежность в преобразующей деятельности (по дому). Если бы не женщина, мужчина, вообще, многое бы не делал. Пока женщина сокрушается об изменении отношений, мужчина выпиливает для нее фигурную полочку, строит беседку или ремонтирует семейный автомобиль. Материальные усилия мужчины во имя женщины — лучшее подтверждение сохранности его чувства любви.
— Это редкая удача. Конечно, в Америке все дорого, но я постараюсь тратить от силы пятьдесят долларов в неделю; говорят, американцы очень гостеприимны, и я смогу угощаться на дармовщинку. Не вижу, почему бы мне не скопить за сорок недель восемь тысяч долларов, а это тысяча шестьсот Фунтов. («Он не любит меня. Ему на меня наплевать. Я его ненавижу. Я готова его убить. Черт побери этого американца!»)
(Сомерсет Моэм. Театр)

Женщина может обсуждать несколько тем одновременно и делать одновременно несколько дел. (В связи с этим женщине чрезвычайно подходит секретарская работа.) В одно и то же время мужчина может делать только одно дело (или разговаривать с женщиной, или забивать гвоздь молотком). У женщины, которая одолевает мужчину беседой, например, во время поездки в автомобиле, — очень большая вероятность нарваться на неприятности. Мужчина, который хочет сконцентрировать внимание во время работы, или «врубает» магнитофон на полную громкость, или ультимативно требует тишины. Смотреть телевизионную информационную программу в паре с супругом также не представляет удовольствия для женщин. Все посторонние брожения и звуки будут восприняты непременно как вторжение в личное пространство мужчин. Женщины в момент сосредоточения легче реагируют на вхождение в свое личное пространство. Сосредоточенные мужчины на вхождение женщины, как правило, реагируют агрессивно.
Так или иначе, оставаясь вербально активными на протяжении всей жизни, женщины проявляют больше интереса к людям, выше ценят взаимоотношения, легче воспринимают новую информацию и сохраняют способность учиться в любом возрасте в отличие от мальчиков-мужчин.
Различия в системе ценностей мужчин и женщин
 Скажи мне что-нибудь на прощанье! Марта медленно попятилась от него:
 Что?..
 Подумай. Всегда найдется что-то важное для такой минуты.
 Я буду ждать тебя. — Она говорила с трудом и продолжала отступать.Губы ее пересохли. Дыхание участилось.
 Рамкопф с беспокойством вглядывался в ее лицо.
 Нет — нет, не то... — Мюнхгаузен в отчаянии ударил кулаком по стволу пушки.
 Я очень люблю тебя! — Марта отошла в противоположный конец огражденного пространства.
 Дирижер с удивлением обернулся. Оркестр прекратил играть.
 Карл... я...
 Рамкопф делал ей отчаянные знаки.
 Не то! — гневно крикнул Мюнхгаузен.
 Я... — Марта попыталась что-то сказать и вдруг закричала что есть силы: — Карл! Они положили сырой порох!
 Наступила мертвая тишина... Рамкопф бросился со всех ног к судье. Волнение охватило зрителей. Мюнхгаузен ликовал.
 Пусть завидуют! — И закричал еще громче: — У кого еще есть такая женщина?.. Томас, ты принес то, что я просил?..
 Да, господин барон! — крикнул Томас с городской стены. — Вот этот сухой, проверенный!
 Он швырнул бочонок с порохом. Мюнхгаузен ловко поймал его. Передал артиллерийскому офицеру.
 Прощайте, господа! — гордо и весело произнес Мюнхгаузен.
(Григорий Горин. Сценарий телевизионного фильма «Тот самый Мюнхгаузен».)
Различие в тематике разговоров наблюдается уже в детском возрасте. Английский психолог Хаас А. исследовала речевое поведение детей 4-х, 8 и 12 лет и показала, что мальчики между собой больше говорят о спорте и досуге (кто что сделал, как действует то или иное устройство), а девочки - о личности, школе (кто кого любит, кто на кого сердится), желаниях и потребностях. Девочки в разговорах друг с другом чаще смеются и говорят приятное, тогда как мальчики кричат и требуют. Мальчики с раннего возраста более склонны к коллективному общению, а девочки — к формированию замкнутых микрогрупп [58].
«Мальчики бегают, прыгают, борются и воображают себя то танком, то самолетом, в то время как девочки разговаривают обсуждая, какой мальчик больше им нравится или как глупо выглядят некоторые из них».
(Аллан Пиз, Барбара Пиз. Язык взаимоотношений. Мужчина и женщина)
До подросткового возраста мальчики предпочитают играть большими компаниями (куда вполне могут входить и девочки). Состав мальчишеских компаний определяется единством ситуативных интересов. Девочки предпочитают небольшой круг близких подруг, для них важнее сами дружеские отношения, а игра выбирается по общему согласию. Мальчики чаще стремятся добиться единоличного лидерства в группе, подчинить других своим интересам; их группы почти всегда имеют выраженную иерархическую структуру. Мальчики встречают новенького с безразличием и принимают в группу только в том случае, если сложившаяся иерархия сочтет, что он может быть полезен в каком-то качестве. В конце дня мальчики не знают ни имени, ни фамилии новенького, но уже понимают, насколько он хорош в игре. Девочки испытывают симпатию к тем, кто страдает от недостатка внимания или другого недостатка. (Сверстника с физическим изъяном мальчики делают жертвой.)
Девочки реже стремятся к единоличному лидерству, для них важнее сохранить сплоченность группы. Девочки отстраняются от той из сверстниц, которая желает показать свою власть. У девочек всегда две задачи: быть положительными в глазах взрослых и поддерживать как можно более теплые отношения с подругами. Девочки пытаются избегать трений в общении и, чтобы добиться своего, чаще всего используют уговоры. Мальчики решают свои проблемы с помощью бравады, приказов и угроз. У них высоко ценится физическая сила. Их разговоры полны самовосхваления. Мальчики приобретают статус через умение держаться авторитетно (уверенно), через способность к жесткому разговору с чужими и готовность драться с обидчиками. Их сверхзадачи — быть независимыми от взрослых и самоутверждение в широком круге лиц.
«Если девочка складывает домик, то это будет длинное низкое здание, главное в котором воображаемые люди, в нем живущие; мальчик же старается построить структуру большую по размеру и более высокую, чем у мальчика по соседству».
(Аллан Пиз, Барбара Пиз. Язык взаимоотношений. Мужчина и женщина)
Взрослея, мальчики и девочки обогащают свою систему ценностей. У юношей преобладают профессионально-образовательные и романтико-познавательные установки, а у девушек романтико-познавательные и семейно-бытовые. (Девушки педагогических вузов в большей степени, чем юноши хотят стать кандидатами наук.) С самого детства мужчины настроены на то, что они будут работать, чтобы по меньшей мере прокормить семью. Только незначительная часть женщин в детстве задумывалась над этим вопросом. (Большинство девушек на профконсультации тайно настроены на то, что им удастся найти спутника жизни, который сможет их содержать.) Девушек в профессии привлекает возможность самосовершенствоваться и быть полезной людям. Юноши мечтают реализовать свои способности, творить и быть оригинальными.
Большую часть жизни мужчины занимает работа. Работа — это та область, где мужчина обретает свой социальный статус, основной источник его самоуважения. Самооценка мужчины в период становления зависит от его признания на работе. Если женщина несчастлива в межличностных отношениях, она не может сконцентрироваться на работе. Если мужчина несчастлив на работе, он неадекватно воспринимает свои межличностные отношения. Инициативный ответственный молодой мужчина, который не может проявить себя на работе, каждую неделю приносит домой новую безумную идею. (То он предлагает жене куда-нибудь уехать, то он хочет где-нибудь подучиться, то он придумывает новый бизнес.) Если мужчина резко отрицательно относится к работе, значит он отказывается чувствовать себя неудачником, но не может понять, на каком бы поприще он смог бы достичь успеха.
По-настоящему за живое задевают мужчин те женщины, которые обскакали их в карьере («возомнили себя важными птицами»). Те из мужчин, кто имеет собственные претензии на должность, не верят, что в продвижении женщины все было чисто («наглая шлюха» является для них синонимом «весьма удачливой особы») [18]. Еще одна мужская проблема — это когда жена, не дай бог, зарабатывает больше. В этом случае мужьям начинает казаться, что их все чаще заставляют играть роль жены (но об этом попозже).
«Совсем недавно ученые Чикагского университета и национального института психиатрии вывели десять «жизненных факторов», способных вызвать у мужчин серьезное беспокойство или депрессию. Три фактора из десяти связывались с женитьбой, два — с отцовством, а остальные имели непосредственное отношение к работе, когда речь шла об увольнении, понижении в должности или необходимости оставить работу в связи с ухудшением здоровья».
(Джойс Бразерс. Что каждая женщина должна знать о мужчинах)
Благополучие мужчины, его душевное и умственное здоровье настолько зависит от его работы, что наибольшее число зарегистрированных случаев самоубийств среди мужчин совершается именно в результате увольнения с работы, а не вследствие смерти жены или ребенка [18]. После принудительного увольнения с работы многие мужчины буквально «разваливаются на части» (депрессии, язвы, гипертонии). Это драма всей их жизни. Как показывают исследования, женщины гораздо легче переживают административное увольнение, легче меняют профессию и приспосабливаются к сложившейся обстановке. (Их жизнь на пенсии, как правило, более наполнена, чем у мужчин.) «Слабая половина» человечества быстрее соглашается на любую, пусть даже не очень интересную работу, считая, что лучше что-то, чем вообще ничего. (Женщина более трезво оценивает ситуацию и понимает, что завтра эту работу ей могут не предложить.)
Увольнение с работы для женщины не радость, но и не конец света. После кратковременной депрессии она начинает активно действовать, подключая к решению своей проблемы родных, друзей и близких. (Женщина не боится показать свою уязвимость.) Мужчина считает, что он всегда должен овладеть ситуацией сам, т. е. вести себя как мужчина. После увольнения мужчина находится в состоянии хандры значительно дольше женщины. (Согласиться на заведомо худший вариант для него значительно сложнее.) Мужчина, как правило, очень самолюбив, и его амбиции не позволяют ему делать шаги назад по профессиональной лестнице. Даже управляя автомобилем, мужчина соревнуется с другим мужчиной.
 Нашего петуха не могут побить.
 А вдруг побьют?..
 Остается еще сорок пять дней, — сказал полковник. — Зачем думать об этом сейчас?.. Женщина пришла в отчаяние.
 А что мы будем есть все это время?.. — Она схватила его за ворот рубашки и с силой тряхнула.
 Скажи, что мы будем есть ?..
 Полковнику понадобилось прожить семьдесят пять лет — ровно семьдесят пять лет, минута в минуту, — чтобы дожить до этого мгновения. И он почувствовал себя непобедимым, когда четко и ясно ответил:
 Дерьмо.
(Габриэль Гарсиа Маркес. Полковнику никто не пишет)
Общественное признание и удовлетворенность работой имеют достаточный вес в системе ценностей современной женщины, однако в ее жизни, по-прежнему, большую роль играют традиционные факторы, такие как любовь, дети, тепло и уют домашнего очага, и т. п. Не реализовав себя на работе, женщина самореализуется в семье и быту. Она обычно консервативна в науке, зато прогрессивна в хозяйственной сфере (любит переставлять мебель, освежать стены и потолки, красить полы, клеить обои). Мужчина болезненно воспринимает изменения привычной обстановки, долго настраивается на ремонт (оглядывая убранство праздничного стола, может не на шутку разворчаться из-за смены меню).
Выбирая род занятий, мужчина интересуется прежде всего содержанием деятельности и возможностью продвижения в ней, а женщина придает большое значение эмоциональному климату и межличностным отношениям на производстве. По данным исследователя Чугуновой Э., при поступлении на работу в НИИ для женщин главным фактором является комфорт данного учреждения, а для мужчин — возможность заниматься исследовательской деятельностью [15]. В целом система ценностей зрелого мужчины построена на самостоятельности, инициативности и независимости. Мотором в жизни мужчины остается интерес. Эпицентр интересов мужчины находится в предметном мире. В отличие от мужчины, женщину меньше мотивирует само содержание труда. Женщине чрезвычайно важно знать, что ее работа полезна окружающим. Женщина в большей степени чувствительна к мнению начальника (хотя она будет это отрицать, но мнение начальника ей небезразлично), она более социально зависима и конформна [16].
Школьным учителям хорошо известно, что девочки больше, чем мальчики, склонны апеллировать к старшим в случае каких-либо конфликтов и затруднений. Мальчики же в аналогичных ситуациях жалуются заметно реже и предпочитают разбираться между собой. Такая же тенденция сохраняется во взрослой жизни.
Если, например, женщины ссорятся, то им потом трудно наладить взаимоотношения. Они подолгу не общаются друг с другом. В мужских же группах наблюдается почти противоположное. Мужчины могут очень сильно спорить по каким-либо вопросам, но, как только причина разногласий выяснена, никаких трений во взаимоотношениях не наблюдается. Психологи объясняют это следующим образом: в детстве девочки играют, как правило, в бесконфликтные игры, пытаясь как можно более гармонично выстроить свои отношения (т. е. девочки не приобретают навыка решения конфликтных ситуаций). Мальчики же играют в бесконечные войны и постоянно на кого-то охотятся (т. е. в процессе игры, непосредственно, возникает масса конфликтных ситуаций, которые мальчики должны быстро решать, чтобы продолжить) [58].
Мужчина способен некоторое время наблюдать за дерущимися мальчишками, ожидая, что из всего этого получится. Женщина, скорее, сразу вмешается в конфликт и наделает шуму больше, чем сами дети.
Мужчины чаще ссорятся и чаще меняют свое мнение о человеке. В отличие от женщин они никогда не сжигают мостов. (Женщины конфликтуют очень лично.) Ради дела и значительной выгоды вчерашние противники и конкуренты (почти враги) могут сплотиться и быстро забыть про свою непримиримость (чтобы, к примеру, «задвинуть» кого-нибудь третьего). Такая «бесхребетность» и «беспринципность» никогда не будет понятна женщине. Враждующие мужчины могут поносить друг друга за глаза, но это отнюдь не помешает им в любой момент объединить свои усилия. (Деловой женщине следует всегда учитывать эту психологическую особенность представителей «сильного пола», которые много времени проводят в курилках, а потом непонятно от чего «на фронте меняется диспозиция».)
Главная помеха деловой карьеры многих женщин — это неумение девочек, а затем женщин «играть в команде» (т. е. быть снисходительными к недостаткам других людей). Не надо торопиться рассказывать первому встречному про то, что вы сегодня думаете о своих сослуживцах. (Надо вести себя более сдержанно!) Не надо постоянно ждать похвалы от начальства. (Некоторые женщины буквально следуют линии поведения начальства и иногда бегут впереди паровоза.) Серьезную ошибку совершают те бизнес-леди, которые, растеряв в погоне за успехом всякую женскую мудрость, обольщаются своим развитием и своей незаменимостью и напрочь забывают про взаимные лояльные отношения «ты — мне, я — тебе».
«Женщина, в общем, много более замкнута в личностном отношении, нежели мужчина. Ее мир состоит из отцов и матерей, братьев и сестер, супругов и детей. Остальной мир состоит из подобных семей, которые обмениваются знаками внимания, а вообще интересуются, в сущности, сами собой».
(Юнг К. Г. Отношение между Я и бессознательным)

Давно пребывая в мужском мире (мире работы), женщины пока еще учатся действовать по-мужски. Женщины больнее жалят словом. Они гораздо острее переживают грубость, но и сами делают более язвительные суждения. Мужчины, напротив, резки, но не стремятся вкладывать в свои слова тайный смысл и уязвить партнера по общению. Положительное отличие представительниц «слабого пола» состоит в том, что они значительно меньше, чем мужчины, реагируют на ухаживания и четко разграничивают развлечения и дело. Различия полов касаются и восприятия жизненных коллизий. Традиционно считается, что женщины переживают их с большей чувствительностью и тяжестью, однако, исследования, выполненные за рубежом, не подтверждают этот вывод. Оказалось, например, что женщины-администраторы профессиональный стресс переживают легче, чем администраторы-мужчины [15].

 (голосов: 8)

Распечатать

Семья.)

Словарь семейного воспитания

» Центр Начало
Адрес: ул. Некрасова д.2Телефон: 8-910-224-83-74Время работы: с 8.00 до 21.00

» Дейл Карнеги - отец забывает
Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в ...

» Младенческий возраст
«Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».(Альберт Эйнштейн)• Режим сна• Вскармливание грудью• Правильное питание кормящей матери• Гигиена ребенка&bu ...