Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_197.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > Система факторов, влияющих на психологические особенности мужчин и женщин
Воспитание детей > Психологические особенности мужчин и женщин > Система факторов, влияющих на психологические особенности мужчин и женщин

Система факторов, влияющих на психологические особенности мужчин и женщин


Физиологическая разница между мужчиной и женщиной проявляется в момент зачатия. На этом этапе отличие между мужским и женским эмбрионом заключается в том, что женский эмбрион содержит две Х-хромосомы, а мужской — хромосомы X и У.
На концентрацию Х.У-хромосом в половых продуктах отца решающее значение оказывает сексуальная активность мужчины в данный момент времени (вне зависимости от его возрастной группы). «Щадящий» режим половой жизни, зачатие после достаточно длительного воздержания ведут к увеличению рождаемости девочек, а режим интенсивной половой жизни — мальчиков. Первичное соотношение полов (на уровне зачатия) таково: на 100 особей женского пола приходится 120-170 плодов мужского пола. Мужской плод менее жизнестоек, легче инфицируется, что обнаруживается уже в первые 3 месяца беременности. (Сказывается отсутствие второй Х-хромосомы.) Вторичное соотношение полов (при рождении) составляет уже 103-107 особей мужского пола на 100 плодов женского пола [15].
В течение первых 6 недель беременности мужской и женский эмбрионы развиваются совершенно одинаково. На шестой неделе в мужском эмбрионе начинает работать У-хромосома, побуждающая организм плода вырабатывать гормон тестостерон. Благодаря тестостерону, плод в матке меняется, у него развиваются мужские признаки. После рождения ребенка тестостерон вырабатывается в основном яичками, но небольшое его количество производится и надпочечниками. Яички есть только у мужчин, а надпочечники имеются и у мужчин, и у женщин, т. е. тестостерон вырабатывается у тех и у других, разница — в количестве. Количество вырабатываемого тестостерона индивидуально для каждого, но, в целом, у мужчин его естественно больше, чем у женщин. Ежедневное измерение тестостерона у 20 молодых взрослых мужчин в течение двух месяцев показало, что его уровень (в плазме крови) существенно колеблется изо дня в день от 14 до 42 процентов. Средний уровень андрогенов (группа гормонов, к которой относится тестостерон) у женщин составляет 6 процентов максимального мужского уровня. (Однако эта цифра не является фиксированной, так как все зависит от стадии менструального цикла [43].) На самом деле, гормоны всех трех групп — андрогены (мужские гормоны), эстрогены (женские гормоны) и прогестины (прогестерон — гормон родительского инстинкта) — присутствуют у того и другого пола, различаясь пропорциями и биологическим воздействием на организм.
Доказано, что андрогены усиливают агрессивное поведение индивидуума [43]. (В силу большего дискомфорта мальчик совершает больше движений.) Гормон эстроген вызывает у женщин ощущение удовлетворенности и благополучия. (Продукты, содержащие эстроген, прописывают агрессивным мужчинам.) Поскольку в организме мужчин по сравнению с женским содержание тестостерона всегда намного выше, считается, что мужчина биологически предрасположен к непоседливости, враждебности и предприимчивости. От количества тестостерона в крови зависит еще сексуальная активность мужчины, его оволосение (к примеру, рост бороды), леворукость, склонность к перемене мест, к захвату новых территорий, его способность ориентироваться в пространстве и потребность доминировать в отношениях [72]. Деловому и учебному успеху женщин также сопутствует более высокий уровень тестостерона в крови. Девушки-студентки, чьи матери принимали мужские гормоны во время беременности, лучше успевают по академическим дисциплинам. (У них, однако, более жесткий характер и острее стоит проблема оволосения тела.)
По данным научных исследований, за последние 50 лет уровень тестостерона снижается у мужчин и мужчина становится менее воинственным. Напротив, постоянное использование противозачаточных таблеток (содержащих большое количество тестостерона) медленно, но верно влияет на развитие агрессивности и сексуальности женщин [72]. Воздействие тестостерона на женщин не является столь прямым, как на мужчин. Женщины по-прежнему раскупают плюшевые мягкие игрушки и больше находятся под воздействием эстрогенов и прогестинов. Светлые волосы являются показателем высокого уровня эстрогенов в крови. (Поэтому мужчины так любят блондинок.) Высокий уровень эстрогена связан с плодовитостью женщины, а также с более мягким ее характером. (Естественные блондинки игривее, уступчивее брюнеток и быстрее понимают, что от них ожидают мужчины [18].)
При назревании конфликтной ситуации 74 процентов мальчиков стремятся решить вопрос насилием, а 78 процентов девочек уговорами или устранением от решения [72].
Данным эпизодом далеко не исчерпывается весь спектр влияния биологических факторов на природу психологических различий мужчин и женщин. (Мы еще ни слова не сказали об асимметрии полушарий головного мозга у мужчин и о том, как это влияет на развитие речи, дело не в этом.) Пример с тестостероном убедительно доказывает, что мы не найдем у мужчин ни одного свойства, которое в той или иной степени не было бы выражено у женщин, и наоборот. Нет никаких психологических персональных признаков, которые исключительно присутствуют у одного пола и исключительно отсутствуют у другого. Речь всегда пойдет о мере. Одни и те же черты будут проявляться и у мужчин, и у женщин, но в разной степени.
Другой фактор, существенно определяющий психологические различия мужчин и женщин, — это влияние среды. Различия между женщинами и мужчинами в значительной степени объясняются тем, в какую эпоху жили их предки и в каком обществе они сами родились и живут. В примитивном обществе обязанности мужчины заключались в выполнении работы, требующей большого физического напряжения (охота, земледелие, война, ручной труд). Обязанности женщины фокусировались вокруг домашнего очага (приготовление пищи, рукоделие, уход за детьми). Деятельность мужчины на протяжении многих поколений способствовала развитию размашистых движений, что обеспечивало им несомненное превосходство в крупной моторике, а деятельность женщины в большей степени влияла на развитие мелких движений пальцев и рук. (Современная система подготовки в школу большое внимание уделяет именно развитию мелкой моторики руки, так как развитие мелкой моторики руки самым благоприятным образом сказывается на укреплении внимания, памяти и речи ребенка.)
История уходит в небытие, оставляя вместо себя тендерные стереотипы. (Мальчики до сих пор среди наиболее уважаемых школьных предметов называют физкультуру и труд.) Тендерные стереотипы (или полоролевые установки) устойчивы во времени (передаются из поколения в поколение) и не имеют ограничений по охвату. Транслируются общественные полоролевые установки преимущественно семьей и ближайшим окружением ребенка. Анализ особенностей воспитания детей в 110 этнических сообществах показал, что в большинстве из них (87 процентов) мальчиков призывают быть более активными и самостоятельными, а от девочек требуют большего послушания (35 процентов культур), большей честности и ответственности (61 процентов культур) [15]. Любопытное наблюдение сделал Дж. Хардинг, который просил женщин-матерей посидеть с незнакомым ребенком. Если ребенок был одет как мальчик, то они играли с ним и заставляли проявлять большую инициативу, а если ребенок был одет как девочка, то, наоборот, старались успокоить, больше держали на руках и ласкали [22]. Таким образом, взрослые, определив анатомический пол младенца, начинают внушать ему правила, как следует вести себя там или тут.
Родители изо дня в день ориентируют ребенка на ценности его же пола. Мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: «Не плачь. Ты не девчонка». И он учится сдерживать свои слезы. Девочку наставляют: «Не дерись, не лазай по деревьям, положи Мишку спать, покорми куклу». Нет смысла останавливаться на воспитательной роли игрушек, как и других предметов материальной культуры. (Идея понятна!) Следует лишь добавить, что игры и игрушки для девочек в большей степени способствуют развитию чуткости, а игры и игрушки для мальчиков формируют исследовательский подход к решению задач, обеспечивают лучшее понимание пространственных отношений.
Не только современное семейное воспитание в известной степени способствует сохранению половых различий. В формировании стереотипных половых ролей также участвует школа и активная учительская позиция (отношение преподавателей). Девочку в школе не стимулируют на интенсивный интеллектуальный поиск. Мальчиков чаще привлекают к демонстрации различных опытов в классе, а девочек, обычно, сажают писать протокол. Мальчикам вообще уделяется на 20 процентов больше внимания и времени, чем девочкам. В тех случаях, когда не хватает пособий и приборов, их скорее получат мальчики, чем девочки. Установлено, что учителя ожидают от мальчиков более высоких результатов, особенно там, где требуется абстрактное мышление, и более высоко оценивают их работу. Девочек же хвалят за соблюдение правил, аккуратность и точность выполнения задания. Вследствие такого отношения, девочки превосходят мальчиков в решении стандартизированных примеров и задач, а у мальчиков формируется положительная математическая Я-концепция. (Мальчики чаще поднимают руку и не боятся ошибиться в ответе [74].)
Девочки и мальчики по выходе из школы различно оценивают свои успехи в области точных и естественных наук. Уже в средних классах девочки привыкают к мысли, что математика и физика — не их сфера деятельности и что вряд ли им здесь удастся добиться какого-либо успеха. Установлено, что при высоких показателях в тестах математических способностей мальчики считают, что так и должно быть, а девочки объясняют свои успехи случайными факторами (например, везением). Наоборот, в случае неудачи, мальчики чаще ссылаются на внешние обстоятельства, а девочки объясняют неуспех недостатком способностей [22]. Систематическая обработка сознания разнополых детей родителями, учителями и другими взрослыми приводит к закономерному результату: девочки вдвое реже из тех, кто бы мог (30 процентов против 60 процентов), избирают карьеру ученого-исследователя. По данным норвежских ученых, 10-летние мальчики считают, что естественные науки не нужны девочкам и что девочки, которые хотят стать учеными, «не такие, как все». Аналогичное мнение высказывают английские студенты, которые не хотят в своем большинстве, чтобы их будущая жена имела естественное или техническое образование. Куда большим спросом на рынке невест в Англии пользуются девушки с гуманитарных факультетов [22]. Цель науки — подчинение человеку природы. Наука однозначно мыслится обществом как преимущественно мужское дело, где женщины могут присутствовать, но не более того.
И родители, и учителя, и другие взрослые в большей степени поощряют эмоциональные задатки девочек, называя их достоинством поведение и внешность. Традиционно женскими чертами считаются мягкость, тонкая чувствительность, обостренная интуиция, пассивность, малая агрессивность, склонность к художественному творчеству и театральность поведения. Мужественный мужчина, напротив, должен обладать набором черт, радикально отличающим его от женщины. Это прежде всего сила, энергия, агрессивность, решительность, умение переживать неприятности, не распускать нюни [8]. В женском коллективном образе достаточно выражено консервативное начало, т. к. основная возложенная на нее обществом функция — вынашивание и воспитание потомства. Мужскому образу свойственен дух авантюризма и инициатива. Так, например, общество благосклонно относится к ориентации девушек на педагогический институт, потому что «у девушек прирожденный талант педагога», «у них сильнее любовь к детям» и «потому что туда легче поступить»! Юноши стыдятся профессии педагога, считают эту работу несерьезной. Для юноши в профессии учителя отсутствует романтика [15]. Таково, в общих чертах, ожидание социума относительно желательных психологических свойств мужчин и женщин.