Мужчина, женщина, семья

Психологические особенности мужчин и женщин
Психосексуальное развитие
Секс и супружество
Сложный путь любви
Развод: фантомы и вымыслы


Родители и дети

Психические особенности детей разного возраста
Вызывающее поведение детей
Техника семейного воспитания
Помощь ребёнку в учёбе
Чем занять ребёнка дома?
Словарь семейного воспитания

Половое воспитание детей

Половое воспитание (основы)
Половое воспитание и психогигиена пола у детей


Наш опрос

Детям в Белгороде

Хорошо
Детских садов мало
Нехватает семейного воспитания
Нужно больше организаций досуга

Архив новостей

Апрель 2009 (2)
Март 2009 (442)

Счетчики

    Rambler's Top100

Допубертатные дети

Категория: Психосексуальное развитие | Просмотров: 4730

«Я вспоминаю молодую маму, которая с тревогой ожидала, когда ее сын начнет задавать вопросы на сексуальные темы. Однажды сын спросил: «Мам, а как я оказался здесь?..» Мама полностью реализовала представившийся случай и объяснила сыну все, что считала нужным объяснить. Когда она закончила говорить, ее не на шутку озадаченный ребенок сказал: «Мамочка, я только хотел знать, мы приехали сюда поездом или прилетели на самолете?..»
(Вирджиния Сатир. Как строить себя и свою семью)
Двухлетний ребенок знает, кто он, но еще не умеет это обосновать. В три-четыре года он уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его со случайными внешними признаками (одеждой). В этом возрасте он еще допускает принципиальную возможность изменения пола. Нередко 3-4-летние дети задают такие вопросы: «Мама, когда ты была маленькой, ты была мальчиком или девочкой?..». В 5-6 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности и активно интересуется процессом своего происхождения. Ему интересно понять, каким образом он произошел. Получая сдержанные уклончивые ответы родителей, ребенок со временем успокаивается и больше вопросами пола, вроде бы, не интересуется (7-10 лет — «латентный период» по 3. Фрейду) [100].
Объясняя ребенку вопросы пола, не надо сразу «вываливать» весь запас сведений. Некоторые родители беспричинно торопятся знакомить 6-летних детей с сексуальной жизнью взрослых. Интересуясь источником своего происхождения, ребенок имеет ввиду никак не половой акт, а процесс деторождения. Вот это ему и следует объяснить без «аистов» и «капусты» (т. е. объяснить различие мужских и женских половых органов, вследствие чего напрашивается вывод, что родить его могла только мама). Вслушайтесь в вопрос ребенка. Произнося слово «как», он имеет в виду «откуда»! В противном случае, вы можете повторить комичную историю из книги Вирджинии Сатир.
Интерес к вопросам пола у ребенка первоначально не связан с эротическими переживаниями и является выражением обычной любознательности: ребенок хочет знать, что представляет собой сфера жизни, которую взрослые так тщательно скрывают. (Купите ему анатомический атлас!) Позднее, в переходном периоде, с появлением вторичных половых признаков, интерес к вопросам пола станет куда более напряженным и личным. Но в подростковом возрасте дети не задают подобных вопросов. Накануне этих событий, когда начнет меняться образ тела у девочек (в 9 лет), а мальчики заметят, что девочки становятся более женственными (в 10 лет), родителям следует мобилизоваться и приоткрыть ребенку еще одну тайну (тайну взаимоотношений мужчины и женщины в постели).

Подробнее

Пубертатные и постпубертатные дети

Категория: Психосексуальное развитие | Просмотров: 5520

Сроки начала и завершения пубертата (периода полового созревания) сугубо индивидуальны. Одна девочка в 13 лет уже обладает телом взрослой девушки, другая имеет совершенно детскую фигуру. В прошлом многие ученые полагали, что физиологические половые потенции у всех людей одинаковы, и что раннее проявление этих потенций ведет также к раннему одряхлению организма. Считалось также, что интенсивная половая жизнь быстрее исчерпывает биологический ресурс индивидуума (теория «десяти тысяч эякуляций»). Современная сексология доказала несостоятельность подобных утверждений.

Подробнее

Вторичные половые признаки

Категория: Психосексуальное развитие | Просмотров: 5835

Скачок в созревании девочек происходит, в среднем, в 12 лет и обнаруживает себя в развитии груди и оволосении лобка. Средний возраст появления первых менструаций приходится на 13 лет. (Они наступают между 10-ю и 16,5-ю годами.) Возраст начала менструаций зависит от ряда конкретных условий, например, изменения веса тела (Полные девочки опережают в половом развитии худощавых.) У девочек-гимнасток и юных балерин, сознательно ограничивающих свой вес, менструации начинаются на год и даже на несколько лет позже, чем у остальных. Пубертатный статус может регрессировать (менструации пропадают или становятся нерегулярными) по причине потери веса и под воздействием психического стресса. Так случается у некоторых школьниц во время экзаменов, а также у девочек, испытывающих болезненное желание похудеть (ограничивающих себя в еде и теряющих свыше 15 процентов массы) [44]. На установку правильного менструального цикла у женского организма может уйти от полугода до 1,5 лет.
Половое созревание мальчиков начинается с развития яичек, затем наступает оволосение лобка (средний возраст 12,5 лет). Несколькими месяцами спустя развивается пенис, достигая, в среднем, к 15 годам взрослых размеров. Способность к эякуляции наступает через год после начала роста пениса (приблизительно к 13,5 годам). В половом созревании мальчиков труднее, чем в половом созревании девочек выделить кульминацию, так как аналогом менструации у мальчиков служит появление зрелых сперматозоидов в моче, что никак внешне не проявляется. В определенной мере, правда, об этом можно судить по результатам ночных поллюций, однако не все мальчики их замечают сразу. Появление первой поллюции говорит о том, что у мальчика начали вырабатываться сперматозоиды. (Посредством поллюции организм освобождается от избытка семенной жидкости и от полового напряжения.)

Подробнее

Половое поведение

Категория: Психосексуальное развитие | Просмотров: 4799

«У вас либо память атрофировалась, либо — совесть».
(Бытовое изречение)
Подростковый период не является возрастом парных сексуальных игр или возрастом массового вступления в половую связь. По данным европейской статистики, только 11 процентов мальчиков и 4 процентов девочек начинают половую жизнь до 16 лет. Соответственно, до 14 лет первую половую близость переживают порядка 1,5 процентов мальчиков и 0,4 процентов девочек [40]. Открывая свои сексуальные способности, подросток, прежде всего, с разных сторон исследует их. Подростковая сексуальность носит ярко выраженный экспериментальный характер. Ни в каком другом возрасте не наблюдается такого большого числа случаев отклоняющегося поведения на сексуальной почве, как в 12-15 лет. Подростковый период — это возраст глубоких переживаний, страданий и страхов. От взрослых требуются большие знания и такт, чтобы отличать действительно тревожные симптомы от нормы сексуального развития ребенка.
Поразительно постоянным занятием для мальчиков 12-16 лет является онанизм (или мастурбация). В подростковом и раннем юношеском возрасте это явление носит массовый характер. Вина тому (или лучше причина) — повышенная секреция половых гормонов (у 18-летнего юноши она в 8 раз выше, чем у 10-летнего мальчика). Как вспоминал один из писателей: «В четырнадцать лет мое тело будто взбесилось». «Тело взбесилось» — это словосочетание как нельзя лучше характеризует подростково-юношескую гиперсексуальность, которая проявляется в повышенной сексуальной возбудимости, частых и длинных эрекциях, бурных эротических фантазиях и мастурбационных действиях (а также в тяге к лицам противоположного пола и повышенной влюбчивости) [17]. Согласно данным американских психологов, количество мальчиков, имеющих мастурбационный опыт, очень быстро нарастает после 12 лет и достигает своего «пика» к 15-16 годам, когда этим занимаются более 90 процентов подростков.
Конкретные цифры таковы: в 12 лет мастурбирует 21 процентов мальчиков, в 13 лет — 54 процентов, в 14 лет — 76 процентов, в 15 лет — 85 процентов, в 16 лет — 96 процентов [40].

Подробнее

Переживание полового вопроса

Категория: Психосексуальное развитие | Просмотров: 5277

«Я клал свое «Да» на этих людей» (Розанов В. В. Опавшие листья)
Первое появление сексуально окрашенных переживаний сопровождается чувством ужаса или страха перед чем-то таинственным и незнакомым [68]. (Сталкиваясь с постельными сценами на экране, дети нередко отворачиваются, зажмуривают глаза или закрывают лицо руками.) Сюда же примешивается чувство стыда, связанное с неполным, с недостаточно ясным (пока еще) осознанием собственной роли. Так реагирует младший школьник.
Подросток, как губка, впитывает все касающееся сферы секса. В этом ему помогают сверстники, циничные свидетельства уличных очевидцев, сальные анекдоты и порнографические картинки. По данным исследователей Исаева Д. Н. и Кагана В Е., старшие товарищи (в жизни мальчика) являются главным поставщиком информации: о роли отца — 86 процентов случаев, о половом акте — 73 процентов случаев, о половых извращениях — 63 процентов случаев [38]. Как откровение воспринимает ребенок, что между его родителями происходит нечто похожее на сцены из «мужского журнала». (Мама, трогательная и заботливая, где-то за его спиной играет в постельные игры!) Проинструктированный на стороне подросток не понимает разницы между поведением «девушки с панели» и поведением матери в супружеской постели. Это обстоятельство значительно подрывает авторитет родителей и усугубляет отчуждение (обособление) подростка.
«Эти «известные» слова и разговоры, к несчастью, неискоренимы в школах. Чистые в душе и сердце мальчики, почти еще дети, очень часто любят говорить в классах между собой и даже вслух про такие вещи, картины и образы, о которых не всегда заговорят даже и солдаты, мало того, солдаты-то многого не знают и не понимают из того, что уже знакомо в этом роде столь юным еще детям нашего интеллигентного и высшего общества. Нравственного разврата тут, пожалуй, еще нет, цинизма тоже нет настоящего, развратного, внутреннего, но есть наружный, и он-то считается у них нередко чем-то даже деликатным, тонким, молодецким и достойным подражания».
(Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы)


Подробнее

О разобщенности чувственно-эротического и нежного влечения у подростков

Категория: Психосексуальное развитие | Просмотров: 4152

«Кто не любит человека в радости его — не любит и ни в чем». (Розанов В. В. Опавшие листья)
Пугающая форма уличного полового просвещения поразительным образом уживается с романтической влюбленностью подростков. Зачастую влюбленный подросток даже не помышляет о каких-либо попытках сексуального характера, и его отношения с конкретной девочкой строятся по законам не половой, а «первой» (целомудренной) любви. (Прогулки под луной и редкие поцелуи — предел мечтаний большинства подростков.) Эта дихотомия подростково-юношеского сознания замечательно передается формулой: «Юношу не влечет к девушке, которую он любит, и он не любит девушку, к которой его влечет».
«Я был развращен в душе, с вожделением смотрел на красивых женщин..., но весь этот мутный душевный поток несся мимо образа любимой девушки, и ни одна брызга не падала на нее».
(Вересаев В. В. Воспоминания)
Дело в том, что юноши (речь идет о 15-17 летних) обычно бывают неспособны преодолеть наиболее выраженное в подростковом возрасте противоречие между любовью и сексом, как между «возвышенным» и «грязным». Подобная двойственность особенно присуща представителям сильного пола, что связано с большей остротой полового влечения и с большей интенсивностью «виртуальной половой жизни» юношей-подростков. Женщины психо-физиологически (в сексуальном плане) пробуждаются значительно позднее мужчин, но даже они в юношеском возрасте подразделяют отношения «мальчик — девочка» на любовь и «чистую любовь». Таким образом, подростково-юношеская любовь почти не включает эротических компонентов и скорее представляет специфическую форму межличностных отношений, предполагающую максимальную духовную близость и чисто личностную интимность.

Подробнее

Начало половой жизни

Категория: Психосексуальное развитие | Просмотров: 5792

«Люди, которые никуда не торопятся — это и есть Божьи люди». (Розанов В. В. Опавшие листья)
Современные юноши и девушки начинают половую жизнь значительно раньше, чем их сверстники в прошлом. Средний возраст первой половой близости в Европе составляет 16,9 года (что одинаково для юношей и для девушек) [44]. По данным зарубежных исследователей, если до 1915 года три четверти американских девушек считали необходимым сохранить девственность до замужества, то уже к 1930 году их количество сократилось до 50 процентов. Сегодня добрачные сексуальные отношения (в Америке) признаются тем и другим полом и расцениваются как естественные.
Социологические опросы конца 80-х о начале половой жизни американской молодежи собрали следующую инсрормацию: в возрасте 15-17 лет вступали в половую связь 28 процентов юношей и 23 процентовдевушек; в возрасте 17-19 лет половую связь уже имели 65 процентов юношей и 44 процентов девушек (что фактически соответствует современному состоянию дел в родном отечестве) [44].
Поучительные выводы об особенностях полового поведения юношей и девушек позволяет сделать анализ количественных данных Мишеля Кле (1991) [40].
Возможные формы 
полового поведения
Юноши
15-17 лет
Девушки
15-17 лет
Юноши
17-19 лет
евушки
17-19 лет
Свидания 78 91 93 96
Поцелуи 78 91 92 96
«Настоящие поцелуи» 43 64 67 81
Ласки груди поверх одежды 41 60 74 79
Ласки груди под одеждой 36 38 63 61
Ласки гениталий 24 13 51 29
Контакт гениталий без проникновения 16 12 38 29
Коитус 11 6 30 16

Подробнее

Общие рекомендации женщинам по развитию эмоциональности мужчин

Категория: Психосексуальное развитие | Просмотров: 6186

«Ты обнимаешь меня так, как будто имеешь на это право. Мне это нравится. Мне это очень нравится...»
(Из кинофильма «Обыкновенное чудо»)
Проблемы интимной сферы рождаются задолго до того, как их начинают осознавать супруги. Скованность, неудовлетворенность, неласковость, грубость, отсутствие такта в интимной жизни — все это следствие глубоких процессов, корни которых следует искать в ранней юности и в опыте первых интимных контактов. У девочек, при низком уровне сексуального напряжения, значительно раньше начинает проявляться стремление к эмоциональной любви, когда они ищут заботливого, чуткого, внимательного партнера, не испытывая при этом потребности в половой близости [81]. Механизмы сексуальной возбудимости в этот момент у них еще формируются, и развитие женской эротической чувствительности будет продолжаться вплоть до 30 лет. (Родители развивают эмоциональность девочки всякими там цветочками, поцелуйчиками, ухаживаниями.)
Мальчики пубертатного возраста находятся под мощным прессом чрезмерной сексуальной чувствительности. Они с интересом и огромной любознательностью изучают именно половой вопрос. Подсмотреть, прикоснуться, испытать необычные телесные ощущения — такими проектами и планами занято воображение мальчика-подростка. Сексуальное напряжение еще более усиливается в юношеском «периоде». У юноши проявляется неосознанная тяга к физической близости с женщиной. В это же самое время его эмоциональность находится еще в зачаточной стадии развития.
Итак, девушка-подросток (излюбленный термин Зигмунда Фрейда!) в период полового созревания в проявлении своей эмоциональности уже ведет себя как вполне сложившаяся женщина, а юноше очень трудно бороться со своим половым влечением. Юноша 17-ти лет еще не готов брать на себя какие-либо обязательства, т. к. девушка в этот момент служит для него лишь объектом, открывающим новизну чувственного познания.
«На самом деле вокруг полно потенциально замечательных мужчин. Просто надо научиться вести себя так, чтобы они не превратились в прохвостов. Вокруг полно и прохвостов, которые могут стать отличными партнерами — если вы дадите им возможность стать такими. Чаще всего мужчина становится прохвостом, потому что мы позволяем ему это».

Подробнее

Семья.)

Словарь семейного воспитания

» Центр Начало
Адрес: ул. Некрасова д.2Телефон: 8-910-224-83-74Время работы: с 8.00 до 21.00

» Дейл Карнеги - отец забывает
Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в ...

» Младенческий возраст
«Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».(Альберт Эйнштейн)• Режим сна• Вскармливание грудью• Правильное питание кормящей матери• Гигиена ребенка&bu ...