Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_219.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > Подводные камни совместной жизни - об этике и эстетике супружеских отношений
Воспитание детей > Сложный путь любви > Подводные камни совместной жизни - об этике и эстетике супружеских отношений

Подводные камни совместной жизни - об этике и эстетике супружеских отношений


«Приезжает англичанин (поздно ночью) в маленький провинциальный городок, хочет устроиться в гостиницу. Однако все номера уже заняты и есть только одна свободная койка в номере с дамой. Англичанин обещает вести себя как джентльмен и к даме не приставать. Только он устроился на ночлег, как слышит с соседней койки: «Сэр, вы не могли бы закрыть форточку, очень дует!» Англичанин поднялся и закрыл форточку. Только он снова заснул — опять голос: «Сэр, вы не могли бы открыть форточку, очень душно!» Ничего не соображая, англичанин открывает форточку и падает в кровать. Следом несется: «Сэр, вы не могли бы закрыть форточку, очень дует!» «Мадам, может быть, вы хотите провести ночь, как муж и жена?..» — «О, да!» — «Тогда встань и закрой сама!»
(Анекдот)
Так получается, что от старательности домочадцев наши вещи постоянно перемещаются. Так получается, что по требовательности начальника нам иногда приходится задерживаться на работе. К сожалению, не каждый успевает вовремя проголодаться к обеду и не в каждой семье количество телевизоров соответствует количеству интересов. А еще нам не хватает рук, времени и отдельной комнаты. Короче говоря, в нормальной «ячейке» всегда найдется повод для выяснения отношений. Грубость в семейном общении — это не мелочь быта. Как много позволяем мы себе в кругу своих близких: срываемся с пол-оборота, хамим, разговариваем на повышенных тонах. В страшном сне не приснится подобным образом взаимодействовать с посторонними. Мы потому и не водим к себе посторонних (встречаемся по великим праздникам на нейтральной территории), что начинаем раздваиваться: боимся потерять контроль над своими коммуникациями. Если один из супругов видит, как другой вежливо и предупредительно общается со знакомыми (проявляет участие, улыбается, расшаркивается), а дома забывает про элементарную благодарность, — это обстоятельство может дать серьезное основание для супружеского конфликта.
«Мы выставляем себя совершенно в ином свете перед нашими детьми, нежели перед нашими клубными товарищами, мы держим себя иначе с нашими работниками, нежели с нашими близкими и друзьями».
(Джеймс У. Научные основы психологии)
Особенно болезненно воспринимаются наставнические реакции супругов по отношению друг к другу. С точки зрения Эрика Берна, психическая жизнь человека протекает одновременно на трех уровнях: «Я — родитель», «Я — равный» и «Я — ребенок». В состоянии «Равного» человек считает себя не в праве давать какие-либо указания партнеру. В состоянии «Ребенка» коммуникатор бунтует и ноет. Поучение, оценивание, безапелляционные высказывания (с элементами обобщения) — все это, по словам автора трансактного анализа, символизирует Родительскую позицию в общении:
— Ты не знаешь, где мои часы?.. — спросил один взрослый человек другого взрослого человека.
— Почему ты никогда не знаешь, где твои часы?..! — ответил Родитель Ребенку.
Когда у одного из супругов прорывается управленческое высказывание, другого, как правило, «сносит» (сбрасывает) на протестующий уровень. В подобных обстоятельствах следует временно отложить проблему поиска часов, пока не успокоится неожиданно проснувшийся в собеседнике Родитель или Ребенок. Если этого не сделать, то разговор пойдет «вразнос» и совсем на другую тему [13]. («Я всего лишь спросил, знаешь ты или не знаешь, где мои часы!» — «А ты не ори на меня!» — «А я на тебя не ору!»)
— Этого не надо было делать.
— Чего?..
— Уличная расправа — это не метод. Ударить можно и словом, это иногда больнее. Но как мог ты, взрослый мужчина!?.. Теперь мальчишки будут думать, что прав тот, кто сильнее!
— Теперь эти мальчишки будут знать, что против силы всегда может найтись и другая сила.
— Во всяком случае, на будущее я тебя очень прошу, уж будь любезен, без моего разрешения таких действий не предпринимать!
— ...Слушаюсь. Но тогда и ты уж, пожалуйста, учти — на будущее — что если еще когда-нибудь ты позволишь себе хотя бы заговорить со мной таким тоном, то я здесь больше не появлюсь. А заодно запомни, что все и всегда я буду решать сам — на том простом основании, что я мужчина.
(Из кинофильма «Москва слезам не верит»)
Месячные влияют на настроение русской женщины так же, как на настроение любой австралийки. Двадцать один день из двадцати восьми природа благоволит мужчине: высокий уровень женских гормонов в крови обеспечивает партнерше чувство благополучия, стимулируя ее положительную реакцию на окружающих. Последнюю неделю менструального цикла, когда большая часть женщин мира пребывает в подавленном состоянии и позволяет себе эмоционально расслабиться, на стороне (международного) мужчины стоят высокие культурные традиции России. («Коня на скаку остановит. В горящую избу войдет...».) Умение идти на уступки, то есть «не задираться», не спорить по мелочам с мужчиной (как учил американок Дейл Карнеги), в целом, является отличительной особенностью русских женщин (за что их сегодня так ценят в мире). Сталкиваясь с фактами мужского самолюбия, отечественные леди стараются не зацикливаться в своем состоянии и думают только на перспективу. Кто-то может возразить, что это не так. (Есть, конечно, разные женщины.) Немало и тех, кто действует наоборот: отговаривает мужу по всем направлениям, напутствует его («Смотри не напейся там»), устраивает военно-спортивные игры на тему «Кто в доме хозяин» и т. п. С традиционных тендерных позиций мужчина не приемлет таких отношений и никогда первым не пойдет на мировую, хотя легко примет извинение женщины и сам же (следом за женщиной) постарается загладить возникшую проблему. (Вспомните, как заканчивается описанная выше сцена из кинофильма Меньшова!) К сожалению, настоящая женская мудрость (в лучшем смысле этого слова) не приобретается в процессе просмотра фильмов, а передается от женщины к женщине, от матери к дочери. (В данном случае родители имеют полную власть над нами.)
Опыт супружеских отношений в родительской семье накладывает значительный отпечаток на характер супружеских отношений в наших семьях. Если родители настойчиво преодолевали острые углы совместной жизни, то существует большая вероятность, что и нам удастся сохранить супружество. Разница философии полигамных мужчин (и женщин) и «моногамных мужчин» (и женщин) состоит в том, что у последних есть опыт благоприятных семейных отношений их родителей и им найдется что передать по наследству. Им хочется, чтобы у детей была семья не хуже, чем у них самих. (Привычка держаться друг за друга — самое большое приданое, которое способны дать родители взрослым детям.) Когда единой, нерушимой родительской семьи нет (нет традиции сохранения семьи), то по наследству передавать нечего и остается только предаваться телесным и чувственным развлечениям, уподобляясь духовно-бесплодным эпикурейцам.
Если твой отец разошелся с матерью, а теперь ты разводишься со своей женой (разгулялся не на шутку), то это всего лишь видимость проявления воли. На самом деле, это проявление твоей полезависимости. Твой отец был слаб и не соблюдал элементарных правил психогигиены, а ты родился потенциально слабым и просто расписался в родовой книге неспособных к семейной жизни.
(элементы «дикого психоанализа»)
Эверетт Шостром попробовал обобщить коммуникативный опыт состоявшихся (зрелых) родительских браков и сформулировал его в виде следующих практических рекомендаций:
1. Нужно говорить друг другу о своих проблемах (о том, что нравится и не нравится), чтобы не срываться потом по непонятным причинам. Почему он или она должны обо всем догадываться сами?.. Отношения супругов складываются совершенно иначе, когда каждый из них обладает всей информацией о переживаниях партнера. Упорное молчание (недоговоренность) сталкивает человека с тем фактом, что важная для него потребность не будет удовлетворена. («На обиженных воду возят».) Отмалчивание оставляет на душе темный осадок. Коммуникативная ущербность усугубляет взрывоопасность брака. («Ты доволен?..» «Да», — сказал он недовольно.)
2. Если дело дошло до конфликта, нельзя выносить интимные подробности взаимоотношений на люди, т. е. обсуждать конфликт с подругами, друзьями, родителями, соседями и т. п. Это предательство. Даже попытка обсудить с другими предмет спора в присутствии супруга — это тоже предательство. А предательство в конфликте не прощается.
3. Нельзя мешать делать карьеру супругу (без комментариев) [109].
4. Дома, как и на людях, следует помнить правило Томаса Джеферсона: «Если ты разгневан, сосчитай до десяти, если сильно разгневан, сосчитай до ста». Никто не дает нам права портить настроение другому человеку, хамить, предъявлять претензии только на том основании, что он наш супруг.
P.S. Психологи не рекомендуют сравнивать мужа с другими женатыми мужчинами. Не рекомендуется также в присутствии жены рассуждать о других женщинах.
Что касается взаимоотношений с родителями супруга, то вот еще несколько советов:
Не следует жаловаться своим родителям на супруга. Возможно, семейный конфликт не имеет достаточных оснований и вы скоро помиритесь, а у родителей останется чувство настороженности и недовольства.
Если супруг ругает родителей, то не следует ему в этом потакать, а тем более «бежать впереди паровоза». Никому не понравится, что его родителей ругают. Если у дочери размолвка с мамой, зятю не следует вмешиваться в ссору. Лучше промолчать и не вмешиваться. Он также может занять сторону тещи, но ни в коем случае не поддерживать жену.
Не забывайте выполнить просьбу тещи (услужить теще), даже самую незначительную. Лишний раз поинтересуйтесь здоровьем тещи, только так вы сможете нейтрализовать ревность и конфликтное поведение родителей, пустивших к себе замужних (женатых) детей [11].
Родителям, в свою очередь, не следует подстрекать своих взрослых детей на выяснение отношений с супругом. Такое подстрекательство заканчивается плохо. Держитесь подальше от таких родителей.
Борьба за сохранение культуры общения касается также эстетической составляющей брака. Здесь, главным образом, обращает на себя внимание заброшенность и неряшливость внешнего вида супругов. Хождение по квартире в трусах, в «спортивках» с вытянутыми коленками, в рваных истрепанных халатиках не содержит в себе ничего эстетичного. Изношенные вещи, размытая косметика, распущенные неприбранные волосы, несвежий запах тела, запах изо рта, небритое лицо, благородная отрыжка, почесывание и т. д. и т. п. — все это оскорбляет высокие чувства и представляет супруга не в лучшем виде по сравнению с окружающими. Выход к завтраку в пижаме, по правилам семейного этикета, разрешается только ребенку не старше 10 лет! Отсутствие Красоты в супружеском общении притупляет взаимный интерес друг к другу. Интересными становятся другие — красивые — люди.