Мужчина, женщина, семья

Психологические особенности мужчин и женщин
Психосексуальное развитие
Секс и супружество
Сложный путь любви
Развод: фантомы и вымыслы


Родители и дети

Психические особенности детей разного возраста
Вызывающее поведение детей
Техника семейного воспитания
Помощь ребёнку в учёбе
Чем занять ребёнка дома?
Словарь семейного воспитания

Половое воспитание детей

Половое воспитание (основы)
Половое воспитание и психогигиена пола у детей


Наш опрос

Детям в Белгороде

Хорошо
Детских садов мало
Нехватает семейного воспитания
Нужно больше организаций досуга

Архив новостей

Апрель 2009 (2)
Март 2009 (442)

Счетчики

    Rambler's Top100

Вместо предисловия

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 3577

«Когда из Эшгольца отчисляли сверстников, я всякий раз воспринимал это как смерть человека. Если бы меня спросили о причине моего горя, я ответил бы, что я глубоко сочувствую несчастным, по легкомыслию и лености погубившим свое будущее. К этому моему чувству, пожалуй, примешивался и страх, страх перед тем, как бы и со мной не приключилось подобного. Лишь после того, как я пережил это несколько раз и, по сути, уже не верил, что подобный удар судьбы может постигнуть и меня, я начал смотреть несколько глубже. Я стал воспринимать исключение сотоварища не только как несчастье и кару: я ведь уже знал, что отчисленные иногда и сами охотно возвращались домой. Теперь я чувствовал, что дело не только в суде и каре, жертвой которых становится легкомыслие, но что мир где-то за пределами Касталии, из которого мы, элитные, некогда пришли сюда, вовсе не перестал существовать в той степени, как мне казалось, и что для некоторых он был подлинной и великой реальностью, влекущей их и в конце концов отзывающей их. И быть может, этот «мир» был таким вовсе не для одиночек, а для всех, и не установлено, что далекий этот мир влечет только слабых и недостойных. Быть может, это мнимое падение, которое они якобы претерпели, отнюдь не падение, а прыжок, смелый поступок: быть может, именно мы, добронравно остающиеся в Эшгольце, и есть слабые и трусливые».
(Герман Гессе. Игра в бисер)

Подробнее

Младенческий возраст

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 15708

«Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».
(Альберт Эйнштейн)

• Режим сна
• Вскармливание грудью
• Правильное питание кормящей матери
• Гигиена ребенка
• Правила купания и пеленания
• Прогулка на свежем воздухе
• Роднички
• Нормы прибавки длины и массы тела
• Первые зубы
• Расстройство пищеварения
• Кожные заболевания
• Обязательные витамины
• Смешанное и искусственное вскармливание
• Воздушные и солнечные ванны
• Массаж
• Закаливание водой
• Обязательные прививки...
Ребенок рождается на свет значительно менее приспособленным к автономной жизни, чем жеребенок, волчонок, кенгурёнок и т. п. Сложный набор безусловных рефлексов детенышей животных позволяет быстро сложиться взрослой особи с активными ориентировочными, защитными, охотничьими и другими реакциями. У человека, в отличие от животных, безусловные рефлексы новорождённого не обеспечивают появления развитых форм поведения. У человека появление сложных реакций (человеческого поведения) идёт за счёт поступательного развития высших отделов мозга. Главное условие нормального созревания мозга новорождённого — интенсивное упражнение анализаторов. Организатором зрительных, слуховых, вкусовых и тактильных впечатлений для нормального развития мозга ребёнка становится взрослый. В условиях сенсорной изоляции (недостаточного внимания взрослых) развитие ребёнка резко замедляется [63].
Решающим обстоятельством — сенсорной доминантой — развития младенца на первом этапе является телесный контакт с ребёнком. (Из 5 чувств у новорожденного наиболее развито осязание.) Тактильное общение может стать для младенца вопросом жизни и смерти.
С этим фактом драматично столкнулся ещё в 12 веке германский король Фридрих II. Он захотел узнать, на каком языке станет разговаривать ребёнок, если с самого рождения он не будет слышать вообще ни одного слова. Для этого король отобрал у родителей несколько новорождённых детей и отдал их кормилицам, которым запретил разговаривать с детьми и даже прижимать их к себе во время кормления. Эти дети так и не произнесли ни одного слова — все они умерли раньше, чем могли научиться говорить [25] Лингвистический эксперимент Фридриха II провалился, но при этом было сделано важное открытие: младенцы, лишённые обычных человеческих прикосновений, ласки и поглаживаний, попросту становятся нежизнеспособными.

Подробнее

Раннее детство (1-3 года) - ведущая деятельность

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 13076

«Мы рано заметили, что малыши предпочитают манипулировать не игрушками (они им быстро надоедают), а предметами домашнего обихода, которыми пользуются взрослые: кухонной утварью, письменными и швейными принадлежностями, инструментами, приборами»
(Никитин Б. П., Никитина Л. А. Мы, наши дети и внуки)
В конце первого полугодия младенец, овладевший хватанием, переходит на второй (более сложный) уровень общения со взрослыми. Это ситуативно-деловое общение. Оно разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих теперь ведущую деятельность ребёнка.
Понятие ведущей деятельности помогает родителям понять значение воздействий определённого рода на каждом этапе развития ребёнка. Именно эти воздействия оказывают наибольшее влияние на весь ход личной истории, вызывая глубокие изменения в нужном направлении. В другие периоды те же самые усилия могут быть нейтральными для развития или даже окажут обратное действие. (Например, подростки лучше обучаются от людей, чем от родителей. Попытки родителей навязать свое общение «отсоединяющемуся ребенку» стимулируют нагнетание подростковой трудности.)
В раннем возрасте функции интеллекта прирастают через действие. (В раннем возрасте ребёнок уже не беспомощное существо и он чрезвычайно разнообразен в своих движениях.) Познавательная активность ребёнка, предоставленного самому себе, проявляется в пробующих действиях: он рассматривает, ощупывает, обкусывает предмет, с которым встречается впервые. Ребёнок пытается разломать (разобрать), развалить, разбросать, разорвать предмет, таким образом постигая его физические свойства (тяжесть, упругость и т. п.). Повторять одно и то же действие с предметом ребёнок будет много раз (до 60-80 повторений). Именно так, вкладывая и выкладывая (меньшее в большее), роняя и поднимая, он начинает предвосхищать свойства предмета и переходит к восприятию предмета как целого. Однако, в процессе разумных пробующих действий ребёнок ещё не может самостоятельно употребить предмет. Для этого ему нужен наглядный пример, тогда он, по крайней мере, начнёт действовать по аналогии: захватит ложку кулачком как можно ближе к углублению (ложка — продолжение руки) и будет мазать себя кашей.


Подробнее

Раннее детство (1-3 года) - развитие речи

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 9684

Первые диалоги ребёнка с матерью происходят без слов во время кормления. Это ещё не речь в собственном смысле слова, а только лишь эмоционально-выразительные реакции (хныканье, призывы). К четвёртому месяцу формы диалога ребёнка с окружающими значительно усложняются: ребёнок внимательно слушает взрослых и сам, в свою очередь, отвечает им предречевой вокализацией («аиы»). В этот период ребёнок, будучи в хорошем расположении духа, постоянно издаёт звуки (гулит, воркует), активно подражая человеческой речи. В процессе предречевой вокализации (на 6-7 месяце) у ребёнка проявляются первые звукокомплексы (лепет): «дя-дя», «ма-ма» и т. п. Однако, и это ещё не речь в собственном смысле слова. Это младенец осваивает повторяющиеся и довольно музыкальные фрагменты звуков. (Постепенно звуковой ряд обогащается, так как окружающие серьёзно воспринимают опыты ребёнка.) Первые звукокомплексы примут характер речи, когда превратятся в призыв к взрослому и станут средством общения.
Процесс обучения речи обычно происходит по следующей схеме. Взрослый спрашивает ребёнка: «Где стульчик?..». Вопрос вызывает ориентировочную реакцию. Обычно, названный предмет тут же показывают, хвалят старание ребёнка; и снова несколько раз называют и показывают одновременно: «Правильно, вот стульчик, вот стульчик!» [69].
На определённом этапе (7-8 месяц) малыш открывает, что каждый предмет имеет своё название. К концу первого года у ребёнка возникает огромное количество связей между названиями предметов и самими предметами. Штерн В. называл это «первым лингвистическим открытием ребёнка» (ребёнок постигает обозначающую функцию речи) [69]. Пассивная речь опережает в развитии активную. Сначала ребёнок понимает слова-указания. («Он уже всё понимает, только не говорит».) Затем наступает понимание инструкций и поручений. К концу первого года в ответ на вопрос взрослого ребёнок может показать на предмет пальцем и воскликнуть: «Ку!» («Вот»). Это и есть начальная форма речи. Теперь ребёнок сам часто обращается к взрослому с вопросом «Ку?..» и требует от него всё новых и новых названий предметов. Об одном предмете он может спрашивать несколько раз.
Именно в раннем возрасте (1-3 года) происходит интенсивное развитие речи. Решающее значение для развития речи ребёнка имеет предметная деятельность под руководством взрослого. Легче всего усваиваются слова, связанные с окружением: «мама», «папа», «баба», «гага» (брат Игорь), слова, связанные с уходом («вака» — вата), сильными впечатлениями («собака», «баня») и употребляемыми предметами («моко» — молоко). На первых порах речь ребёнка мало похожа на речь взрослого [63]. Ребёнок употребляет такие слова, которыми взрослый обычно не пользуется.
Долгое время (от одного года до полутора лет) ребёнок тренирует различные сочетания звуков (для того чтобы заговорить, нужно сориентироваться в основных свойствах языка) [69]. Среди прочих звукосочетаний появляются особенно выразительные и устойчивые, которыми обозначаются целые группы предметов (универсальные детские слова). Используя их, ребёнок как бы сообщает взрослому: «Дай мне этот предмет». Постепенно овладевая названиями предметов и свойствами языка, ребёнок всё более дифференцирует свою речь.

Подробнее

Раннее детство (1-3 года) - умственное развитие

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 12697

Мышление ребёнка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных (пробующих) действий (тянулся к кружке — зацепил скатерть — подтянул скатерть — достал кружку), называется наглядно-действенным. Переход к использованию случайных или готовых (от взрослых) связей в новой предметной ситуации (захотел утюг — подтянул одеяло — достал утюг) — важная ступень в развитии детского мышления. Познакомившись со свойствами или употреблением предмета, ребёнок начинает упреждать его свойства или применение. Он подбирает нужные предметы и их части на глаз, выполняя действие сразу правильно, без предварительного примеривания (сбор матрёшки в последней стадии). В основе таких действий лежит проба, проделанная в Уме. В процессе её ребёнок действует не с реальными предметами, а с образами. Мышление ребёнка, когда решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным.
Овладевая ориентировочными (пробующими) действиями предметного характера, ребёнок постепенно переходит к зрительной ориентировке. В раннем детстве ребёнок приобретает умение решать наглядно-образным путём только ограниченный круг простейших задач. Первые срезы (тесты) наглядно-образного мышления имеет смысл проводить не ранее 2,5-3 лет [63]. Для развития наглядно-образного мышления надо поощрять в детях стремление к конструированию (башен-дорожек из кубиков) и рисованию.
Дети второго года жизни узнают близких людей на фотографиях и предметы на рисунке. Цвет в этом возрасте не имеет никакого значения. Это, конечно, не значит, что ребёнок не различает цвета (различение и предпочтение определённых цветов явно выражено даже у младенца). Но цвет ещё не стал признаком, характеризующим предмет, и не учитывается при его восприятии [63].

Подробнее

Раннее детство (1-3 года) - феномен «Я сам» (формирование личности)

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 10301

К концу второго года ребёнок различает категории времени: «сегодня» (в смысле «сейчас») и «завтра» (в смысле «потом») [69]. В этом возрасте можно говорить уже об эмоциональных и интеллектуальных привязанностях детей (любимых игрушках, занятиях, книжках, людях) [3]. Созревание мышечной (и центральной нервной) системы обеспечивает ребёнку условия для осуществления самоконтроля при овладении навыками опрятности: «Пись-пись», «Ка-ка» (см. раздел «Теория низкой самооценки»). Этот момент развития является очень существенным.
Ребёнок приближается к своему трёхлетию с ликующим чувством переживания собственных возможностей. («Могу бегать», «Могу делать», «Могу говорить».) Овладев достаточным количеством предметных действий, малыш сам пытается установить новые (более высокие) формы отношения с окружающими. К концу раннего детства возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая может сопровождаться определёнными кризисными явлениями (ребёнок ищет повод противопоставить себя взрослому человеку). Используя частицу «не» («не хочу», «не буду»), маленький человек заявляет о существовании своей позиции. Других способов самовыражения он пока не знает.
Мама уходит на работу:
— Пойдем маму в окошечко посмотрим. 
Отрицательно качает головой.
— Не хочешь?.. 
Бежит смотреть маму.
Примерно в 2-2,5 года (у девочек раньше, чем у мальчиков) возникает период упрямства, который легче проходит у девочек и труднее у мальчиков [3]. Упрямство — это сопротивление воздействию другого человека. Оно может проявляться пассивно (отказом от действия) или активно (поступками «наоборот»). В этом возрасте дети редко проявляют упрямство по отношению к сверстникам. У них отчётливо проявляется стремление к противопоставлению своих желаний именно желаниям взрослого.
Следует различать упрямство-испытание своих возможностей и открытый негативизм [63]. В первом случае ребёнку нужно помочь испытать самого себя (встаньте пораньше, и пускай он 15 минут застёгивает эту пуговицу). Попытки нетерпеливого обращения с ребёнком могут спровоцировать упрямство-негативизм (когда целью становится уже не самостоятельность, а противопоставление себя взрослому). Именно взрослый, как более социализированный человек, в каждом отдельном случае должен найти выход из Детского противостояния. Никогда не следует «ломать» ребёнка. Целесообразней иногда Дать почувствовать своё отношение, на время отторгнув ребёнка (Требует место у окна в трамвае, невзирая на то, что там уже сидит тётя, — выведите его из трамвая и прогуляйтесь до следующей остановки молча). Переживание отторжения обостряет сензитивность (чувствительность) ребёнка к чувствам других людей, учит его рефлексии и навыкам позитивного общения.

Подробнее

Дошкольный возраст - ведущая деятельность

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 8979

«Наша личность — это сад, наша воля — садовник».
(Вильям Шекспир)

Сознательное управление своим поведением у ребёнка-дошкольника развивается вначале в ролевой игре и лишь затем переносится в учебную деятельность. Ребёнок должен «наиграться», не в смысле «устать», а в смысле «обучиться»! (Человек никогда не устанет играть.) Именно в игре дети учатся контролю над собой (контролировать себя) и кооперативности — тем качествам, которые дают возможность осуществлять учебно-воспитательный процесс.
Дети играют в магазин, во врача, в семью («Дочки-матери»), в животных (хозяйку и животных), в школу, в кухню (приготовление и потребление пищи), в почту, в парикмахеров, кассиров, водителя автобуса, в контрольно-пропускной пункт (вход по билетам), в телефонный разговор, в мушкетёров, в пиратов, гардемаринов, в войну, в железную дорогу, в иностранцев («Каля-маля») и т. д. и т. п.
Играя, дети удовлетворяют свою основную социальную потребность — стремление к участию в жизни взрослых, куда их пока не очень-то допускают (Игра — это особая форма освоения действительности...). Как показали исследования Эльконина Д. Б., детям не свойственно играть в работу, которую они уже регулярно выполняют: например, сбор кофе в Боливии (с 3-х лет) или разделка животных на Крайнем Севере. (Здесь «каждый мальчик имеет пояс, к которому на цепочке или на ремешке прикреплён нож, не игрушечный, а самый настоящий, иногда даже весьма внушительных размеров. Случайный порез лишь быстрее научит ребёнка правильно обращаться с самым необходимым в жизни оружием. Нож нужен мальчику и для еды — отрезать кусочек мяса, и для того, чтобы сделать стрелу, содрать шкуру с убитого зверька... При таких условиях понятно, что в игрушках обских детей очень трудно найти нож или топор, выстроганные из дощечки, какие мы часто находим у детей других культур, где ребёнок не имеет раннего приучения к этому виду оружия» [111].)

Подробнее

Дошкольный возраст - рисование

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 9401

Большинство дошкольников рисует с огромным энтузиазмом, поскольку координация между зрительным и моторным развитием доставляет большое удовольствие ребенку. На первой стадии изобразительной деятельности (3-5 лет) ребенок рисует малое число объектов с примитивной выразительностью: дом, дерево, человечек, забор, солнце и т. п. (все, что заимствовал у взрослых). Наиболее важной для ребенка в этот момент является возможность создавать линии и формы [68]. С определенного момента развития, приблизительно в возрасте 5-6 лет, ребенок преодолевает тематическую узость рисунка и начинает художественно «самовыражаться» (т. е. отражать себя и окружающий мир).
По мнению Л. С. Выготского, с психологической точки зрения рисунок дошкольника следует рассматривать как своеобразную детскую речь. Согласно теории Штерна В., рисунок ребенка отнюдь не изображение конкретно воспринимаемого объекта (как у взрослых). Ребенок изображает не то, что видит, а то, что знает об объекте, или то, что переживает по отношению к изображаемому. (Отсюда такая богатая интерпретация символики детского рисунка.)
В возрасте 5-6 (7) лет дети рисуют во много раз больше, чем в предыдущие и последующие годы [63]. Мальчики преимущественно рисуют дома, города, дороги, автомобили, самолеты в небе, корабли в море, а также войны. Девочки, сензитивные к женским ролям, рисуют «хорошеньких девочек» и принцесс, цветы, сады, орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками. Те и другие рисуют животных, папу, маму, себя (атмосферу в доме, свое отношение к родителям, свои проблемы, комплексы и черты). Те и другие рисовали бы значительно больше, но скованы слабой техникой рисования и стереотипными графическими формами, навязанными взрослыми.
Многие родители совершают глубокую ошибку, когда начинают натаскивать ребенка на форму (покупают книжки-схемы: «Вот так рисуется попугай», «Вот так рисуется голубь»). Ребенку, действительно, нужно помочь с техникой, но не с техникой формы (это надо делать постепенно), а с техникой цветоотношения и композиции, что и составляет основу выразительности [28]. (Сначала эмоционально-смысловая окраска и композиционное равновесие, а уж затем очертания и формы.) Каждый из нас назовет пару-тройку художников, которые открыто пренебрегали стандартными формами, но были признаны гениями в силу своей непревзойденной выразительности. (А уж как они работали с цветами?..!)
«Если сто лет назад происходящее в возрасте 7-8 лет усиление реализма рисунка расценивалось как эстетический прогресс, то сегодня многие склонны рассматривать это как упадок, как снижение экспрессивности и смелости детских произведений».
(Г. Гарднер)


Подробнее

Дошкольный возраст - слушание сказок

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 8642

Дети дошкольного возраста склонны одушевлять явления природы, наделять человеческими свойствами животных и растения. Поэтому они легко понимают и принимают язык сказок. Герои сказок просты и типичны: их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами (небывалая доброта, храбрость, находчивость). При этом герои сказки делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся. Для разграничения добра и зла в сказке присутствуют отрицательные персонажи. Все это способствует лучшему восприятию сказки [68].
История создания сказки подчиняется закону больших чисел. Прежде чем быть записанной, над ней трудились миллионы людей, передавая из уст в уста, отбрасывая несущественное, оставляя главное. Это сделало сказку действительно сгустком человеческой мудрости и максимально увеличило ее пробивную, проходную идентификационную силу.


Подробнее

Дошкольный возраст - составляющие школьной готовности

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 8524

Трудно назвать более ответственный период в жизни родителей, чем последний год перед поступлением ребенка в школу. В последнее время формирование школьной готовности (усилиями родителей, воспитателей детских садов и некоторых учителей) сводится исключительно к натаскиванию детей в чтении и счете («письма» мы как-то побаиваемся). Парадокс заключается в том, что можно всего этого не уметь и быть готовым к школе и, наоборот, можно владеть определенными учебными навыками до школы, а потом методично отставать, отставать и отставать. (Типичная родительская ошибка — неправильная реакция по правильному поводу.) Родителям, обучающим ребенка до школы, следует обратить особое внимание на выбор учебного заведения (по их запросам)! Если такого выбора нет и вам придется отдавать ребенка в обычную школу, да еще по программе «1-4», вы первыми можете столкнуться с проблемой потери интереса ребенка к учебе (проблема «школьной дезадаптации»).
Первое сентября в 1 классе: мальчик Рома читал 42 слова в минуту (при норме 25 слов на конец года). Первого сентября в 1 классе, когда учительница рассказывала детям про букву А, мальчик Рома стоял с поднятой рукой за первой партой и умолял: «Давайте я вам почитаю!». 29 октября того же года Рома лежал на последней парте и демонстративно не принимал участия в уроке (дети пытались читать по слогам). Ребенок не понимал, зачем он ходит в школу.

Подробнее

Дошкольный возраст - произвольность

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 8505

«Готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения».
(Л. С. Выготский)
Произвольное поведение — это отказ от непосредственности, это поведение, опосредованное определенным правилом или нормой (это способность ребенка управлять собой и своим поведением). Наблюдения в первые дни пребывания ребенка в школе показывают, что готовности к обучению в школе (читай: произвольности) у многих детей-первоклассников еще нет.
Учительница просит детей успокоиться и прослушать тему урока. Мальчик Вася, невзирая на просьбу учительницы, ходит по рядам и рассматривает предметы, лежащие на партах (у товарищей)...
Учительница просит детей нарисовать 5 кружочков и закрасить первый — синим, а последний — красным. Девочка Оля рисует бусинки и закрашивает их красным, говоря, что «так красиво»...
Школа — это общественное учреждение, где, по словам Гегеля, дух должен отказаться от своих причуд. Правильно поступают те учителя начальных классов, которые заранее приходят в подготовительную группу детского сада для проведения 35-минутных занятий и сознательно «подтягивают» произвольность своих будущих учеников. (Обычно произвольность складывается к концу первого полугодия таких занятий: дети становятся серьезными и сосредоточенными и уже понимают, что такое учебный процесс.)
Родители также могут формировать произвольность в домашних условиях. У шестилеток еще не развито активное сосредоточение, и им не удается удерживать внимание более 10 минут [87]. Поэтому занятия для них должны быть не более получаса, и за это время надо сменить, как минимум, 3 формы работы. Если ребенок привносит в работу свои задачи, подменяет задачи (самый низкий уровень готовности), то задания ему придется давать в игровой форме: «Вычеркни на листе всех поросят с одним ухом» (ищите в магазине брошюры для подготовки в школу). Если ребенок выполняет задание, но только в присутствии взрослого, значит, оставьте свои дела и садитесь рядом с ребенком (на первом этапе это нормально). Существует следующая динамика обучения произвольности: на первом этапе задачи выполняются в присутствии взрослого, затем они выполняются с опорой на подкрепление (одобрение, наводящие вопросы, выполнение начального действия), на третьем этапе ребенок сам выполняет задачу «от корки до корки» и требует новых заданий от взрослого (получает удовольствие от собственной произвольности) [68].

Подробнее

Дошкольный возраст - умение видеть и мелкая моторика руки

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 7994

Письмом шестилетние дети овладевают медленнее, чем семилетние. У них еще не развита тонкая координация движений рук (взаимодействие движений рук со зрением) [87]. Умение видеть и мелкая моторика руки формируются в различных видах деятельности: складывание мозаик, кубиков, «пазлов», конструирование (гаечки, винтики, лего-конструкторы), пришивание пуговиц, вырезание, вышивание, нанизывание, склеивание, раскрашивание, штриховка (кстати, один их самых мощных способов постановки руки, только без линейки). Все эти занятия подготавливают руку к письму. Очень полезны лепка и рисование.
Способность действовать по образцу составляет, по словам Запорожца А. В., первый «цокольный этаж» школьной готовности [34].
Лучший способ развития умения видеть и мелкой моторики руки — это срисовывание надписей (по аналогии со вторым субтестом теста школьной зрелости Керна-Ирасека). Ребенку дается лист бумаги, на котором красивым каллиграфическим почерком написано некое короткое слово, например, «кот» (любое пришедшее вам в голову). Задание сопровождают следующей инструкцией: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй. Может, у тебя получится точно так же. Хорошенько пиши». От ребенка не требуется умения читать, но ведь он умеет рисовать — вот пускай и срисовывает (копирует) надпись. После того, как он срисует, вы ему прочитайте (его же надпись). Некоторые дети придумывают специальную игру, когда один из родителей пишет (выдает задание), а другой читает надпись ребенка (образец ребенок отрезает и прячет). Такие задания доставляют неописуемую радость ребенку, и он готов месяцами копировать надписи. От родителя требуется только взмахнуть пером (где-нибудь за ужином): ребенок сам принесет вам и листочек, и ручку.

Подробнее

Дошкольный возраст - вербальная способность

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 8312

Развитие вербальной способности — это преодоление скованности в общении и это преодоление ситуативной речи, характерной для ребенка-дошкольника [63]. Существует много приемов проверки вербальной способности. «Я начну говорить и остановлюсь, — ставит задачу ребенку психолог. — А ты продолжи вместо меня все, что тебе придумается».
— Когда наступит сильный мороз...
— Мороз... (пауза, смущение)
Так продолжает задание ребенок с неразвитой вербальной способностью. В школе про него скажут: «Не умеет говорить полным ответом».

Подробнее

Дошкольный возраст - память

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 7615

В центре школьной готовности стоит память. (Воля и память — детерминанты подготовительного периода!) В этом возрасте следует намеренно тренировать запоминание в целях последующей школьной успешности. Тренировать память надо во всех направлениях: зрительную, слуховую, кратковременную, долговременную, механическую, словесно-логическую, постепенно включая ребенка в полноценный учебный процесс.
Механическая и эмоциональная память формируется с помощью стихов, долговременная и словесно-логическая — с помощью пересказывания нерифмованных текстов своими словами, в том числе с помощью пересказывания сказок.
Кратковременная слуховая память — это цифры, слова, предложения, дидактические задачи, в том числе не связанные друг с другом по смыслу («Сейчас пойдешь к маме и скажешь, чтобы она нашла книгу, ручку, тетрадку; и принеси их сюда. И скажи «пожалуйста». «Сейчас на ниточке нарисуешь 5 бусинок так, чтобы ниточка проходила через середину бусинок. Первую и последнюю бусинку закрась красным карандашом»).
Зрительная память — это рисование клеточных орнаментов и разного рода графических объектов (домиков, заборов) по памяти. Такие задания можно найти в пособиях для дошкольников. Там вообще много интересных заданий. (Например, выставьте на стол несколько предметов, попросите ребенка зажмурить глаза, уберите один из предметов и предложите вспомнить.)

Подробнее

Дошкольный возраст - пространственное мышление и ориентация в пространстве

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 9638

Умение ориентироваться в пространстве в дошкольном возрасте заключается в том, что дети выделяют отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими) [63]. Такая мыслительная банальность, с точки зрения взрослого человека, на самом деле серьезный шаг в развитии ребенка. Ребенок 5-6 лет (если вы будете им заниматься) переходит на новый уровень пространственного мышления. Ребенок 5-6 лет избавляется от прежнего мыслительного эгоцентризма! Самостоятельно избавиться от мыслительного эгоцентризма он сможет не ранее 8 лет.
Нарисуйте ребенку (4-5 лет) слева направо три горы (вторая больше первой, третья больше второй). За самой высокой горой (правый угол рисунка) нарисуйте дерево, а на самую маленькую гору посадите человека. Логика рисунка такова, что человек на маленькой горе видит только большие горы, но он никак не может увидеть дерево. А теперь спросите ребенка: «Что видит человек, сидящий на горе?..». (Догадались, что он вам ответит?..)
Ребенок младшего дошкольного возраста не умеет поворачивать объекты в своей голове, он вообще не видит объекты глазами другого человека. Например, младший дошкольник не может понять, каким образом то, что для него находится справа, для другого может находиться слева. И еще...

Подробнее

Семья.)

Словарь семейного воспитания

» Центр Начало
Адрес: ул. Некрасова д.2Телефон: 8-910-224-83-74Время работы: с 8.00 до 21.00

» Дейл Карнеги - отец забывает
Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в ...

» Младенческий возраст
«Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».(Альберт Эйнштейн)• Режим сна• Вскармливание грудью• Правильное питание кормящей матери• Гигиена ребенка&bu ...