Мужчина, женщина, семья

Психологические особенности мужчин и женщин
Психосексуальное развитие
Секс и супружество
Сложный путь любви
Развод: фантомы и вымыслы


Родители и дети

Психические особенности детей разного возраста
Вызывающее поведение детей
Техника семейного воспитания
Помощь ребёнку в учёбе
Чем занять ребёнка дома?
Словарь семейного воспитания

Половое воспитание детей

Половое воспитание (основы)
Половое воспитание и психогигиена пола у детей


Наш опрос

Детям в Белгороде

Хорошо
Детских садов мало
Нехватает семейного воспитания
Нужно больше организаций досуга

Архив новостей

Апрель 2009 (2)
Март 2009 (442)

Счетчики

    Rambler's Top100

Дошкольный возраст - умение видеть и мелкая моторика руки

Категория: Психические особенности детей разного возраста



Письмом шестилетние дети овладевают медленнее, чем семилетние. У них еще не развита тонкая координация движений рук (взаимодействие движений рук со зрением) [87]. Умение видеть и мелкая моторика руки формируются в различных видах деятельности: складывание мозаик, кубиков, «пазлов», конструирование (гаечки, винтики, лего-конструкторы), пришивание пуговиц, вырезание, вышивание, нанизывание, склеивание, раскрашивание, штриховка (кстати, один их самых мощных способов постановки руки, только без линейки). Все эти занятия подготавливают руку к письму. Очень полезны лепка и рисование.
Способность действовать по образцу составляет, по словам Запорожца А. В., первый «цокольный этаж» школьной готовности [34].
Лучший способ развития умения видеть и мелкой моторики руки — это срисовывание надписей (по аналогии со вторым субтестом теста школьной зрелости Керна-Ирасека). Ребенку дается лист бумаги, на котором красивым каллиграфическим почерком написано некое короткое слово, например, «кот» (любое пришедшее вам в голову). Задание сопровождают следующей инструкцией: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй. Может, у тебя получится точно так же. Хорошенько пиши». От ребенка не требуется умения читать, но ведь он умеет рисовать — вот пускай и срисовывает (копирует) надпись. После того, как он срисует, вы ему прочитайте (его же надпись). Некоторые дети придумывают специальную игру, когда один из родителей пишет (выдает задание), а другой читает надпись ребенка (образец ребенок отрезает и прячет). Такие задания доставляют неописуемую радость ребенку, и он готов месяцами копировать надписи. От родителя требуется только взмахнуть пером (где-нибудь за ужином): ребенок сам принесет вам и листочек, и ручку.

Если ребенку-дошкольнику что-то удается, это вызывает у него настолько сильное чувство удовлетворения (такой восторг), что дополнительные награды только испортят дело [3]. Не следует приучать ребенка к внешним мотивам (слишком рано), когда у него есть еще внутренний мотив: чувство успеха от самого результата действия. Часто ребенок переживает то, что уже недоступно взрослому — радость познания, восторг новизны, прилив сил (не от конфеты, а от собственного роста).
Таких развивающих заданий («котов») можно придумать миллион, постепенно удлиняя, усложняя слова, вводя словосочетания, предложения, заглавные буквы. Этим способом вы не научите ребенка читать, но сформируете у него острую потребность учиться!
«Какой рукой писать?..» — вот еще один интересный вопрос. Наше письмо построено под правую руку (это и позвоночник, и зрение). Если ваш ребенок все делает правой, то тогда у вас нет такого вопроса. А если левой?.....
Гена леворукости до сих пор не обнаружено [87]. Скорее всего, у вашего ребенка произошло научение леворукости по методу импринтинга (Импритинг — прочное запечатление первого сигнала). Если младенец при кормлении чаще лежал на правом боку и правая его рука была прижата к телу матери, а левая — свободно двигалась (и все это получило такое мощное подкрепление, как утоление голода, жажды, потребности в безопасности), то ваш ребенок автоматически стал леворуким.
Когда леворукость обнаруживается на первых месяцах жизни ребенка, то попытки перевоспитания оправданы. «Творческие способности ребенка» диктует не левая рука, а большее внимание к нему. (Просто у вас проблема, и это ваша защитная реакция.) В более старшем возрасте, когда многие функции нервной системы уже закрепились, автоматизировались, перевоспитание леворукости чревато болезненными проявлениями. Здесь можно попробовать договориться с ребенком (что и сделал автор этой книги), объяснив ему, пятилетнему, что каждый человек в равной степени может владеть той и другой рукой (это даже интересно!). Категорически запрещать ребенку действовать левой рукой ни в коем случае нельзя (например, мой сначала научился копировать надписи левой рукой, а потом правой). Категорическое запрещение действовать левой может обернуться неожиданными проблемами самооценки, поведения и характера. (Лучше устроить соревнование, кто быстрее научится: вы — левой или он — правой.) В нашем случае мы долгое время ждали: что из всего этого получится. Получилось нормально: правой, действительно, писать удобнее! Если у вас леворукий ребенок, то выбор за вами. Только постарайтесь решить этот вопрос до школы.
В 2001 году студентка КФ ПГУ Владыкина И. в курсовой работе исследовала тревожность леворуких детей. В процессе исследования была выдвинута новая гипотеза, что повышенной тревожностью отличаются именно переученные леворукие, т е. дети, действующие левой, но пишущие правой.
Тревожность — это эмоционально окрашенное ожидание неблагополучного исхода в разных ситуациях [87]. В школе тревожные дети учатся лучше (это научно доказанный факт). Повышенная (в меру) тревожность способствует более тщательному выполнению задания, самопроверке, самоконтролю. Эти дети переживают за результаты учебы, боятся огорчить родных и близких плохой оценкой, хотят отличиться на уроке.

 (голосов: 5)

Распечатать

Семья.)

Словарь семейного воспитания

» Центр Начало
Адрес: ул. Некрасова д.2Телефон: 8-910-224-83-74Время работы: с 8.00 до 21.00

» Дейл Карнеги - отец забывает
Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в ...

» Младенческий возраст
«Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».(Альберт Эйнштейн)• Режим сна• Вскармливание грудью• Правильное питание кормящей матери• Гигиена ребенка&bu ...