Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_241.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Младший школьник - школьный стресс » Семейные отношения и воспитание детей с пониманием.

Мужчина, женщина, семья

Психологические особенности мужчин и женщин
Психосексуальное развитие
Секс и супружество
Сложный путь любви
Развод: фантомы и вымыслы


Родители и дети

Психические особенности детей разного возраста
Вызывающее поведение детей
Техника семейного воспитания
Помощь ребёнку в учёбе
Чем занять ребёнка дома?
Словарь семейного воспитания

Половое воспитание детей

Половое воспитание (основы)
Половое воспитание и психогигиена пола у детей


Наш опрос

Детям в Белгороде

Хорошо
Детских садов мало
Нехватает семейного воспитания
Нужно больше организаций досуга

Архив новостей

Апрель 2009 (2)
Март 2009 (442)

Счетчики

    Rambler's Top100

Младший школьник - школьный стресс

Категория: Психические особенности детей разного возраста



«Яркое солнце. Теплый денек. Дети возбужденные, радостные, сияющие...» Нам хочется, чтобы это было именно так, и именно это мы (родители) стараемся увидеть на первой школьной линейке (это наш стереотип «Первое сентября»). Но давайте присмотримся повнимательнее: сколько растерянных, притихших ребят, сколько напряженных, сосредоточенных детских лиц. Многие дошколята с нетерпением ожидают, когда впервые переступят порог школы, но на самом этом пороге они демонстрируют скорее присутствие духа, нежели подлинный энтузиазм. Представьте, что вам, взрослому человеку, с определенного дня надо резко изменить уклад жизни, режим дня, отказаться от многих дорогих привычек, попасть в обстановку сотен незнакомых людей. Добавьте к этому отбор, который пришлось выдержать некоторым первоклассникам при поступлении в престижную школу. (Их состояние можно сравнить с состоянием олимпийцев, от которых вся страна ожидает золотых медалей.) Стрессовые переживания стираются в подсознании — мы не помним свое 1 сентября.
Поступление ребенка в школу резко меняет характер его жизни. Если до этого у него не было каких-то вполне определенных обязанностей, кроме домашних дел по самообслуживанию и некоторых семейных поручений, то с поступлением в школу жизнь его оказывается подчиненной строгому регламенту. Теперь каждый день в определенное время надо идти в школу, значит, встать заранее, соответствующим образом одеться, собрать ранец, не забыть чего-нибудь. После школы надо погулять на воздухе, а потом, в определенное время, явиться и выполнить домашнее задание. Вечером надо лечь спать в определенное время, чтобы успеть отдохнуть до школы, а если не успеешь вовремя «отбиться», родители «сделают тебе внушение» и никаких сказок сегодня не будет.
Школьная реальность отличается от того, что представляется ребенку до школы. Ребенок идет в школу в предвкушении интересных, удивительных событий. В школе он также сталкивается с регламентом: как держать ручку, как вставать, как садиться, как выходить к доске, что положить на парту и т. д. В школе надо сидеть тихо и внимательно слушать учителя. Оказывается, запоминать надо самое неинтересное в рассказе учителя! Раньше, в кругу его товарищей, ценилась ловкость, сила, сообразительность. Учитель не ставит оценки за сообразительность. Учитель хвалит слабосильных «зубрилок», которые сидят смирно и все старательно пишут (Где справедливость?..). Школьное обучение явно не выдерживает (в глазах ребенка) сравнение с любимой передачей «В мире животных» и большой красивой домашней книгой про динозавров. Столкнувшись с реальным учебным процессом, ребенок пытается понять, зачем надо учиться. Взрослые говорят ему: «Чтобы получить знания, овладеть профессией, стать специалистом, хорошо зарабатывать, приносить пользу семье, людям, стране». Все это очень убедительно, но только для взрослого человека. Ребенок так далеко не заглядывает (дети не живут далекой перспективой).
Проходят первые учебные недели, и у части вчерашних дошкольников эмоциональная приподнятость сменяется ностальгией. В семье ребенок находился в центре внимания. К радости и гордости родителей он рано научился читать, часто выступал перед взрослыми, во всех играх выигрывал (т.к. ему специально поддавались)... В школе он тоже тянет руку и хочет быть первым (единственным), но учительница будет спрашивать всех по очереди. В школе действует принцип «Все равны!». Не получая прежнего внимания, ребенок начинает капризничать (кризис недостатка любви).
До школы индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, так как эти особенности принимались и учитывались близкими людьми. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка [63]. В школе происходит стандартизация подхода к ребенку, в результате чего выявляется множество отклонений от нормального поведения в учебном процессе (выраженная заторможенность, гипервозбудимость и т. п.). Учителю некогда приспосабливаться к причудам ребенка и наслаждаться его своеобразием. Проблема поведенческого несоответствия становится проблемой семьи. Даже логопедические проблемы ребенка рано или поздно начнут раздражать учителя (есть такой барьер на первой стадии развития педагогического конфликта — «фонематическое непонимание ребенка») [108].
Дома непосредственность ребенка также теряет свое значение. Ребенок, посещающий школу, переходит не следующую ступень отношений с членам своей семьи [63]. Живя среди тех же близких, в том же психологическом пространстве, он начинает чувствовать, что жизнь его принципиально изменилась (на него легли обязательства посещать школу и быть успешным!). Свобода дошкольного детства сменилась необходимостью подчиняться новым правилам жизни. Центрированная на учебе семья Учит ребенка воздерживаться от развлечений в урочное время («Делу — время, потехе — час»). Семья усиливает контроль за ребенком: проверка режима дня, проверка выполнения домашнего задания; повышаются требования к аккуратности и чистоплотности ребенка. Ужесточение требований к ребенку, даже в самой Доброжелательной форме, не проходит для него незамеченным. Ребенок ощущает себя отчужденным (особенно в моменты, когда он дает сбои в ответственности и самоорганизации). Новая социальная ситуация выступает в целом как стрессогенная для ребенка. Психическая напряженность ребенка, поступившего в школу, временно возрастает.
Этот процесс может сопровождаться снижением общей сопротивляемости организма ребенка. Вспомните первый месяц в детском саду: кашель, сопли...

 (голосов: 3)

Распечатать

Семья.)

Словарь семейного воспитания

» Центр Начало
Адрес: ул. Некрасова д.2Телефон: 8-910-224-83-74Время работы: с 8.00 до 21.00

» Дейл Карнеги - отец забывает
Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в ...

» Младенческий возраст
«Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».(Альберт Эйнштейн)• Режим сна• Вскармливание грудью• Правильное питание кормящей матери• Гигиена ребенка&bu ...