Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_250.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Подросток - проблемы самооценки » Семейные отношения и воспитание детей с пониманием.

Мужчина, женщина, семья

Психологические особенности мужчин и женщин
Психосексуальное развитие
Секс и супружество
Сложный путь любви
Развод: фантомы и вымыслы


Родители и дети

Психические особенности детей разного возраста
Вызывающее поведение детей
Техника семейного воспитания
Помощь ребёнку в учёбе
Чем занять ребёнка дома?
Словарь семейного воспитания

Половое воспитание детей

Половое воспитание (основы)
Половое воспитание и психогигиена пола у детей


Наш опрос

Детям в Белгороде

Хорошо
Детских садов мало
Нехватает семейного воспитания
Нужно больше организаций досуга

Архив новостей

Апрель 2009 (2)
Март 2009 (442)

Счетчики

    Rambler's Top100

Подросток - проблемы самооценки

Категория: Психические особенности детей разного возраста



«Самосознание — это сознание, перенесённое внутрь»
(Выготский Л. С.)
Младший школьник окружён заботой и о собственных особенностях специально не размышляет. Подростку очень важно знать мнение о себе других людей. Думая об окружающих, подросток сравнивает себя с ними. Подросток не размышляет о мире отвлечённо, он анализирует то, что происходит вокруг него (Почему ему не симпатизируют те, кому он открыто симпатизирует?..). Различия определяются легче, поэтому подросток сначала озабочен своими недостатками и хочет избавиться от них. Количество отрицательных переживаний, связанных с нахождением у себя всё новых недостатков и негативных качеств, в младшем подростковом возрасте особенно велико («негативная фаза отрочества») [68].
По данным Роберты Симмонс и супругов Розенберг, обследовавших около 2000 детей и подростков от 8 до 17 лет, в 12-14 лет заметно усиливается склонность к самонаблюдению, снижается устойчивость образа «Я» и несколько снижается общее самоуважение. Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения; они чаще испытывают депрессивные состояния. С переходом из подростковой фазы развития в юношескую положение улучшается [44].
Сходная картина получена и в других исследованиях. Д. Эллис, У. Гемэн и У. Катценмайер, изучив возрастную динамику различных аспектов Я-концепции у 6 тысяч учащихся, доказали, что с 13 до 15 лет самооценка определяется исходя из внешних показателей (учебные отметки и т. д.), а ближе к 16 годам появляются собственные критерии значимости [44].
В начале отрочества подросток первым делом «ударяется носом» в свою успеваемость. Мы уже установили, что оценки подростка находятся в зависимости от его интереса к предмету, а интерес — от отношения к учителю (Но это ещё не всё!). Существуют также объективные обстоятельства для снижения успеваемости в переходный период — это слабая словесно-логическая память подростка. Родители и воспитатели детского сада преимущественно развивают механическую и образную память ребёнка (стихи). Начальная школа активно эксплуатирует механическую память учащегося: разделы учебников невелики по объёму, и их не так трудно запомнить (опять же часто заучивают стихи). Мнемическая деятельность подростка (запоминание) становится всё более осмысленной, так как параграф по физике невозможно запомнить целиком путём неоднократного повторения. Подростки начинают хитрить, дробить материал на роли (кому что отвечать), тянут руки — каждый на свой раздел — но даже, воспроизводя «свою часть» параграфа (если нет понимания), от малейшего шума сбиваются и срывают ответы. (Когда младшие подростки дают устные ответы, за ними можно следить пальцем по тексту!) Создаётся ощущение, что ребёнок «отупел» (в средней школе), растерял часть своего словарного запаса и ему трудно собраться с мыслями. При ответах его речь замедляется; замедляется также ответная реакция на вопрос учителя. Добавим к этому общую неуравновешенность центральной нервной системы младшего подростка, и мы получим «замечательную» картину «мотивационного регресса». Подросток готов самоутверждаться где угодно, только не у школьной доски. Соответственно, учителя и родители не оставляют ему шанса сохранить стабильной свою самооценку.
Со временем (в позитивной фазе отрочества) школьные оценки перестают так сильно влиять на подростка. Мальчики (старшие подростки) начинают постепенно подтягиваться по интересующим их предметам. Части подростков вообще становится безразлично, какую оценку им ставит учитель.
Авторитет у сверстников и критическая оценка собственного тела и внешности — следующие психотравмируюшие обстоятельства для подростка. Проблемные черты собственного характера и плохие стороны собственного поведения, как правило, не сразу осознаются ребёнком (они не столь очевидны). Совсем другое дело — недостатки внешности! В период полового созревания (когда всё очень индивидуально для каждого и неравномерно) недостатки внешности сразу воспринимаются как нечто фатальное, независимое от воли и не поддающееся сознательному исправлению. Девочки больше всего переживают развитие по материнскому типу (полнота). Отставание в росте неблагоприятно сказывается на самооценке мальчиков (есть, разумеется, и другие проблемы). Часто приходится слышать, как недовольные своей внешностью подростки отказываются посещать уроки физкультуры (стесняются сверстников, стесняются учителя). Даже незначительное (критическое) высказывание по поводу внешности (брошенная усмешка со стороны значимых других) может привести к общему снижению самооценки подростка и спровоцировать комплекс (на всю оставшуюся жизнь) [3].
Подросток не видит себя целиком во всей своей многогранности и многосторонности и идентифицируется с отдельными сторонами личности. В этом и заключается уязвимость подростка. («Я - концепция» подростка плохо дифференцирована и сверхобобщена.) Если он вынужден признать, что где-нибудь у него «не так» (не на высшем уровне), самооценка падает сразу и по всем пунктам! К примеру, юноша спокойно воспринимает «несообразительность по физике», если считает своей прерогативой физическую культуру. Снижение самооценки влечёт за собой повышенную тревожность, нервозность подростка и зримо отражается на его поведении (см. главу «Дети с вызывающим поведением...», раздел «Теория низкой самооценки...»).
В старшем подростковом возрасте возникает стремление разобраться в своей личности в целом: и в своих плюсах, и в своих минусах. («Раньше думала только о плохих поступках, а сейчас — вообще: какая я?..» [62].) Узнавание себя — волнующая внутренняя тема. Подросток, прочувствовавший (или осознавший), сколько ему не хватает, прежде всего нуждается во внимательном отношении взрослых. Нельзя давать волю чувству неудовлетворённости! Нельзя относиться к ребёнку в зависимости от его успехов и неудач! Важнейшим условием развития позитивной Я-концепции у подростка является безусловное принятие его со всеми достоинствами и недостатками [14]. Ребёнок хорошо чувствует понимание. Немного терпения, и подросток сам выразит готовность меняться!

 (голосов: 3)

Распечатать

Семья.)

Словарь семейного воспитания

» Центр Начало
Адрес: ул. Некрасова д.2Телефон: 8-910-224-83-74Время работы: с 8.00 до 21.00

» Дейл Карнеги - отец забывает
Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в ...

» Младенческий возраст
«Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».(Альберт Эйнштейн)• Режим сна• Вскармливание грудью• Правильное питание кормящей матери• Гигиена ребенка&bu ...