Мужчина, женщина, семья

Психологические особенности мужчин и женщин
Психосексуальное развитие
Секс и супружество
Сложный путь любви
Развод: фантомы и вымыслы


Родители и дети

Психические особенности детей разного возраста
Вызывающее поведение детей
Техника семейного воспитания
Помощь ребёнку в учёбе
Чем занять ребёнка дома?
Словарь семейного воспитания

Половое воспитание детей

Половое воспитание (основы)
Половое воспитание и психогигиена пола у детей


Наш опрос

Детям в Белгороде

Хорошо
Детских садов мало
Нехватает семейного воспитания
Нужно больше организаций досуга

Архив новостей

Апрель 2009 (2)
Март 2009 (442)

Счетчики

    Rambler's Top100

Дошкольный возраст - развитие представлений об окружающем мире (овладение элементами научной логики)

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 9339

Овладение элементами научной логики разрушает непосредственное восприятие объекта (ребенок осваивает научные способы познания действительности). До целенаправленного обучения ребенок дошкольного возраста делает весьма поверхностные суждения о свойствах предметов (феномены Пиаже) [64].
Вот одна из задач на сохранение количества вещества Жана Пиаже. Исследователь выкладывает перед ребенком 2 пластилиновых шарика одинакового размера. Затем один из шариков давится ладонью в лепешку, и ребенка спрашивают: «Где больше пластилина: в шарике или в лепешке?..» Ребенок, руководствуясь непосредственным восприятием, отвечает, что в лепешке!
(Это задачи из серии «что тяжелее: килограмм пуха или килограмм железа?..»)
Попытки решать задачи такого класса с помощью образного мышления приводят к характерным ошибкам. Дело в том, что ребенок 5-6 лет еще не может отделить видимое (площадь) от невидимого (количество пластилина) и рассмотреть эти характеристики независимо друг от друга. Этому его должен научить взрослый (либо к 9-ти годам он «дозреет» сам). Обучение решению подобных задач требует перехода от суждений на основе образов к суждениям на основе понятий [63]. (Понятия — это знания об общих и существенных признаках предметов и явлений, закрепленные в словах.) Ребенок дошкольного возраста может усвоить следующие выработанные человечеством понятия: объем (больше-меньше), длина (не сантиметры и метры, а в смысле короче-длиннее), вес (тяжелее-легче). Меры длины, веса, объема (миллиметры, тонны, литры) усваиваются детьми значительно труднее (но с этим можно не торопиться). Систематическое овладение понятиями начнется в процессе школьного обучения. Ребенок дошкольного возраста успешно овладевает понятиями числа (от 1-го до 10-ти), знака (плюс-минус), времени (час, минута, месяц, год), может рассчитать, сколько у него осталось денег, если было 10 рублей, а истрачено 5, может сказать, сколько ему лет было год назад, какое время года сейчас и какое на очереди.

Подробнее

Дошкольный возраст - мотивационная готовность

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 3627

Только не надо пугать ребенка школой!
Дошкольный возраст — это еще и колыбель неврозов всех видов [3]. Неврозы парализуют активность ребенка и чаще всего возникают на фоне дефицита любви со стороны взрослых («Будешь так заниматься, какие у тебя оценки будут в школе?..»).
Детям первого класса (по программе 1-4) оценок не ставят. Вместо оценок они будут получать звездочки и флажочки (чтобы не порождать избыточную тревожность при первых неудачах ребенка). При всей важности развития познавательных процессов, мелкой моторики руки и произвольности не следует забывать про эмоциональное отношение ребенка к учебе (мотивационную готовность). Здесь все должно работать на развитие стремления к учебе («Молодец, тебе это пригодится в школе!). Ребенок, не дожидаясь школы, строит глобальную картину мира [68]. (Папа, а как мир устроен?..») Если не знаете, как ответить ребенку, расскажите ему про школу, про уроки физики, астрономии, черные дыры и т. п.
Очень важен стиль руководства взрослого подготовкой ребенка к школе. На протяжении дошкольного детства ребенок постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам общественного характера (мотивам необходимости). Однако, если деятельность очень сложна и длительна, то даже старшему дошкольнику требуется присутствие взрослого, который бы поддержал ребенка в его начинании (например, в изготовлении подарков на праздник 8 марта). Родителю следует избегать излишней регламентации занятий дошкольника (когда ребенку отводится роль механического исполнителя). Подбрасывайте ему идеи, чем бы еще позаниматься, но не навязывайте свое расписание, свой цикл, свой ритм (может, у него сегодня тайм-аут). Не отбивайте желание учиться. И главное: почаще выключайте телевизор! Ребенок, конечно, укрепил свою волю, но не до такой степени, чтобы противостоять ситуативному желанию посмотреть телевизор. Когда телевизор будет выключен, он сам одолеет вас просьбами дать ему какое-нибудь задание.

Подробнее

Младший школьник - школьный стресс

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 3245

«Яркое солнце. Теплый денек. Дети возбужденные, радостные, сияющие...» Нам хочется, чтобы это было именно так, и именно это мы (родители) стараемся увидеть на первой школьной линейке (это наш стереотип «Первое сентября»). Но давайте присмотримся повнимательнее: сколько растерянных, притихших ребят, сколько напряженных, сосредоточенных детских лиц. Многие дошколята с нетерпением ожидают, когда впервые переступят порог школы, но на самом этом пороге они демонстрируют скорее присутствие духа, нежели подлинный энтузиазм. Представьте, что вам, взрослому человеку, с определенного дня надо резко изменить уклад жизни, режим дня, отказаться от многих дорогих привычек, попасть в обстановку сотен незнакомых людей. Добавьте к этому отбор, который пришлось выдержать некоторым первоклассникам при поступлении в престижную школу. (Их состояние можно сравнить с состоянием олимпийцев, от которых вся страна ожидает золотых медалей.) Стрессовые переживания стираются в подсознании — мы не помним свое 1 сентября.
Поступление ребенка в школу резко меняет характер его жизни. Если до этого у него не было каких-то вполне определенных обязанностей, кроме домашних дел по самообслуживанию и некоторых семейных поручений, то с поступлением в школу жизнь его оказывается подчиненной строгому регламенту. Теперь каждый день в определенное время надо идти в школу, значит, встать заранее, соответствующим образом одеться, собрать ранец, не забыть чего-нибудь. После школы надо погулять на воздухе, а потом, в определенное время, явиться и выполнить домашнее задание. Вечером надо лечь спать в определенное время, чтобы успеть отдохнуть до школы, а если не успеешь вовремя «отбиться», родители «сделают тебе внушение» и никаких сказок сегодня не будет.
Школьная реальность отличается от того, что представляется ребенку до школы. Ребенок идет в школу в предвкушении интересных, удивительных событий. В школе он также сталкивается с регламентом: как держать ручку, как вставать, как садиться, как выходить к доске, что положить на парту и т. д. В школе надо сидеть тихо и внимательно слушать учителя. Оказывается, запоминать надо самое неинтересное в рассказе учителя! Раньше, в кругу его товарищей, ценилась ловкость, сила, сообразительность. Учитель не ставит оценки за сообразительность. Учитель хвалит слабосильных «зубрилок», которые сидят смирно и все старательно пишут (Где справедливость?..). Школьное обучение явно не выдерживает (в глазах ребенка) сравнение с любимой передачей «В мире животных» и большой красивой домашней книгой про динозавров. Столкнувшись с реальным учебным процессом, ребенок пытается понять, зачем надо учиться. Взрослые говорят ему: «Чтобы получить знания, овладеть профессией, стать специалистом, хорошо зарабатывать, приносить пользу семье, людям, стране». Все это очень убедительно, но только для взрослого человека. Ребенок так далеко не заглядывает (дети не живут далекой перспективой).

Подробнее

Младший школьник - адаптация к школе

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 3801

В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям начальной школы. Его ведущей деятельностью становится учеба.
При чутком и внимательном отношении родителей неврозоподобные состояния, связанные с нежеланием ребенка ходить в школу, постепенно уходят (включая психосоматические симптомы: температуру, боли, спазмы, рвоту и т. п.). Подобные состояния формируются у детей со слабым типом нервной системы (мнительные, внушаемые, впечатлительные дети). Возможно, в их присутствии ипохондричные взрослые вели соответствующие разговоры, обговаривали симптомы. Механизм формирования «страшных болезней» у детей, начавших посещать школу, хорошо известен психологам и психиатрам [19, 36, 94].
Чтобы сформировать у ребенка подлинные учебные мотивы (стремление к систематическому знанию, стремление к развитию и совершенствованию своих способностей), нужна специальная организация учебного процесса в школе и дома. Задача начальной школы, прежде всего, — это научить ребенка учиться.
Главная трудность заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу (обладание предметами, общение, любопытство), как правило, не связан с содержанием деятельности, которую ему предстоит выполнять ежедневно. Ему (ребенку) все виделось как-то по-другому, как-то интересней. У него большей частью присутствовали игровые мотивы. Поэтому процесс учения (на 1 этапе) строится так, чтобы развить внутреннюю мотивацию ребенка до уровня учебно-познавательных мотивов в процессе эксплуатации и нейтрализации игровых мотивов [68].
Если с приходом ребенка в школу его сразу поставить в условия собственно учебной деятельности, то он, скорее всего, растеряется перед непосильными учебными задачами (чего стоит одно только соблюдение тишины!) и начнет негативно относиться к школе и учению. Формирование учебно-познавательной мотивации тесно связано с содержанием и способами обучения. Традиционных способов обучения здесь явно недостаточно.

Подробнее

Младший школьник - общая характеристика личности младшего школьника

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 10055

Первое, что взрослые спрашивают у ребенка: «Как ты учишься?..»
(наблюдение)
Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя.
Оценка, которую ставит учитель, не выражение его личной приязни, а некая объективная мера знаний (по крайней мере, это так представляется ребенку). Плохую оценку нельзя компенсировать ни послушанием, ни раскаянием. С приходом ребенка в школу система отношений «ребенок — учитель» существенно влияет на систему отношений «ребенок — родитель». Никто из посторонних взрослых не имел и не будет иметь такой власти над ребенком, как его первый учитель.
Ребенок с готовностью (без сопротивления) принимает требования учителя. Среди младших школьников трудно найти злостных нарушителей дисциплины. (Просто не все дети умеют владеть собой.) Младший школьник сам старается соблюдать правила и требует неукоснительного соблюдения правил от своих товарищей. Нередко приходится видеть, как дети начальных классов (особенно на 1 этапе обучения) указывают учителю на соседа по парте: «Он неправильно поднял руку! Он не туда положил тетрадь!» Этими замечаниями дети показывают свое соответствие ожиданиям учителя (преданность делу учителя) и хотят подчеркнуть, что они уже выучили правила [71].
Младший школьник психологически открыт учителю. Учитель предстает перед ребенком как некий идеал его будущих возможностей [63]. Младшие школьники доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражая ему в манере рассуждать и в интонациях. Если учитель порекомендовал учащимся два часа после школы проводить на свежем воздухе, а потом делать уроки, то родителям следует придерживаться рекомендации учителя (не ломать ребенка и его веру в непогрешимость учителя). Выступая как образец, учитель может легко сформировать у ребенка большое количество социальных привычек и культурных норм. Младший школьник — конформист по отношению к мнению учителя.
Взаимоотношения между младшими школьниками также во многом определяются учителем.
Дети начальных классов не воспринимают ответов одноклассников. Выполнив задание, каждый ребенок ждет похвалы учителя. Даже если его ответ полностью совпадает с ответом предыдущего ученика, ребенок все равно тянет руку (ему очень хочется ответить самому). Притязание на признание со стороны учителя как бы отчуждает детей друг от друга.

Подробнее

Подросток - размышления о «кризисности» возраста и влиянии социальных моментов

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 3632

«Растопырив ноги и смотря нахально на учительницу, Васька повторяет: «Блаженны нищие духом»
(Розанов В. В. Опавшие листья)
Границы подросткового периода совпадают с обучением детей в средних классах (контроль ослабевает, самостоятельность растёт, структура общения меняется) и охватывают возраст с 11-12 до 15-16 лет.
Вообще, с подростками не всё так просто. Проблемы подросткового возраста начинаются с определения его границ. Например, исследователь Абрамова Г. С. называет возраст 8-12 лет «периодом конца детства», а подростковый возраст датирует цифрами 12-17 (период «распада любви» и утверждения себя) [3]. Психолог Гримм Г. определяет подростничество «скачком роста»: 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков. Психологи аналитической школы связывают начало подросткового возраста с формированием пубертатных признаков. Речь идёт об одно-двухлетнем периоде до появления менструаций у девочек и живых сперматозоидов в моче у мальчиков, т. е. с 11-12 лет [64]. Ряд зарубежных исследователей считают, что невозможно «разорвать» отрочество и юность (тем более, что в современных индустриальных обществах процесс взросления несколько запаздывает), и предлагают использовать универсальный термин «тинэйджер» для обозначения периода взросления от 13 до 20 лет (thirteen, fourteen, fifteen, sixteen, seventeen, eighteen, nineteen) [80].

Подробнее

Подросток - биологическая составляющая возраста

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 8925

Биологический смысл подросткового периода определяется понятием пубертатности. Пубертатный период — это период созревания, это стадия, на которой человек становится «половозрелым», хотя его физический рост ещё продолжается некоторое время.
Половое созревание начинается (визуально) с увеличения темпов прироста размеров и массы тела (после соответствующей гормональной интоксикации и повышенной активности эндокринных желёз).
До 9-10 лет существенных различий в размерах тела мальчиков и девочек нет. Девочки растут наиболее активно в 11-13 лет (рост в это время может увеличиваться даже на 10 см в год). Усиленный рост мальчиков отмечается в 13-14 лет. Первоначально тело очень вытягивается в длину (характеристика «длинноногий подросток» достаточно точна), а затем начинает округляться. У мальчиков особенно резок разлад между показателями роста и массы (мышцы отстают в развитии от скелета). Это приводит к тому, что подростки облокачиваются или сутулятся, ищут дополнительную точку опоры, прислоняются к чему-либо, начинают на всем висеть. (Мы же объясняем это «нежеланием держаться нормально».)

Подробнее

Подросток - внешние признаки взрослости

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 7609

Подросток хочет быть взрослым сильнее, чем сами взрослые, а потому он часто разыгрывает из себя (чисто по-детски) какого-то «крутого» взрослого. (Выглядеть взрослыми стремятся все без исключения подростки.) Многие признаки «мужской» и «женской» взрослости усваиваются прямым подражанием. Они бросаются в глаза повсеместно и связаны с особыми привилегиями старших. Это самый лёгкий способ достижения взрослости (видной всем). Именно поэтому такая «внешняя взрослость» очень распространена в среде подростков и плохо поддаётся развенчанию.
Всё начинается с внешних аксессуаров взрослости. Мальчики младшего подросткового возраста стремятся незаметно вынести из дома и продемонстрировать сверстникам папины сигареты, зажигалки, крупные денежные купюры (охотничьи ножи, водонепроницаемые часы, золотые печатки, браслеты, наклейки с обнаженными женщинами, порнографические игральные карты и т. п.); некоторые начинают говорить каким-то натужным басом, копируют чьи-то жесты, мимику, манеру говорить, используют явно не свои словечки, вульгарные обороты, жаргонные выражения, мат!!! (новые переживания ищут соответствующей им формы).
Слова и поступки младших подростков рассчитаны на то, чтобы быть увиденными и услышанными товарищами и взрослыми (чужими взрослыми). О разговорах подростков на запретные темы легко догадаться по выставляемой напоказ секретности: ребята с таинственным видом шепчутся, хохочут и одновременно поглядывают на окружающих (какое впечатление они производят). Жаргонные и нецензурные слова употребляются для придания стиля «мужского интимного разговора». У некоторых подростков разговор о женщинах и девочках сразу оскверняется циничным содержанием (так они решают свои психологические проблемы).
Девочки стремятся поскорее увидеть себя во взрослом обличье: волосы, блузки, туфли на квадратном каблуке, мамина парфюмерия, косметика, бижутерия (Зайдите в школу и посмотрите, сколько там «значительных женщин в чёрном»!). Некоторые девочки являются на школьные вечера или в гости к товарищам в таком виде, что ребята просто ахают («стонут») от удивления. Забота о своей привлекательности, стремление подогнать свой облик под образцы моды (вхождение в образ сексапильной женщины) может отнимать много времени у современной девочки.
Подростки заимствуют у взрослых особые способы отдыха и времяпрепровождения. Через табачные и винные пробы проходит большинство мальчиков. Некоторые не прочь с бывалым видом поговорить между собой о сортах табака и винно-водочных изделий (блеснуть эрудицией) [30]. Старшие подростки, накурившись в компании сверстников (в тенистых беседках детского сада), теперь норовят «зафиксироваться» с сигаретой в руке где-нибудь на многолюдной остановке, на крыльце магазина или за углом школы (на «народной тропе»). Старшие девочки назначают свидания мальчикам. Когда проводишь время вдвоём, главное, чтобы всё выглядело не по-детски, а по-взрослому: мальчики оплачивают коктейль и мороженое, девочки демонстрируют манеры (позволяют надеть пальто, проводить себя до дому). Танцы при свете высмеиваются, поход должен быть только с ночёвкой, гитарой и костром, дневник с изображением Винни-Пуха — просто позор! (Где обнажённые плечи Натальи Орейро?..) Наиболее смелые устраивают дома вечеринки с танцами и вином («Невкусно, но здорово!») в отсутствие родителей. На свой риск можно даже поцеловаться в темноте (холодными губами). Ну, вот, пожалуй, и всё!
Дети с внешними признаками взрослости нередко будоражат школьный класс. Именно они приобщают младших подростков к более или менее запретным сторонам взрослой жизни. Как правило, это ребята, которые ничем другим, кроме своей «бывалости», не отличаются. В представлении сверстников такие подростки уже взрослые по сравнению с остальными. Их поведение вызывает повышенный интерес.
Выяснение отношений с учителем — это тоже внешние признаки взрослости. У некоторых подростков появляется стремление «испытать» учителя, «найти слабинку», показать своё «наглядное превосходство» над взрослым при молчаливой поддержке класса. (Простая формула взрослости: «Принизишь учителя — возвысишь себя»!) На первых порах подросток не смеет высказываться дома, в присутствии родителей (можно и по губам схлопотать). Учитель — это чужой взрослый, ассортимент его педагогических средств ограничен нормами профессиональной этики. Родители младших подростков с изумлением выслушивают рассказы учителя о вызывающем поведении учащихся. Они отказываются верить, что их «родное чадо» способно на такое. (Тем временем «чадо» накапливает психологический вес, готовясь к атаке на родителей.) Не подать дневник учителю, выкрикнуть за спиной, огрызнуться, устроить дискуссию, поговорить на равных (нахамить), хлопнуть дверью и т. п. — все эти «проделки» и «подвиги» усугубляют картину ложной взрослости.

Подробнее

Подросток - изменение характера общения со взрослыми

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 4336

«Расширение обязанностей должно сопровождаться расширением прав»
(Томас Джеферсон)
Изменение характера общения со взрослыми происходит «помимо воли» ребенка. С первых мгновений жизни родители сами учат малыша действовать по-взрослому: самостоятельно проситься на горшок, самостоятельно кушать ложкой, самостоятельно складывать вещи, чистить зубы, делать зарядку, ложиться спать, выбирать себе одежду для улицы, самостоятельно общаться со сверстниками, самостоятельно ходить в школу, самостоятельно готовить уроки и т. д. Отношения ребёнка и взрослого подчиняются «закону минимизации энергозатрат»: взрослые на первых порах активно вкладываются в ребёнка, чтобы в дальнейшем он действовал самостоятельно. При этом они хотят сохранить максимальный контроль за ребёнком, что создаёт прочную основу для будущего взаимонепонимания. На определённом этапе взросления (подростковом этапе) логика развития человека требует ещё большей самостоятельности (самостоятельности передвижений, самостоятельности суждений, самостоятельности решений), но сила привычки управления мешает родителям осознать «переход количества в качество». Нужна большая работа души, чтобы понять: любовь — это всегда риск (риск поверить в чужое «Я»).
Есть у некоторых родителей такая потребность: «сюсюкать» по поводу прошлого (Дескать, раньше «всю одежду на стульчик сложит..., а теперь, как будто подменили»). На языке науки это называется «предпочтение детских черт в ребенке». Встречаясь с друзьями или оставаясь наедине, папы и мамы повзрослевших детей с завидной регулярностью перелистывают ежедневники «Наш малыш от нуля и до года», просматривают фотоальбомы вместо того, чтобы лишний раз (без командирских замашек) дружески поболтать с сидящим за стенкой «ершистым» подростком.

Подробнее

Подросток - сверстники в жизни подростка

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 4473

Когда в семье доминируют назидательные интонации, общение со сверстником будет приносить подростку значительно большее удовлетворение. Сверстник, вообще, занимает особое место в жизни подростка. В отношениях со сверстниками все равны: сверстник не морализирует и изначально принимает твою взрослость. Сверстник всегда окажет тебе психологическую поддержку, и ты сумеешь противостоять «чужому взрослому» (группа подростков психологически сильнее одного взрослого): взрослые, как правило, сильно разобщены. Одинаковость с другими компенсирует неустойчивую самооценку подростка: выстраивать себя коллективно легче, чем по одиночке (слабое диффузное «Я» сливается в мощное групповое «Мы»). Делать «как все», думать «как все», одеваться «как все» — подросток сильно подвержен групповым шаблонам поведения (это самый некритичный, конформный и «стадный» возраст). По большому счёту, в школу-то подросток ходит общаться со сверстником! (Попробуйте перевести его на индивидуально для каждогое обучение: он у вас вообще не будет «выползать» из школы, все подоконники «обсидит».)
Разумеется, дети бывают разные. Школа и учение занимают большое место в жизни подростков, но не одинаковое у разных детей. Для подростка 45 минут урока — это не только учебное время, но и время, насыщенное множеством значимых поступков, оценок, переживаний. Выполняя учительские задания, подростки ни на минуту не прекращают общения. Для многих из них привлекательность учёбы падает, а привлекательность школы возрастает именно из-за возможности широкого общения. Школа — это полигон для общения. На этот счёт есть даже целая теория: хорошо учится тот, у кого плохо с общением [104]. (Но это спорное утверждение!)
Отношения ребёнка со сверстниками — самая содержательная часть подросткового возраста. Общение с товарищами приобретает для подростка такую ценность, что отодвигает на второй план учение, и значительно уменьшает привлекательность семейного общения. Школа даёт основу товарищескому общению. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками (отсутствие симпатизирующих сверстников внутри класса) порождает тяжёлые переживания и расценивается как личная драма. У подростка проявляется яркое стремление быть принятым, признанным и уважаемым одноклассниками. Некоторые подростки пускаются «во все тяжкие», чтобы завоевать расположение класса. Они готовы «быть шутом» в компании или делать всё предосудительное (значительно более предосудительное, чем самые авторитетные люди класса), лишь бы хоть кто-нибудь обратил на них внимание. (Группа ребят шалит — они переходят границы шалости. Сверстники пригубили спиртное — они пьют до «одурения».) Они ищут общения, дружбы сверстников любой ценой.

Подробнее

Подросток - конструктивная (ценная) взрослость

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 3411

«Не учите меня жить, лучше помогите мне материально».
(Ильф и Петров. Двенадцать стульев)
Окружающие любят обвинять подростков в инфантилизме и безответственности («Этакие лбы, а ничего нельзя доверить!»). Ответственность подростку не даётся изначально, а требует кропотливого и тщательного воспитания, возможного только при известной степени доверия. Есть «вещи», которые надо просто не прозевать в подростке (чтобы потом не сокрушаться).
Замечено, что доверительные отношения чаще устанавливаются у девочки с матерью, чем у мальчика с отцом. Но это вовсе не означает, что мальчику такие отношения нужны меньше. Следует признать ошибочным мнение, что значение взрослых в жизни подростка неуклонно падает. Только взрослый в полной мере может дать подростку ощущение своей цельности (психологическую устойчивость). Подросток испытывает острейшую потребность общения со взрослым (потребность в глубоком, нерегламентированном общении). Экспериментальный материал показывает, что в семьях, где ребёнок мог доверительно общаться с родителями, проблемы самооценки встречаются в 10 раз реже, чем в семьях, где общение строилось только по принципу «родитель-ребёнок» [3].
По данным Интернет-опроса (от 19.10.99.), 73 процентов опрошенных подростков высказались утвердительно на вопрос о том, есть ли у них человек, которому они могли бы полностью довериться. Из тех, кто дал положительный ответ: 50,5 процентов назвали таким человеком мать, 39,4 процентов — друзей и подруг и 29,4 процентов — отца (что составляет соответственно 36, 28 и 21 процентов от общего числа опрошенных респондентов [1].

Подробнее

Подросток - проблемы самооценки

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 3869

«Самосознание — это сознание, перенесённое внутрь»
(Выготский Л. С.)
Младший школьник окружён заботой и о собственных особенностях специально не размышляет. Подростку очень важно знать мнение о себе других людей. Думая об окружающих, подросток сравнивает себя с ними. Подросток не размышляет о мире отвлечённо, он анализирует то, что происходит вокруг него (Почему ему не симпатизируют те, кому он открыто симпатизирует?..). Различия определяются легче, поэтому подросток сначала озабочен своими недостатками и хочет избавиться от них. Количество отрицательных переживаний, связанных с нахождением у себя всё новых недостатков и негативных качеств, в младшем подростковом возрасте особенно велико («негативная фаза отрочества») [68].
По данным Роберты Симмонс и супругов Розенберг, обследовавших около 2000 детей и подростков от 8 до 17 лет, в 12-14 лет заметно усиливается склонность к самонаблюдению, снижается устойчивость образа «Я» и несколько снижается общее самоуважение. Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения; они чаще испытывают депрессивные состояния. С переходом из подростковой фазы развития в юношескую положение улучшается [44].
Сходная картина получена и в других исследованиях. Д. Эллис, У. Гемэн и У. Катценмайер, изучив возрастную динамику различных аспектов Я-концепции у 6 тысяч учащихся, доказали, что с 13 до 15 лет самооценка определяется исходя из внешних показателей (учебные отметки и т. д.), а ближе к 16 годам появляются собственные критерии значимости [44].

Подробнее

Подросток - ранняя юность

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 3963

«Идущий за мною сильнее меня, я не достоин понести обувь Его».
(Евангелие от Матфея, Гл. 3, Ст. 1)
Ранняя юность (15-17 лет) занимает особое привилегированное положение среди других детских возрастов. Ранняя юность — это в большей степени состояние души, чем возраст. (Если молодой человек 16-ти лет на вопрос психолога «Какое событие в жизни произвело на вас самое сильное впечатление?..» вспоминает посещение московского зоопарка в 3-м классе, то он по определению вроде бы юноша, а по сути — подросток, только очень высокого роста.)
Переживания ранней юности не были характерными для всех социальных общностей и не являются обязательными для всех индивидов нашего общества. (Когда до 18 лет он все еще «бродит по улице толпами» и шкодит преподавателям, потом 2 года служит в армии, потом стремительно женится, то где же его ранняя юность и юность вообще?.. Он был сначала тинэйджером, затем солдатом, затем сразу стал молодым скороспелым мужчиной — отцом семейства, без профессиональных целей и образования, без романтической первой любви и испытания нравственности. Дай, бог, чтобы все это он наверстал в последующие 10 лет!) Классический юноша девятнадцатого века (блестяще представленный в литературе) был выходцем из дворянской или разночинной (культурной) среды, учеником гимназии, студентом университета, начинающим интеллектуалом, философом и нигилистом и т.д. и т. п. Его современники — сверстники, представители других сословий, фактически не замечали соответствующий возрастной период: в 16-17 лет их выдавали замуж (или женили), к 21 году они обрастали детьми, и ни о какой юности уже не могло быть и речи.

Подробнее

Подросток - общая характеристика личности юноши-старшеклассника

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 6354

Шарлота Бюлер выделила 2 фазы переходного возраста: негативную и позитивную. Негативная фаза начинается еще в допубертатный период. Ее характерные черты — беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность и т. п. Это период самооценочной меланхолии, снижения работоспособности и подросткового бунта. Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток (а затем юноша) начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, у него появляются новые ценности, потребность в интимной человеческой близости, он испытывает чувство любви, мечтает [44].
К 16-ти годам мятежность уступает место жизнерадостности, настроение становится более устойчивым и осознанным. Юноши и девушки, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, эмоционально уравновешенными, спокойными, чем еще несколько лет тому назад. По данным американского психолога Р. Б. Кэттела, от 12-ти к 17-ти годам заметно улучшаются показатели по таким факторам, как общительность и легкость в обращении с людьми, тогда как общая возбудимость и импульсивность, наоборот, снижаются [44]. (Постепенно восстанавливаются контакты с учителями.)
Плохо ладил с иностранным языком. По совету учителя литературы взял в библиотеке книгу Марка Твена «Принц и нищий» (на английском) и за 4 месяца ее перевел. Словарь выписанных слов выучил наизусть...
В качестве школьного политинформатора побывал на малом коммунарском сборе, после чего стал посещать лекции во Дворце молодежи и репетировать дома перед зеркалом...
Стремление к свободе от внешнего контроля у старших подростков, юношей и девушек способствует развитию самоконтроля (таковы условия компромисса со взрослыми), дает начало системному сознательному самовоспитанию. Хотя уровень сознательного самоконтроля и самовоспитания у юношей гораздо выше, чем у подростков, они часто жалуются на свое слабоволие, неустойчивость, подверженность внешним влияниям и такие черты характера, как капризность, ненадежность, обидчивость. Резко, скачкообразно увеличивается количество указаний на изменчивость, ситуативность своего поведения: в 8 классе — 27 процентов, в 10 классе — 50 процентов и в 11 классе — 75 процентов респондентов [96].

Подробнее

Подросток - общение и обособление

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 4638

«Развитие самосознания — центральный психический процесс переходного возраста».
(И.С. Кон. Открытие «Я»)
Переход возрастной границы юности еще не гарантирует появления рефлексии и духовности. (Мальчики в начале 10 класса все еще ведут себя, как подростки.) Размышления о себе и о своей жизни возникают непроизвольно, по случайным поводам. (Участвовал в зональных соревнованиях, проиграл первую схватку и «вылетел». Шесть лет занятий, а результаты невыразительные. Пришла мысль уйти из секции: «Видимо, не мое...». А что взамен?..) Очень многие объективные обстоятельства — развитие физической силы и внешних контуров тела, половое созревание, половое внимание, рост уровня притязаний, обратная связь — будоражат у юноши интерес к своей персоне. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша открывает целый мир.
Открытие внутреннего мира — радостное и волнующее событие. Обычный тинэйджер сравнительно мало сознает, что происходит в нем. Юноша испытывает моменты повышенного сознавания. В такие моменты он думает, действует, чувствует наиболее ясно и четко. Это значит, например, что юноша может решить для себя нравится ли ему эта книга (картина, музыка, фильм, учитель), независимо от коллективно конъюнктурного мнения других. «Самосознательный» юноша не позирует и не старается «хорошо выглядеть»: такой человек ищет ответы не во вне, а внутри себя. (Юность — наименее конформный из всех человеческих возрастов.) Иногда самоактуализирующийся юноша доводит свою независимость до степени, шокирующей окружающих: танцует, одевается, высказывается, пренебрегая групповой нормой. (Все ходят на учебу в кожаных куртках, а он заявился в рубашке и галстуке!) Желание отличаться от сверстников выражено у юноши так же сильно, как желание копировать друг друга у младших подростков. (Фраза «У нас в классе все это носят» произносится в юношеском возрасте с совершенно иным смыслом.)
Переживание своей непохожести (неповторимости, индивидуально для каждогости) выплескивается на страницы юношеского дневника. Дневники ведут больше половины опрошенных девушек и 12 процентов мальчиков-старшеклассников [44].

Подробнее

Семья.)

Словарь семейного воспитания

» Центр Начало
Адрес: ул. Некрасова д.2Телефон: 8-910-224-83-74Время работы: с 8.00 до 21.00

» Дейл Карнеги - отец забывает
Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в ...

» Младенческий возраст
«Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».(Альберт Эйнштейн)• Режим сна• Вскармливание грудью• Правильное питание кормящей матери• Гигиена ребенка&bu ...