Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_232.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > Дошкольный возраст - слушание сказок
Воспитание детей > Психические особенности детей разного возраста > Дошкольный возраст - слушание сказок

Дошкольный возраст - слушание сказок


Дети дошкольного возраста склонны одушевлять явления природы, наделять человеческими свойствами животных и растения. Поэтому они легко понимают и принимают язык сказок. Герои сказок просты и типичны: их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами (небывалая доброта, храбрость, находчивость). При этом герои сказки делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся. Для разграничения добра и зла в сказке присутствуют отрицательные персонажи. Все это способствует лучшему восприятию сказки [68].
История создания сказки подчиняется закону больших чисел. Прежде чем быть записанной, над ней трудились миллионы людей, передавая из уст в уста, отбрасывая несущественное, оставляя главное. Это сделало сказку действительно сгустком человеческой мудрости и максимально увеличило ее пробивную, проходную идентификационную силу.
Сказка воздействует на чувства ребенка. Слушая сказку, ребенок неосознанно в своем воображении сливается (отождествляется, идентифицируется) с героями, если они ему симпатичны. (Слушает кассету «Три мушкетера» и ходит со шпагой по комнате.) Вместе с героями ребенок проявляет доброту и благородство, рискует собой ради других, совершает подвиги, становится смелым, верным, справедливым, предприимчивым. Сказки передают нравственные понятия и чувства ребенку не в виде голой морали или нудной проповеди, а в прозрачной, ясной по смыслу и одновременно захватывающей форме [87]. Идентификационные механизмы позволяют ребенку развиваться в направлении ожиданий общества [63]. («Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок».)
Сказки с их чудесами и волшебными превращениями наиболее близки детскому мироощущению. В отличие от мифов, где нередко гибнут главные герои, в сказке все заканчивается хорошо. Басни не столь подходят ребенку. Например, в басне Крылова «Стрекоза и муравей» стрекоза страдает потому, что наслаждается жизнью (?..!), а муравей, с которым мы должны идентифицироваться, не проявляет к ближнему никакого сострадания [68]. Внутренняя работа (ребенка) начинается с сопереживания персонажу, а не с рациональных сентенций: кто прав, кто виноват. «Мысль изреченная есть ложь» 
(Тютчев).
Дети по многу раз любят слушать (и смотреть) одни и те же сказки, так как их интересует не столько сюжет, сколько нравственная сила героя. Поставьте пластинку, оставьте ребенка наедине со сказкой. Сказка дает ребенку опору (смысл) в развитии определенных личностных качеств. В дошкольном возрасте воспитательное воздействие сказки не уступает воспитательному воздействию ролевой игры. Овладевая действиями игры, изобразительной деятельностью и слушая сказки, ребенок одновременно осваивает произвольные стороны психических процессов, подготавливая себя к следующему насыщенному учебному периоду.