Воспитание детей > Психические особенности детей разного возраста > Дошкольный возраст - составляющие школьной готовности

Дошкольный возраст - составляющие школьной готовности


Трудно назвать более ответственный период в жизни родителей, чем последний год перед поступлением ребенка в школу. В последнее время формирование школьной готовности (усилиями родителей, воспитателей детских садов и некоторых учителей) сводится исключительно к натаскиванию детей в чтении и счете («письма» мы как-то побаиваемся). Парадокс заключается в том, что можно всего этого не уметь и быть готовым к школе и, наоборот, можно владеть определенными учебными навыками до школы, а потом методично отставать, отставать и отставать. (Типичная родительская ошибка — неправильная реакция по правильному поводу.) Родителям, обучающим ребенка до школы, следует обратить особое внимание на выбор учебного заведения (по их запросам)! Если такого выбора нет и вам придется отдавать ребенка в обычную школу, да еще по программе «1-4», вы первыми можете столкнуться с проблемой потери интереса ребенка к учебе (проблема «школьной дезадаптации»).
Первое сентября в 1 классе: мальчик Рома читал 42 слова в минуту (при норме 25 слов на конец года). Первого сентября в 1 классе, когда учительница рассказывала детям про букву А, мальчик Рома стоял с поднятой рукой за первой партой и умолял: «Давайте я вам почитаю!». 29 октября того же года Рома лежал на последней парте и демонстративно не принимал участия в уроке (дети пытались читать по слогам). Ребенок не понимал, зачем он ходит в школу.
Изуродованные подготовкой к тестированию дети, которые механически рисуют пятипалого мужчину из теста Керна-Ирасека (воспитатели детских садов понимают, о чем я говорю), — вот закономерный итог истерии школьной готовности. Согласно таким критериям готовности, многие известные в прошлом люди, вообще, не поступили бы в 1 класс современной школы. Тотальное очковтирательство: одни делают вид, что что-то проверяют, другие делают вид, что что-то готовят. Ребенок может уметь читать и считать, но у него могут быть не сформированы навыки поведения на уроке (произвольное поведение). Ребенок может уметь читать и считать, но у него может отставать зрительно-моторная координация и мелкая моторика руки, и тогда вся учеба пойдет наперекосяк. Владеет ли ваш ребенок элементами научной логики, контекстной речи, фонематическим слухом?.. Вспомните своих одноклассников, которые знали в 1 классе одну букву «О», а потом заканчивали школы и институты на «Отлично»! Сейчас нам предстоит детально разобраться, что такое «здоровый и любознательный ребенок, по-настоящему готовый к обучению в школе».