Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_234.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > Дошкольный возраст - произвольность
Воспитание детей > Психические особенности детей разного возраста > Дошкольный возраст - произвольность

Дошкольный возраст - произвольность


«Готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения».
(Л. С. Выготский)
Произвольное поведение — это отказ от непосредственности, это поведение, опосредованное определенным правилом или нормой (это способность ребенка управлять собой и своим поведением). Наблюдения в первые дни пребывания ребенка в школе показывают, что готовности к обучению в школе (читай: произвольности) у многих детей-первоклассников еще нет.
Учительница просит детей успокоиться и прослушать тему урока. Мальчик Вася, невзирая на просьбу учительницы, ходит по рядам и рассматривает предметы, лежащие на партах (у товарищей)...
Учительница просит детей нарисовать 5 кружочков и закрасить первый — синим, а последний — красным. Девочка Оля рисует бусинки и закрашивает их красным, говоря, что «так красиво»...
Школа — это общественное учреждение, где, по словам Гегеля, дух должен отказаться от своих причуд. Правильно поступают те учителя начальных классов, которые заранее приходят в подготовительную группу детского сада для проведения 35-минутных занятий и сознательно «подтягивают» произвольность своих будущих учеников. (Обычно произвольность складывается к концу первого полугодия таких занятий: дети становятся серьезными и сосредоточенными и уже понимают, что такое учебный процесс.)
Родители также могут формировать произвольность в домашних условиях. У шестилеток еще не развито активное сосредоточение, и им не удается удерживать внимание более 10 минут [87]. Поэтому занятия для них должны быть не более получаса, и за это время надо сменить, как минимум, 3 формы работы. Если ребенок привносит в работу свои задачи, подменяет задачи (самый низкий уровень готовности), то задания ему придется давать в игровой форме: «Вычеркни на листе всех поросят с одним ухом» (ищите в магазине брошюры для подготовки в школу). Если ребенок выполняет задание, но только в присутствии взрослого, значит, оставьте свои дела и садитесь рядом с ребенком (на первом этапе это нормально). Существует следующая динамика обучения произвольности: на первом этапе задачи выполняются в присутствии взрослого, затем они выполняются с опорой на подкрепление (одобрение, наводящие вопросы, выполнение начального действия), на третьем этапе ребенок сам выполняет задачу «от корки до корки» и требует новых заданий от взрослого (получает удовольствие от собственной произвольности) [68].
И не забывайте читать ребенку сказки. Сказки — это его умение слушать и слышать! (В школе до сих пор царит 19 век: большую часть времени учительница говорит и изредка что-то показывает. Школа — это не телевизор с рекламой, картинками и громким звуком.) Дети обожают слушать сказки на ночь (даже начинают беситься по этому поводу). Вечером им уделяется больше внимания (умывают, закаляют), поэтому перед сном ребенку читают сказку, чтобы он успокоился. Читайте сказки ребенку днем! (Но не так: вы читаете сказку, а у него в одной руке банан, а в другой — бантик для кошки.) Посадите его на диван, пусть успокоится, и только тогда читайте сказку. Те родители, которые утверждают, что их ребенок не может успокоиться и, наоборот, начинает прыгать от встречи со сказкой, скорее всего, очень мало читают детям (отсюда такая реакция).
Обучение произвольности вплетено во все виды деятельности ребенка. К концу дошкольного возраста ребенок должен перейти от спонтанного обучения к обучению по программе, предложенной взрослым. И взрослому очень важно понимать, над чем они совместно работают с ребенком.