Воспитание детей > Психические особенности детей разного возраста > Дошкольный возраст - пространственное мышление и ориентация в пространстве

Дошкольный возраст - пространственное мышление и ориентация в пространстве


Умение ориентироваться в пространстве в дошкольном возрасте заключается в том, что дети выделяют отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими) [63]. Такая мыслительная банальность, с точки зрения взрослого человека, на самом деле серьезный шаг в развитии ребенка. Ребенок 5-6 лет (если вы будете им заниматься) переходит на новый уровень пространственного мышления. Ребенок 5-6 лет избавляется от прежнего мыслительного эгоцентризма! Самостоятельно избавиться от мыслительного эгоцентризма он сможет не ранее 8 лет.
Нарисуйте ребенку (4-5 лет) слева направо три горы (вторая больше первой, третья больше второй). За самой высокой горой (правый угол рисунка) нарисуйте дерево, а на самую маленькую гору посадите человека. Логика рисунка такова, что человек на маленькой горе видит только большие горы, но он никак не может увидеть дерево. А теперь спросите ребенка: «Что видит человек, сидящий на горе?..». (Догадались, что он вам ответит?..)
Ребенок младшего дошкольного возраста не умеет поворачивать объекты в своей голове, он вообще не видит объекты глазами другого человека. Например, младший дошкольник не может понять, каким образом то, что для него находится справа, для другого может находиться слева. И еще...
...Вы наблюдали, как дети тянутся за предметами, сшибая другие (хватает свой велосипед, роняя папин)?..
Блестящую профилактику пространственного мыслительного эгоцентризма дает игра «Найти клад» по плану квартиры (дома, участка). Дети дошкольного возраста хорошо понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими [63]. Начиная с пяти лет, дошкольник, даже при однократном объяснении, может понять, что такое план помещения, и, руководствуясь отметкой (крестиком) на плане, находит заветный предмет. (Одна из любимых детских игр!) Через пару месяцев игры малыш и родители меняются ролями. Ребенок по своей инициативе начинает строить схемы (продолжая совершенствовать анализ и синтез), а взрослые ищут клад. Также Укреплению зрительно-интеллектуальных операций способствует срисовывание (продолжение) клеточных орнаментов.
Преодолению познавательного эгоцентризма в более широком смысле слова могло бы служить решение следующих задач с ребенком: «У Пети было две сестры: Маша и Катя. Сколько сестер было у Маши?..» (см. пособия для поступающих в школу). Пятилетний мальчик, идентифицирующийся с персонажем «Петя», делает ошибку в подсчете сестер (благодаря своему мыслительному эгоцентризму). Эту ошибку будет устранять родитель в беседах с ребенком. Преодоление познавательного эгоцентризма позволит ребенку (в дальнейшем) понять все математические операции и причинно-следственную логику [68].