Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_242.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > Младший школьник - адаптация к школе
Воспитание детей > Психические особенности детей разного возраста > Младший школьник - адаптация к школе

Младший школьник - адаптация к школе


В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям начальной школы. Его ведущей деятельностью становится учеба.
При чутком и внимательном отношении родителей неврозоподобные состояния, связанные с нежеланием ребенка ходить в школу, постепенно уходят (включая психосоматические симптомы: температуру, боли, спазмы, рвоту и т. п.). Подобные состояния формируются у детей со слабым типом нервной системы (мнительные, внушаемые, впечатлительные дети). Возможно, в их присутствии ипохондричные взрослые вели соответствующие разговоры, обговаривали симптомы. Механизм формирования «страшных болезней» у детей, начавших посещать школу, хорошо известен психологам и психиатрам [19, 36, 94].
Чтобы сформировать у ребенка подлинные учебные мотивы (стремление к систематическому знанию, стремление к развитию и совершенствованию своих способностей), нужна специальная организация учебного процесса в школе и дома. Задача начальной школы, прежде всего, — это научить ребенка учиться.
Главная трудность заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу (обладание предметами, общение, любопытство), как правило, не связан с содержанием деятельности, которую ему предстоит выполнять ежедневно. Ему (ребенку) все виделось как-то по-другому, как-то интересней. У него большей частью присутствовали игровые мотивы. Поэтому процесс учения (на 1 этапе) строится так, чтобы развить внутреннюю мотивацию ребенка до уровня учебно-познавательных мотивов в процессе эксплуатации и нейтрализации игровых мотивов [68].
Если с приходом ребенка в школу его сразу поставить в условия собственно учебной деятельности, то он, скорее всего, растеряется перед непосильными учебными задачами (чего стоит одно только соблюдение тишины!) и начнет негативно относиться к школе и учению. Формирование учебно-познавательной мотивации тесно связано с содержанием и способами обучения. Традиционных способов обучения здесь явно недостаточно.
Дети должны мчаться в школу, где им будет хорошо, приятно, содержательно и интересно. Чтобы это было именно так, учитель в процессе преподавания (на 1 этапе) делает упор на 3 момента:
1. Это пробуждение интереса к соблюдению правил.
2. Это эксплуатация игры в релаксационных целях.
3. Это использование кооперативных форм контроля и соревновательного момента для развития привлекательности собственно учебных действий.
В дошкольном возрасте учебная деятельность не является ведущей. В дошкольном возрасте преобладает своеобразная форма учебной деятельности — учение в дидактической игре. Попытки приспособить детей к учебной деятельности (в школе) только через игру, игровые формы, элементы сюжетных или дидактических игр себя не оправдывают [63]. Такое обучение привлекательно для детей, но оно не содействует переходу к собственно учебной деятельности, не развивает произвольных видов управления действиями. Надо четко понимать, что дидактические игры в младшем школьном возрасте дают лишь возможность психологической разгрузки на уроке (возможность релаксации, возможность снятия статического напряжения у ребенка). Учебная деятельность — это все-таки иная деятельность, чем игра, и она требует сознательного к себе отношения.
Совсем другое дело — групповая работа в парах. Она постепенно приводит ребенка к пониманию содержания (смысла) учебной деятельности.

Коллективная форма обучения, построенная на кооперации, снимает противоречие между видимостью совместного обучения и реальной индивидуально для каждогой направленностью традиционного обучения [68]. Вывод о том, что учебный материал дети лучше усваивают в совместной работе со сверстниками, нежели с учителем, согласуется с мнением Пиаже, который утверждал, что критичность, терпимость и умение встать на точку зрения другого лучше развиваются при общении детей между собой. Кооперация со сверстниками способствует интериоризации учебно-познавательных мотивов (Интериоризация — это перевод внешнего мотива во внутренний план). Вспомните хотя бы, как мы «подтягивали» друг друга по школьным предметам в октябрятских „звездочках» и пионерских звеньях. Тот, кто «подтягивал», уж точно знал, как и зачем надо учиться (Принцип тот же, что у «анонимных алкоголиков»).
Совместное выполнение заданий двумя или несколькими детьми (в плане осуществления контроля за результатами действий друг друга) — это и есть приобщение учащихся к собственно учебным действиям [63]. Проверять результаты действий друг друга детям интересно, но это не игра. Таким образом младшие школьники усваивают необходимость контроля (читай: самоконтроля) и саморазвития. Таким образом, через контроль и соревновательный момент, ребенок психологически входит в учебную деятельность. У него теперь доминирует не игровой мотив, а стремление овладеть способами учебной деятельности (т. е. учебные мотивы).
И еще... В младшем школьном возрасте дети особенно чувствительны ко всякого рода наглядности. Внимание их неустойчиво, поэтому любой посторонний раздражитель отвлекает ребенка (например, красивый карандаш у соседа). Если учитель приносит в класс что-то интересное, то дети встают из-за парт, а на первых порах (при малейшей возможности) подбегают ближе. Каждый старается взять незнакомый предмет в руки. Яркие вещи, яркие детали, яркие факты, яркие примеры — все это завораживает учащихся начальных классов и производит на них сильное впечатление [55].
Родители со своей стороны помогают младшему школьнику. Родители выделяют угол для занятий ребенка, организуют его рабочее место (письменный стол, книжные полки), соблюдают тишину во время приготовления уроков, вводят ограничения (для себя) на просмотр телевизора, чтобы лишний раз не отвлекать ребенка. Проявление уважения к учебе выражается также во внимательном прослушивании вопросов. (Поддержите осторожный интерес ребенка своими подробными объяснениями.) Расспрашивая вернувшегося из школы малыша, делайте упор не на оценки и происшествия, а на то, что он сегодня узнал нового в школе, чему научился (развивайте учебно-познавательную мотивацию). Наблюдая за школьными приготовлениями ребенка, удивляйтесь сложности задач, решаемых в школе и дома. («Мы такие только в 5 классе решали», «Ух-ты, да вы уже красками рисуете?..!».) Поддерживая старание сына или дочери, избегайте замечаний типа «Надо же быть такой растяпой». Не идентифицируйте ребенка с его ошибками; скажите по существу, что в первой строчке два слова написаны с ошибками. И все! Не добавляйте к этому ничего лишнего. Не обобщайте промахов ребенка. Вообще забудьте слово «опять». Воспоминание о былых недостатках только убеждает человека в его учебной (или поведенческой) неисправимости. (Протяните руку надежды ребенку.)
Помимо моральной и материальной поддержки родителям придется на первом этапе непосредственно включиться в учебно-воспитательный процесс. Выработка сознательных учебных навыков (действий планирования, оценки, контроля), вне всяких оговорок, лежит на совести семьи. Первое время родителям придется помогать ребенку и контролировать ребенка. Если он забыл, к примеру, сделать какое-либо задание (рисунок), то напомните ему. Если он катастрофически не успевает с этим рисунком (пробегал на улице, а краски сохнут долго), помогите ему, а после того, как помогли, сделайте выговор. Дети охотно эксплуатируют родных, но если эта эксплуатация сопровождается отрицательным подкреплением (по правильному поводу), то привычка напрягать родителей не по делу быстро проходит. Дайте понять ребенку, что впредь вы намерены помогать ему только в трудных случаях, а не вообще, по первому зову. Дифференцируйте свое отношение к призывам ребенка. Если материал действительно труднодоступен и есть некоторое непонимание задачи, доброжелательно и спокойно (как это умеют делать родители) помогите ребенку решить задачу и не забудьте погладить его по голове (за усердие и старание). Основную часть домашних работ младший школьник должен делать сам.
Научите ребенка правильно запоминать прочитанное (проверьте его вечерком, попросите пересказать) [87]. Это уместно делать до перехода ребенка в средний блок! Большие и сложные задания на запоминание (большие стихи) решайте заранее. Организуйте его (ребенка) несколько раз в течение нескольких дней. Добейтесь чтения стиха на «4» (с маленькими помарками), а на пятерку пусть готовится сам. Такая целенаправленная домашняя работа с младшим школьником приносит свои плоды.
Уже к концу второго года обучения школьник может осуществлять контроль над своей работой, может выполнять работу самостоятельно или в паре с товарищем [3]. Многие родители, взявшие под регулярный контроль первый год обучения в школе, к концу второго года «делают глубокий выдох», так как все, что им остается, это только расписываться в дневнике.
Ребенок младшего школьного возраста должен учиться на «пять» (потому что он хочет учиться!). Беспокойство оценками (читай: неготовностью) надо проявлять сразу же на первом году обучения).
К 4 классу ребенок может сам ставить перед собой учебные задачи (например, на период болезни): «Это я знаю, это изучу». К 4 классу ребенок уже может планировать режим домашней работы и доводить свои действия до логического конца.
Вся социальная ситуация развития подготавливает ребенка к осознанию необходимости учебной деятельности. Большинство детей младшего школьного возраста к концу первого года обучения имеют высокую познавательную активность, стремятся точно выполнять требования учителя, приходить в школу с выполненными заданиями, имеют потребность в высокой отметке, с готовностью овладевают новыми знаниями, умениями и навыками.
Вот теперь, товарищи родители, берите видеокамеру и идите снимать Первое сентября (во втором классе). Будет там и солнышко, и теплый денек, и радостные физиономии вашего ребенка и его одноклассников.