Воспитание детей > Психические особенности детей разного возраста > Подросток - биологическая составляющая возраста

Подросток - биологическая составляющая возраста


Биологический смысл подросткового периода определяется понятием пубертатности. Пубертатный период — это период созревания, это стадия, на которой человек становится «половозрелым», хотя его физический рост ещё продолжается некоторое время.
Половое созревание начинается (визуально) с увеличения темпов прироста размеров и массы тела (после соответствующей гормональной интоксикации и повышенной активности эндокринных желёз).
До 9-10 лет существенных различий в размерах тела мальчиков и девочек нет. Девочки растут наиболее активно в 11-13 лет (рост в это время может увеличиваться даже на 10 см в год). Усиленный рост мальчиков отмечается в 13-14 лет. Первоначально тело очень вытягивается в длину (характеристика «длинноногий подросток» достаточно точна), а затем начинает округляться. У мальчиков особенно резок разлад между показателями роста и массы (мышцы отстают в развитии от скелета). Это приводит к тому, что подростки облокачиваются или сутулятся, ищут дополнительную точку опоры, прислоняются к чему-либо, начинают на всем висеть. (Мы же объясняем это «нежеланием держаться нормально».)
Ускоренный рост тела в длину (при относительно медленном росте кровеносных сосудов) провоцирует повышенную утомляемость подростка [93]. Утомление проявляется в нарастании двигательного беспокойства (усилиями воли подросток не в состоянии затормозить нежелательные движения), затем наступает сонливость, дремота или, напротив, сильное возбуждение. Мальчики менее приспособлены переносить статическую нагрузку, что выражается у них в более частом нарушении дисциплины на уроках. Отставание в развитии регуляторной системы (поддерживает артериальное давление) может вызывать эпизодические головокружения, головные боли и даже ортостатические обмороки, когда подросток нагнётся, а затем быстро выпрямится. (Любимое занятие в пионерском лагере!)
В начале полового созревания (приблизительно 5-6 класс) первыми проявляют себя Центральная нервная система, гипоталамус (отдел промежуточного мозга; регулирует Деятельность желез внутренней секреции, механизмы сна, бодрствования и эмоций) и гипофиз (железа внутренней секреции). Пока другие эндокринные железы «спят», гипоталамус и гипофиз находятся в состоянии большей активности, чем это необходимо. Этим объясняется неуравновешенное состояние центральной нервной системы и нарушения поведения, свойственные первому этапу полового созревания (возбуждение преобладает над торможением; кора временно теряет способность оказывать тормозящее влияние на подкорковые структуры) [62]. На практике это выражается в том, что подросток даёт не всегда адекватную реакцию на внешний раздражитель. У девочек в этом возрасте повышается обидчивость, плаксивость и смена настроения. В поведении мальчиков отмечается несдержанность, нервозность и неустойчивость эмоциональных Реакций. При правильном воспитании эти явления преодолеваются самим подростком, при неправильном — могут стать основой устойчивых черт характера.
В старшем подростковом возрасте самочувствие ребёнка улучшается, настроение меняется в положительную сторону (растёт способность к самоконтролю). Старшие подростки менее раздражительны, чем младшие. Под влиянием половых гормонов увеличивается масса мышц, повышается их сила и работоспособность. Более упорядоченное, уравновешенное состояние центральной нервной системы обеспечивает им большую способность к умственным и физическим действиям.
Внешним признаком полового созревания девочек является ускоренное развитие таза (увеличение его размеров и округление). Почти одновременно начинается развитие молочных желез (около 10 лет). Девочки, у которых развитие молочных желез начинается рано и происходит интенсивно, стесняются их и даже пытаются скрывать. Им не вполне понятно, что происходит, и уж совсем непонятно, почему это происходит именно с ними. Возможно, девочке стыдно не вообще, а стесняется она именно мальчиков. Девочка чувствует (или предчувствует), что она становится предметом повышенного внимания. Мальчик не наблюдает у себя такой динамики строения наружных половых органов, соответственно у него проявляется специфическое для подростков-мальчиков «половое любопытство». Если раньше взаимные «затрагивания» мальчиков и девочек носили характер бесполого (детского) «задирания», то с появлением вторичных половых признаков все телесные касания приобретают другой (более взрослый) смысл.
В подростковом возрасте половые гормоны начинают оказывать на нервные центры такое воздействие, в результате которого вся информация сексуального характера становится для ребёнка необычайно значимой. То, что раньше накапливалось как отвлечённое знание, теперь воспринимается актуально и лично. Новая информация уже не проходит мимо, вся она тщательно отслеживается, сопоставляется и систематизируется. Вторичные половые признаки воспринимаются подростком именно как «половые», а не просто как особенности внешности.
«Два часа кайфа на простыне?..» (загадка про кино)
«Мы —ребята удалые, ищем щели половые?..» (загадка про таракана)
«У какого молодца часто капает с конца?..» (загадка про самовар)

Подростки задают друг другу такие загадки и радуются, как дети, смущению товарища.

«Лес трещит, кусты трясутся, что там делают?.....Ты не порти анекдот, там медведь малину рвёт!»
По мере взросления, пройдя через страх и вытеснение страха (а подростковая смеховая культура — это и есть вытеснение страхов), подросток сам начинает испытывать эротически окрашенные чувственные переживания, а его интерес к противоположному полу трансформируется в настоящее «половое влечение».
Половое влечение является важным элементом возрастного развития. (Только не следует сразу понимать его в завершённой и развитой форме, которая характерна для взрослого человека!) Известно, что уже в младшей группе детского сада ребёнок по-разному относится к детям своего и противоположного пола (но это ещё не половое влечение). В пользу существования полового влечения у подростков свидетельствуют наглядные изменения в характере их поведения в присутствии представителей противоположного пола, что весьма отчётливо проявляется у девочек после 10-11 лет. В присутствии сверстников или молодых мужчин девочки-подростки начинают говорить преувеличенно громко, с особыми интонациями, обнимают друг друга, ходят нежно прижавшись и т. п. Ясного отчёта в таком поведении они себе не дают.
Половое влечение обнаруживает себя у представителей того и другого пола, только проявления его специфичны. Половое влечение «маленькой женщины» более разнообразно и сложно. Одной из характерных реакций, связанных с половым влечением, является кокетство. Это может быть и особая поза, и особый взгляд, и неожиданные проявления нежности к подруге. (Для того, чтобы мальчик-мужчина проявил свою активность, девочка-женщина должна продемонстрировать свою восприимчивость.) В основе кокетства лежит (законное) стремление привлечь к себе внимание противоположного пола.
Другая реакция, связанная с половым влечением у девочек (подростков и девушек), — это застенчивость. Смысл её заключается в том, что женщина отвечает на внимание мужчины как бы вынужденно, как бы уступая его желанию. «Под взглядом» мужчины женщина краснеет, смущается, опускает глаза, показывая тем самым, что присутствие мужчины ей небезразлично. Это тоже демонстрация женской восприимчивости (мужчины). По своему психологическому содержанию к застенчивости «приближается» стыдливость. Проявляется стыдливость в совокупности своеобразных движений оборонительного характера: отворачивание, закрывание, увёртывание. Стыдливость не является обороной в чистом виде, это тоже реакция на притяжение. Тот, кого стыдятся, не неприятель, человек, к которому неравнодушны (человек, привлекающий внимание). Если женщина безразлична к мужчине, то никакого стыда и смущения она не испытывает.
(О половом влечении мальчиков, со всеми их рассматриваниями, подсматриваниями и экспериментами, мы достаточно рассказали в первой книге.)
Степень внутренней занятости подростка «этим» содержанием определяется конкретными особенностями его жизни, воспитания и общения. Именно неправильная реакция взрослых на проявления сексуального развития детей способствует раннему осознанию младшими значения этих проявлений. Повышенная тревожность родителей способствует развитию гипертрофированного интереса к вопросам пола. Сам подросток не воспринимает свой интерес как критическое состояние. К осознанию остроты своего полового стремления его «грубо подталкивает» окружающая среда.