Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/rss_7.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php:337) in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/rss.php on line 221 Психические особенности детей разного возраста - Семейные отношения и воспитание детей с пониманием. http://infula.ru/ ru Психические особенности детей разного возраста - Семейные отношения и воспитание детей с пониманием. DataLife Engine Вместо предисловия http://infula.ru/l6/224-vmesto-predislovija.html http://infula.ru/l6/224-vmesto-predislovija.html «Когда из Эшгольца отчисляли сверстников, я всякий раз воспринимал это как смерть человека. Если бы меня спросили о причине моего горя, я ответил бы, что я глубоко сочувствую несчастным, по легкомыслию и лености погубившим свое будущее. К этому моему чувству, пожалуй, примешивался и страх, страх перед тем, как бы и со мной не приключилось подобного. Лишь после того, как я пережил это несколько раз и, по сути, уже не верил, что подобный удар судьбы может постигнуть и меня, я начал смотреть несколько глубже. Я стал воспринимать исключение сотоварища не только как несчастье и кару: я ведь уже знал, что отчисленные иногда и сами охотно возвращались домой. Теперь я чувствовал, что дело не только в суде и каре, жертвой которых становится легкомыслие, но что мир где-то за пределами Касталии, из которого мы, элитные, некогда пришли сюда, вовсе не перестал существовать в той степени, как мне казалось, и что для некоторых он был подлинной и великой реальностью, влекущей их и в конце концов отзывающей их. И быть может, этот «мир» был таким вовсе не для одиночек, а для всех, и не установлено, что далекий этот мир влечет только слабых и недостойных. Быть может, это мнимое падение, которое они якобы претерпели, отнюдь не падение, а прыжок, смелый поступок: быть может, именно мы, добронравно остающиеся в Эшгольце, и есть слабые и трусливые».
(Герман Гессе. Игра в бисер)]]>
damir Tue, 03 Mar 2009 11:12:10 +0300
Младенческий возраст http://infula.ru/l6/225-mladencheskijj-vozrast.html http://infula.ru/l6/225-mladencheskijj-vozrast.html «Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».
(Альберт Эйнштейн)

• Режим сна
• Вскармливание грудью
• Правильное питание кормящей матери
• Гигиена ребенка
• Правила купания и пеленания
• Прогулка на свежем воздухе
• Роднички
• Нормы прибавки длины и массы тела
• Первые зубы
• Расстройство пищеварения
• Кожные заболевания
• Обязательные витамины
• Смешанное и искусственное вскармливание
• Воздушные и солнечные ванны
• Массаж
• Закаливание водой
• Обязательные прививки...
Ребенок рождается на свет значительно менее приспособленным к автономной жизни, чем жеребенок, волчонок, кенгурёнок и т. п. Сложный набор безусловных рефлексов детенышей животных позволяет быстро сложиться взрослой особи с активными ориентировочными, защитными, охотничьими и другими реакциями. У человека, в отличие от животных, безусловные рефлексы новорождённого не обеспечивают появления развитых форм поведения. У человека появление сложных реакций (человеческого поведения) идёт за счёт поступательного развития высших отделов мозга. Главное условие нормального созревания мозга новорождённого — интенсивное упражнение анализаторов. Организатором зрительных, слуховых, вкусовых и тактильных впечатлений для нормального развития мозга ребёнка становится взрослый. В условиях сенсорной изоляции (недостаточного внимания взрослых) развитие ребёнка резко замедляется [63].
Решающим обстоятельством — сенсорной доминантой — развития младенца на первом этапе является телесный контакт с ребёнком. (Из 5 чувств у новорожденного наиболее развито осязание.) Тактильное общение может стать для младенца вопросом жизни и смерти.
С этим фактом драматично столкнулся ещё в 12 веке германский король Фридрих II. Он захотел узнать, на каком языке станет разговаривать ребёнок, если с самого рождения он не будет слышать вообще ни одного слова. Для этого король отобрал у родителей несколько новорождённых детей и отдал их кормилицам, которым запретил разговаривать с детьми и даже прижимать их к себе во время кормления. Эти дети так и не произнесли ни одного слова — все они умерли раньше, чем могли научиться говорить [25] Лингвистический эксперимент Фридриха II провалился, но при этом было сделано важное открытие: младенцы, лишённые обычных человеческих прикосновений, ласки и поглаживаний, попросту становятся нежизнеспособными.]]>
damir Tue, 03 Mar 2009 11:14:34 +0300
Раннее детство (1-3 года) - ведущая деятельность http://infula.ru/l6/226-rannee-detstvo-1-3-goda-vedushhaja-dejatelnost.html http://infula.ru/l6/226-rannee-detstvo-1-3-goda-vedushhaja-dejatelnost.html «Мы рано заметили, что малыши предпочитают манипулировать не игрушками (они им быстро надоедают), а предметами домашнего обихода, которыми пользуются взрослые: кухонной утварью, письменными и швейными принадлежностями, инструментами, приборами»
(Никитин Б. П., Никитина Л. А. Мы, наши дети и внуки)
В конце первого полугодия младенец, овладевший хватанием, переходит на второй (более сложный) уровень общения со взрослыми. Это ситуативно-деловое общение. Оно разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих теперь ведущую деятельность ребёнка.
Понятие ведущей деятельности помогает родителям понять значение воздействий определённого рода на каждом этапе развития ребёнка. Именно эти воздействия оказывают наибольшее влияние на весь ход личной истории, вызывая глубокие изменения в нужном направлении. В другие периоды те же самые усилия могут быть нейтральными для развития или даже окажут обратное действие. (Например, подростки лучше обучаются от людей, чем от родителей. Попытки родителей навязать свое общение «отсоединяющемуся ребенку» стимулируют нагнетание подростковой трудности.)
В раннем возрасте функции интеллекта прирастают через действие. (В раннем возрасте ребёнок уже не беспомощное существо и он чрезвычайно разнообразен в своих движениях.) Познавательная активность ребёнка, предоставленного самому себе, проявляется в пробующих действиях: он рассматривает, ощупывает, обкусывает предмет, с которым встречается впервые. Ребёнок пытается разломать (разобрать), развалить, разбросать, разорвать предмет, таким образом постигая его физические свойства (тяжесть, упругость и т. п.). Повторять одно и то же действие с предметом ребёнок будет много раз (до 60-80 повторений). Именно так, вкладывая и выкладывая (меньшее в большее), роняя и поднимая, он начинает предвосхищать свойства предмета и переходит к восприятию предмета как целого. Однако, в процессе разумных пробующих действий ребёнок ещё не может самостоятельно употребить предмет. Для этого ему нужен наглядный пример, тогда он, по крайней мере, начнёт действовать по аналогии: захватит ложку кулачком как можно ближе к углублению (ложка — продолжение руки) и будет мазать себя кашей.

]]>
damir Tue, 03 Mar 2009 11:15:51 +0300
Раннее детство (1-3 года) - развитие речи http://infula.ru/l6/227-rannee-detstvo-1-3-goda-razvitie-rechi.html http://infula.ru/l6/227-rannee-detstvo-1-3-goda-razvitie-rechi.html Первые диалоги ребёнка с матерью происходят без слов во время кормления. Это ещё не речь в собственном смысле слова, а только лишь эмоционально-выразительные реакции (хныканье, призывы). К четвёртому месяцу формы диалога ребёнка с окружающими значительно усложняются: ребёнок внимательно слушает взрослых и сам, в свою очередь, отвечает им предречевой вокализацией («аиы»). В этот период ребёнок, будучи в хорошем расположении духа, постоянно издаёт звуки (гулит, воркует), активно подражая человеческой речи. В процессе предречевой вокализации (на 6-7 месяце) у ребёнка проявляются первые звукокомплексы (лепет): «дя-дя», «ма-ма» и т. п. Однако, и это ещё не речь в собственном смысле слова. Это младенец осваивает повторяющиеся и довольно музыкальные фрагменты звуков. (Постепенно звуковой ряд обогащается, так как окружающие серьёзно воспринимают опыты ребёнка.) Первые звукокомплексы примут характер речи, когда превратятся в призыв к взрослому и станут средством общения.
Процесс обучения речи обычно происходит по следующей схеме. Взрослый спрашивает ребёнка: «Где стульчик?..». Вопрос вызывает ориентировочную реакцию. Обычно, названный предмет тут же показывают, хвалят старание ребёнка; и снова несколько раз называют и показывают одновременно: «Правильно, вот стульчик, вот стульчик!» [69].
На определённом этапе (7-8 месяц) малыш открывает, что каждый предмет имеет своё название. К концу первого года у ребёнка возникает огромное количество связей между названиями предметов и самими предметами. Штерн В. называл это «первым лингвистическим открытием ребёнка» (ребёнок постигает обозначающую функцию речи) [69]. Пассивная речь опережает в развитии активную. Сначала ребёнок понимает слова-указания. («Он уже всё понимает, только не говорит».) Затем наступает понимание инструкций и поручений. К концу первого года в ответ на вопрос взрослого ребёнок может показать на предмет пальцем и воскликнуть: «Ку!» («Вот»). Это и есть начальная форма речи. Теперь ребёнок сам часто обращается к взрослому с вопросом «Ку?..» и требует от него всё новых и новых названий предметов. Об одном предмете он может спрашивать несколько раз.
Именно в раннем возрасте (1-3 года) происходит интенсивное развитие речи. Решающее значение для развития речи ребёнка имеет предметная деятельность под руководством взрослого. Легче всего усваиваются слова, связанные с окружением: «мама», «папа», «баба», «гага» (брат Игорь), слова, связанные с уходом («вака» — вата), сильными впечатлениями («собака», «баня») и употребляемыми предметами («моко» — молоко). На первых порах речь ребёнка мало похожа на речь взрослого [63]. Ребёнок употребляет такие слова, которыми взрослый обычно не пользуется.
Долгое время (от одного года до полутора лет) ребёнок тренирует различные сочетания звуков (для того чтобы заговорить, нужно сориентироваться в основных свойствах языка) [69]. Среди прочих звукосочетаний появляются особенно выразительные и устойчивые, которыми обозначаются целые группы предметов (универсальные детские слова). Используя их, ребёнок как бы сообщает взрослому: «Дай мне этот предмет». Постепенно овладевая названиями предметов и свойствами языка, ребёнок всё более дифференцирует свою речь.]]>
damir Tue, 03 Mar 2009 11:17:11 +0300
Раннее детство (1-3 года) - умственное развитие http://infula.ru/l6/228-rannee-detstvo-1-3-goda-umstvennoe-razvitie.html http://infula.ru/l6/228-rannee-detstvo-1-3-goda-umstvennoe-razvitie.html Мышление ребёнка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных (пробующих) действий (тянулся к кружке — зацепил скатерть — подтянул скатерть — достал кружку), называется наглядно-действенным. Переход к использованию случайных или готовых (от взрослых) связей в новой предметной ситуации (захотел утюг — подтянул одеяло — достал утюг) — важная ступень в развитии детского мышления. Познакомившись со свойствами или употреблением предмета, ребёнок начинает упреждать его свойства или применение. Он подбирает нужные предметы и их части на глаз, выполняя действие сразу правильно, без предварительного примеривания (сбор матрёшки в последней стадии). В основе таких действий лежит проба, проделанная в Уме. В процессе её ребёнок действует не с реальными предметами, а с образами. Мышление ребёнка, когда решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным.
Овладевая ориентировочными (пробующими) действиями предметного характера, ребёнок постепенно переходит к зрительной ориентировке. В раннем детстве ребёнок приобретает умение решать наглядно-образным путём только ограниченный круг простейших задач. Первые срезы (тесты) наглядно-образного мышления имеет смысл проводить не ранее 2,5-3 лет [63]. Для развития наглядно-образного мышления надо поощрять в детях стремление к конструированию (башен-дорожек из кубиков) и рисованию.
Дети второго года жизни узнают близких людей на фотографиях и предметы на рисунке. Цвет в этом возрасте не имеет никакого значения. Это, конечно, не значит, что ребёнок не различает цвета (различение и предпочтение определённых цветов явно выражено даже у младенца). Но цвет ещё не стал признаком, характеризующим предмет, и не учитывается при его восприятии [63].]]>
damir Tue, 03 Mar 2009 11:19:19 +0300
Раннее детство (1-3 года) - феномен «Я сам» (формирование личности) http://infula.ru/l6/229-rannee-detstvo-1-3-goda-fenomen-ja-sam.html http://infula.ru/l6/229-rannee-detstvo-1-3-goda-fenomen-ja-sam.html К концу второго года ребёнок различает категории времени: «сегодня» (в смысле «сейчас») и «завтра» (в смысле «потом») [69]. В этом возрасте можно говорить уже об эмоциональных и интеллектуальных привязанностях детей (любимых игрушках, занятиях, книжках, людях) [3]. Созревание мышечной (и центральной нервной) системы обеспечивает ребёнку условия для осуществления самоконтроля при овладении навыками опрятности: «Пись-пись», «Ка-ка» (см. раздел «Теория низкой самооценки»). Этот момент развития является очень существенным.
Ребёнок приближается к своему трёхлетию с ликующим чувством переживания собственных возможностей. («Могу бегать», «Могу делать», «Могу говорить».) Овладев достаточным количеством предметных действий, малыш сам пытается установить новые (более высокие) формы отношения с окружающими. К концу раннего детства возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая может сопровождаться определёнными кризисными явлениями (ребёнок ищет повод противопоставить себя взрослому человеку). Используя частицу «не» («не хочу», «не буду»), маленький человек заявляет о существовании своей позиции. Других способов самовыражения он пока не знает.
Мама уходит на работу:
— Пойдем маму в окошечко посмотрим. 
Отрицательно качает головой.
— Не хочешь?.. 
Бежит смотреть маму.
Примерно в 2-2,5 года (у девочек раньше, чем у мальчиков) возникает период упрямства, который легче проходит у девочек и труднее у мальчиков [3]. Упрямство — это сопротивление воздействию другого человека. Оно может проявляться пассивно (отказом от действия) или активно (поступками «наоборот»). В этом возрасте дети редко проявляют упрямство по отношению к сверстникам. У них отчётливо проявляется стремление к противопоставлению своих желаний именно желаниям взрослого.
Следует различать упрямство-испытание своих возможностей и открытый негативизм [63]. В первом случае ребёнку нужно помочь испытать самого себя (встаньте пораньше, и пускай он 15 минут застёгивает эту пуговицу). Попытки нетерпеливого обращения с ребёнком могут спровоцировать упрямство-негативизм (когда целью становится уже не самостоятельность, а противопоставление себя взрослому). Именно взрослый, как более социализированный человек, в каждом отдельном случае должен найти выход из Детского противостояния. Никогда не следует «ломать» ребёнка. Целесообразней иногда Дать почувствовать своё отношение, на время отторгнув ребёнка (Требует место у окна в трамвае, невзирая на то, что там уже сидит тётя, — выведите его из трамвая и прогуляйтесь до следующей остановки молча). Переживание отторжения обостряет сензитивность (чувствительность) ребёнка к чувствам других людей, учит его рефлексии и навыкам позитивного общения.
]]>
damir Tue, 03 Mar 2009 11:20:37 +0300
Дошкольный возраст - ведущая деятельность http://infula.ru/l6/230-doshkolnyjj-vozrast-vedushhaja-dejatelnost.html http://infula.ru/l6/230-doshkolnyjj-vozrast-vedushhaja-dejatelnost.html «Наша личность — это сад, наша воля — садовник».
(Вильям Шекспир)

Сознательное управление своим поведением у ребёнка-дошкольника развивается вначале в ролевой игре и лишь затем переносится в учебную деятельность. Ребёнок должен «наиграться», не в смысле «устать», а в смысле «обучиться»! (Человек никогда не устанет играть.) Именно в игре дети учатся контролю над собой (контролировать себя) и кооперативности — тем качествам, которые дают возможность осуществлять учебно-воспитательный процесс.
Дети играют в магазин, во врача, в семью («Дочки-матери»), в животных (хозяйку и животных), в школу, в кухню (приготовление и потребление пищи), в почту, в парикмахеров, кассиров, водителя автобуса, в контрольно-пропускной пункт (вход по билетам), в телефонный разговор, в мушкетёров, в пиратов, гардемаринов, в войну, в железную дорогу, в иностранцев («Каля-маля») и т. д. и т. п.
Играя, дети удовлетворяют свою основную социальную потребность — стремление к участию в жизни взрослых, куда их пока не очень-то допускают (Игра — это особая форма освоения действительности...). Как показали исследования Эльконина Д. Б., детям не свойственно играть в работу, которую они уже регулярно выполняют: например, сбор кофе в Боливии (с 3-х лет) или разделка животных на Крайнем Севере. (Здесь «каждый мальчик имеет пояс, к которому на цепочке или на ремешке прикреплён нож, не игрушечный, а самый настоящий, иногда даже весьма внушительных размеров. Случайный порез лишь быстрее научит ребёнка правильно обращаться с самым необходимым в жизни оружием. Нож нужен мальчику и для еды — отрезать кусочек мяса, и для того, чтобы сделать стрелу, содрать шкуру с убитого зверька... При таких условиях понятно, что в игрушках обских детей очень трудно найти нож или топор, выстроганные из дощечки, какие мы часто находим у детей других культур, где ребёнок не имеет раннего приучения к этому виду оружия» [111].)]]>
damir Tue, 03 Mar 2009 11:21:56 +0300
Дошкольный возраст - рисование http://infula.ru/l6/231-doshkolnyjj-vozrast-risovanie.html http://infula.ru/l6/231-doshkolnyjj-vozrast-risovanie.html Большинство дошкольников рисует с огромным энтузиазмом, поскольку координация между зрительным и моторным развитием доставляет большое удовольствие ребенку. На первой стадии изобразительной деятельности (3-5 лет) ребенок рисует малое число объектов с примитивной выразительностью: дом, дерево, человечек, забор, солнце и т. п. (все, что заимствовал у взрослых). Наиболее важной для ребенка в этот момент является возможность создавать линии и формы [68]. С определенного момента развития, приблизительно в возрасте 5-6 лет, ребенок преодолевает тематическую узость рисунка и начинает художественно «самовыражаться» (т. е. отражать себя и окружающий мир).
По мнению Л. С. Выготского, с психологической точки зрения рисунок дошкольника следует рассматривать как своеобразную детскую речь. Согласно теории Штерна В., рисунок ребенка отнюдь не изображение конкретно воспринимаемого объекта (как у взрослых). Ребенок изображает не то, что видит, а то, что знает об объекте, или то, что переживает по отношению к изображаемому. (Отсюда такая богатая интерпретация символики детского рисунка.)
В возрасте 5-6 (7) лет дети рисуют во много раз больше, чем в предыдущие и последующие годы [63]. Мальчики преимущественно рисуют дома, города, дороги, автомобили, самолеты в небе, корабли в море, а также войны. Девочки, сензитивные к женским ролям, рисуют «хорошеньких девочек» и принцесс, цветы, сады, орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками. Те и другие рисуют животных, папу, маму, себя (атмосферу в доме, свое отношение к родителям, свои проблемы, комплексы и черты). Те и другие рисовали бы значительно больше, но скованы слабой техникой рисования и стереотипными графическими формами, навязанными взрослыми.
Многие родители совершают глубокую ошибку, когда начинают натаскивать ребенка на форму (покупают книжки-схемы: «Вот так рисуется попугай», «Вот так рисуется голубь»). Ребенку, действительно, нужно помочь с техникой, но не с техникой формы (это надо делать постепенно), а с техникой цветоотношения и композиции, что и составляет основу выразительности [28]. (Сначала эмоционально-смысловая окраска и композиционное равновесие, а уж затем очертания и формы.) Каждый из нас назовет пару-тройку художников, которые открыто пренебрегали стандартными формами, но были признаны гениями в силу своей непревзойденной выразительности. (А уж как они работали с цветами?..!)
«Если сто лет назад происходящее в возрасте 7-8 лет усиление реализма рисунка расценивалось как эстетический прогресс, то сегодня многие склонны рассматривать это как упадок, как снижение экспрессивности и смелости детских произведений».
(Г. Гарднер)

]]>
damir Tue, 03 Mar 2009 11:22:54 +0300
Дошкольный возраст - слушание сказок http://infula.ru/l6/232-doshkolnyjj-vozrast-slushanie-skazok.html http://infula.ru/l6/232-doshkolnyjj-vozrast-slushanie-skazok.html Дети дошкольного возраста склонны одушевлять явления природы, наделять человеческими свойствами животных и растения. Поэтому они легко понимают и принимают язык сказок. Герои сказок просты и типичны: их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами (небывалая доброта, храбрость, находчивость). При этом герои сказки делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся. Для разграничения добра и зла в сказке присутствуют отрицательные персонажи. Все это способствует лучшему восприятию сказки [68].
История создания сказки подчиняется закону больших чисел. Прежде чем быть записанной, над ней трудились миллионы людей, передавая из уст в уста, отбрасывая несущественное, оставляя главное. Это сделало сказку действительно сгустком человеческой мудрости и максимально увеличило ее пробивную, проходную идентификационную силу.

]]>
damir Tue, 03 Mar 2009 11:23:59 +0300
Дошкольный возраст - составляющие школьной готовности http://infula.ru/l6/233-doshkolnyjj-vozrast-sostavljajushhie-shkolnojj.html http://infula.ru/l6/233-doshkolnyjj-vozrast-sostavljajushhie-shkolnojj.html Трудно назвать более ответственный период в жизни родителей, чем последний год перед поступлением ребенка в школу. В последнее время формирование школьной готовности (усилиями родителей, воспитателей детских садов и некоторых учителей) сводится исключительно к натаскиванию детей в чтении и счете («письма» мы как-то побаиваемся). Парадокс заключается в том, что можно всего этого не уметь и быть готовым к школе и, наоборот, можно владеть определенными учебными навыками до школы, а потом методично отставать, отставать и отставать. (Типичная родительская ошибка — неправильная реакция по правильному поводу.) Родителям, обучающим ребенка до школы, следует обратить особое внимание на выбор учебного заведения (по их запросам)! Если такого выбора нет и вам придется отдавать ребенка в обычную школу, да еще по программе «1-4», вы первыми можете столкнуться с проблемой потери интереса ребенка к учебе (проблема «школьной дезадаптации»).
Первое сентября в 1 классе: мальчик Рома читал 42 слова в минуту (при норме 25 слов на конец года). Первого сентября в 1 классе, когда учительница рассказывала детям про букву А, мальчик Рома стоял с поднятой рукой за первой партой и умолял: «Давайте я вам почитаю!». 29 октября того же года Рома лежал на последней парте и демонстративно не принимал участия в уроке (дети пытались читать по слогам). Ребенок не понимал, зачем он ходит в школу.]]>
damir Tue, 03 Mar 2009 11:24:59 +0300