Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_256.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Теория дисфункциональной семьи Вирджинии Сатир » Семейные отношения и воспитание детей с пониманием.

Мужчина, женщина, семья

Психологические особенности мужчин и женщин
Психосексуальное развитие
Секс и супружество
Сложный путь любви
Развод: фантомы и вымыслы


Родители и дети

Психические особенности детей разного возраста
Вызывающее поведение детей
Техника семейного воспитания
Помощь ребёнку в учёбе
Чем занять ребёнка дома?
Словарь семейного воспитания

Половое воспитание детей

Половое воспитание (основы)
Половое воспитание и психогигиена пола у детей


Наш опрос

Детям в Белгороде

Хорошо
Детских садов мало
Нехватает семейного воспитания
Нужно больше организаций досуга

Архив новостей

Апрель 2009 (2)
Март 2009 (442)

Счетчики

    Rambler's Top100

Теория дисфункциональной семьи Вирджинии Сатир

Категория: Вызывающее поведение детей



Супружеские отношения представляют собой стержень для формирования других отношений в семье. Нарушение супружеских отношений создает дисбаланс, который пытаются ликвидировать все члены семьи. Ребёнок с вызывающим поведением — это член семьи, который острее других переживает трудности в супружеских отношениях родителей. Ребёнок с вызывающим поведением привязан к обоим родителям. Он может многое не видеть и не понимать, его очень легко сбить с толку (родители много ссорятся, но вместе спят), но ему достаточно эпизодических сцен взаимной непочтительности для переживания общего нездоровья семьи. Ребёнок с вызывающим поведением — это барометр, который тонко чувствует «погоду в доме», все «предгрозовые состояния» и реагирует на них. Он не может изменить структурообразующих отношений семьи. Всё, что он может сделать, — это представить себя как мнимую причину общей боли, фиксируя внимание окружающих на всё более противоречивом и эгоцентричном собственном поведении. Родители объединяют усилия, концентрируя внимание на нем. Все члены семьи сопереживают, стараются принять участие в лечении «больного», хотя, на самом деле, именно семья и является источником его «болезни». Зачастую взаимоотношения между членами семьи ухудшаются именно тогда, когда сложному ребёнку «становится лучше», поскольку его душевное состояние является основой функционирования семьи.
Отличительный признак дисфункциональной супружеской четы — это препятствие интересам друг друга (в том числе в воспитании детей). Ребёнок оказывается пленником противоречащих друг другу требований. Каждый из супругов видит в ребёнке: потенциального союзника в борьбе с супругом (1), связного, через которого он может общаться с супругом (2), своё второе «Я» или заменителя супруга (3) [83].
Мама считает, что все вопросы нужно решать мирным путём, папа считает, что настоящим мужчиной без драки не станешь. Папа считает, что девочкам знать математику ни к чему, мама сама мечтала поступить в « математический ВУЗ».
Проблема усугубляется тем, что ребёнок похож на одного из родителей и не похож на другого уже в силу своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Сначала родители могут воспринимать его как относительно бесполого третьего члена семьи, но ребенку не суждено долго оставаться «бесполым». Родитель того же пола, что и ребёнок, считает его потенциально ему «принадлежащим». Родитель другого пола видит в ребёнке сходство со своим супругом и испытывает страх, что ребёнок настроится (восстанет) против него. Он прилагает все усилия, чтобы перенастроить ребёнка на свою сторону, делегируя ему некоторые супружеские полномочия. Для родителя противоположного пола ребёнок становится суррогатом супруга. При данном положении вещей, приняв сторону одного из родителей, ребёнок рискует потерять другого. А поскольку он нуждается в них обоих, любой выбор непременно травмирует его.
«Ты такой же, как твой отец».
«Давай, продолжай в том же духе и будешь маменькиным сынком».
«Всё в порядке, просто ты — папочкина дочка».
«Послушай женщину и сделай наоборот».
В результате достаточно длительного втягивания ребёнка в выполнение взаимоисключающих родительских требований у него формируется своеобразный защитный механизм психики, когда «чем хуже, тем лучше» и наоборот. Пытаться соответствовать непонятным противоречивым желаниям взрослых бессмысленно («Где твой купальный костюм?..», «Не подходи близко к воде»). Проще стать карикатурой конфликтных отношений и действовать по собственному усмотрению (отрицая мнение того и другого). Когда ребенок достигает подросткового возраста, взаимное пренебрежение родителей получает свой закономерный итог.
До поры до времени родителям удается держать втайне неконгруэнтное поведение ребёнка. Может пройти достаточно лет, пока отклоняющееся поведение ребёнка приобретёт общественный характер. Если родителям при этом удается сохранить лицо внешне благополучной семьи (а этому способствует наличие других детей без вызывающего поведения), то общество, скорее всего, посочувствует родителям, которые производят хорошее впечатление, но которым не повезло с «наследственной» или «социальной» точки зрения («Он не принадлежит этой семье», «Он связался с дурной компанией»). Если же других (благополучных) детей нет, то общество начинает проверять родителей на предмет их педагогической компетентности. Под пристальными взглядами извне неустойчивый баланс дисфункциональной семьи разрушается, взаимные упрёки приобретают открытую форму. Теперь бремя вины с ребёнка окончательно переносится на родителей.
Почему не все дети в дисфункциональной семье имеют вызывающее поведение, и кто из членов дисфункциональной семьи станет «идентифицированным пациентом» (термин Вирджинии Сатир)?..
«Идентифицированным пациентом» станет тот ребёнок, чьё развитие вызывает пристальное внимание родителей: папа вмешивается в воспитание дочки, мама вмешивается в воспитание сына («Он получил больше, чем кто-либо другой»). Речь идёт не просто о недоверии к педагогической технике супруга (процесс значительно глубже!). Сверхвнимание родителя к воспитанию ребёнка противоположного пола символизирует взаимное неприятие системы ценностей друг друга.
Чаще всего трудности ребёнка (в подростковом возрасте) обусловлены его полом и «несоответствием» родителя того же пола [83]. Беспокойство жены по поводу профессиональной несостоятельности (невостребованности) мужа может не выражаться напрямую, но в центре её сверхвнимания окажется сын, его школьные достижения и мир его увлечений. Недовольство мужа сексуальной закомплексованностью жены также может тщательно скрываться, но в центре его сверхвнимания окажется дочь и развитие её сексапильности (наперекор супруге).
Другим фактором, определяющим выбор роли «идентифицированного пациента», может служить просто его доступность. У первого ребёнка всегда больше шансов стать вызывающим (по отношению к одному или обоим родителям), так как, когда родителей постигает разочарование, он просто оказывается первой фигурой, способной составить альтернативу супругу.
В некоторых семьях ребёнок становится И. П. («идентифицированным пациентом») с самого момента рождения и сохраняет за собой этот статус до выхода из семьи; в других - ребёнок становится И. П. в подростковом или юношеском возрасте; в третьих — эта роль передается по эстафете, например, все девочки или все мальчики рано или поздно (преимущественно входя в возраст подросткового бунта) становятся И. П. Наконец, встречаются семьи, где сразу двое или более детей (разных полов) одновременно выполняют функции сложного ребёнка.
Таким образом, анализируя систему отношений в дисфункциональной семье, нельзя однозначно сформулировать алгоритм подростковой трудности. Можно лишь утверждать, что наличие ребёнка с вызывающим поведением ( во внешне благополучной семье) — явный признак её внутренней дисфункции.

 (голосов: 1)

Распечатать

Семья.)

Словарь семейного воспитания

» Центр Начало
Адрес: ул. Некрасова д.2Телефон: 8-910-224-83-74Время работы: с 8.00 до 21.00

» Дейл Карнеги - отец забывает
Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в ...

» Младенческий возраст
«Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».(Альберт Эйнштейн)• Режим сна• Вскармливание грудью• Правильное питание кормящей матери• Гигиена ребенка&bu ...