Мужчина, женщина, семья

Психологические особенности мужчин и женщин
Психосексуальное развитие
Секс и супружество
Сложный путь любви
Развод: фантомы и вымыслы


Родители и дети

Психические особенности детей разного возраста
Вызывающее поведение детей
Техника семейного воспитания
Помощь ребёнку в учёбе
Чем занять ребёнка дома?
Словарь семейного воспитания

Половое воспитание детей

Половое воспитание (основы)
Половое воспитание и психогигиена пола у детей


Наш опрос

Детям в Белгороде

Хорошо
Детских садов мало
Нехватает семейного воспитания
Нужно больше организаций досуга

Архив новостей

Апрель 2009 (2)
Март 2009 (442)

Счетчики

    Rambler's Top100

Теория негативной идентичности Эрика Эриксона

Категория: Вызывающее поведение детей



«В 12 лет я была уже законченной киноманкой... Что же касается моей матери, насколько я обожала ее в детстве, настолько стала презирать впоследствии. Она стала для меня тем примером, на который я ни в коем случае не хотела походить. Она — жертва по своему призванию и образу жизни».
(Откровения девушки по вызову, ж/л Viva, 2000 г, № 12)
Идентификация в (психологии) — это способ понимания другого через осознанное или бессознательное уподобление себя его характеристикам. Идентификация (отождествление) — это процесс признания себя в другом или другого в себе, прямым следствием которого является самоузнавание, самопознание и (на зрелых стадиях развития) самостроительство. Идентификация — это нахождение себе подобного, это мечта о себе, воплощенная в другом, это обретение уверенности в правильности своей мечты, это радость от того, что ты теперь не один. Идентификация (в психологии) — это процесс осознавания себя, сверхсознавания (более полного, более глубокого) через другого.
Идентификация начинается в глубоком детстве и проходит определённые этапы. Маленькие (беззащитные) дети легко идентифицируются с животными и сопереживают им. (Отчего они так обожают все эти сказки, мультики, фильмы про собачек Лесси, китов, дельфинов, кенгурят, оленёнка Бэмби и т. п.?..) В более старшем возрасте дети идентифицируются со своим полом, сверстниками, со значимыми взрослыми (с эмоциональной жизнью взрослых), кино — и литературными героями. (Отчего подростки так любят боевики, крутых мужчин, сексапильных женщин, вообще, обнимающихся и целующихся?..) Животные, картинки, фильмы, книги (разумеется, компьютерные игры!) — всё это образы или коллекции образов, которые дарят ребёнку радость идентификации.
Юноши и девушки, испытав одиночество, в поисках духовной близости, выходят за пределы своих прежних (подростковых) идентификаций. Их не устраивает формат этих идентификаций. Им недостаточно (просто знакомых) сверстников во дворе, классе или спортивной команде. Возраст перестает быть для них границей, а расстояние — препятствием для идентификации. Теперь они считают себя включёнными в другие группы, которым пока не принадлежат реально (референтные группы). У них формируются «новые», «свои», «собственные», «идеальные» (как кажется непосвящённым со стороны) взгляды на вещи, подход к жизни, система ценностей, по сравнению с которыми ценность реально существующих групп (семьи в том числе) сильно проигрывают и кажутся несовершенными. Юношеская «идеальная система» не «падает с потолка» (и не рождается из эфира) — это индивидуальная комбинация (зарисовка) личностных черт вполне реальных людей, это синтетический слепок многих других: друга-студента, любимого учителя, попутчика в поезде, опять же кино — и литературного героя, великого современника, культовой личности и т. п. (Ничто не берётся ниоткуда!). Это всё тот же процесс идентификации, только заострённый «элементами повышенного сознавания».
«Жизнь коротка, и по ту сторону её никого не спросят о количестве прочитанных книг. От чтения, от каждого шага и дыхания жизни следует чего-то ждать, отдавать силы, чтобы собирать урожай сил ещё больший, терять себя, чтобы обретать себя вновь и вновь ещё более сознательного».
(Герман Гессе. Этюды о чтении.)
В потоке обязательных и необязательных книг человек иногда встречает свою (в герое которой узнает себя). Возможно, это будет не одна, а две книги, может быть, два десятка книг (дело не в количестве). Рано или поздно человек встречает книгу, которая позволяет ему достраивать себя или выстраивать себя. Оказывается, что кто-то когда-то уже переживал то, что сегодня переживаешь ты. Оказывается, он не стеснялся себя, и ты больше не будешь стесняться себя. Оказывается, его тоже не понимали другие, но ему было наплевать! И теперь тебе будет наплевать! Оказывается, он понял, что вечно, а что сиюминутно, и теперь ты понял, для чего живешь. Назвать другому список «своих книг» — значит показать ему дорогу своих идентификаций, значит, открыть (оголить) свою Душу и рисковать быть осмеянным Чужим.
Важное место в жизни «юноши-подростка» занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. «Юноша-подросток» способен вырабатывать или перенимать любые теории и мировоззрения, которые позволяют примирить его противоречия и создавать гармоничное целое. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить всё, что он знает о себе и своих близких (значимых других). Если все эти знания взаимно спрягаются (родители — уважаемые люди — поддерживают его и дают образец, школа возлагает на него надежды, друзья ценят, а девочки симпатизируют), то молодой человек успешно справляется с психо-социальной идентификацией и у него возникает ощущение целостности, ощущение того кто он есть, где находится и куда идёт. Если же подросток привязан к родителям, но образ отца не совпадает с образом героя-мужчины (или образ матери с образом сексапильной женщины), если нет того стержня, на который можно нанизать все свои идентификации, то ребёнок находит убежище в отрицательной идентичности (его идентификация идёт от противного). Этот процесс Эрик Эриксон назвал состоянием нескладывания (несклеивания) Я-концепции.
«Ты учишь меня быть скромной женщиной, а сама не нашла счастья в жизни».
«Ты учишь меня работать, а сам не можешь заработать честным трудом».
«Вы требуете от меня правильного поведения дома и в школе, а сами изводите друг друга придирками».
«Вы знаете, какую профессию выбрать мне, а сами остались недовольны своим выбором».
В основе негативной идентичности лежит не сходство, а различие (осознанное желание быть непохожим). Негативная идентификация — это следствие тяжёлого быта и конфликтных взаимоотношений в семье, это пощечина прозе жизни и протест против отсутствия романтики и духовности, это противоположность тому, чего бы хотели родители и взрослые, это выбор в пользу деструктивного после продолжительной и бессмысленной конструктивной работы. Негативная идентификация — это преодоление своей ущербности, незащищенности, неуверенности посредством эпатажа и распущенности, это длительная фиксация (застревание, зависание) в состоянии оппозиции, это разрушение способности к продуктивной работе, это размывание чувства времени и нежелание строить планы на будущее. Негативная идентификация — это изживание фрагментарного представления о себе, это лучший способ собрать себя воедино (что-то представлять собой), когда нет четкого понимания «кто ты такой» и «какой среде принадлежишь», это маргинальное состояние души, которая пытается, но пока не может обрести себя.
Универсальным примером негативной идентичности могли бы послужить многие «молодёжные неформальные объединения», начиная с «хиппи» и заканчивая «фашиками» (сюда же смело можно отнести всех пресловутых «металлистов», «панков», «люберов», «рэпперов», «фанатов», «бритоголовых», другие молодёжные экстремистские группы, а также тех эйфоризирующих юношей и подростков, которые с бравадой «пробавляются» лёгкими наркотиками).
Каждое из этих движений имеет:
1) собственный внутренний язык (сленг),
2) развитую систему фольклора (т. е. значительный запас историй и анекдотов о похождениях легендарных героев движения),
3) сложившийся годами прикид (униформу, внешний вид). (У хиппи — это старые, в заплатах, выцветшие джинсы, свитера до колен или старомодные пальто, фенечки; у люберов -клетчатые клоунские штаны и не по сезону лёгкие куртки; у фашиков («фашистов») — предметы немецкого снаряжения, знаки отличия, нацистская символика и т. п.),
4) место общего схода (где отдельные (уязвимые) члены движения превращаются в воинственную уличную компанию, свято сохраняющую анонимность своих членов, дающую чувство превосходства и чувство силы над окружающими, дающую чувство защищенности от агрессии других, дающую чувство спокойствия и радость позитивной идентификации),
5) достаточно разработанную контркультурную идеологию, главная задача которой — противопоставление себя старшему поколению.
«Make love, not war» (делай любовь, а не войну). 
«Бей металлистов, стриги волосатиков».
«Веди себя так, чтобы вызывать отвращение», «Я — извращенец», «Мир — дерьмо», «Будущего нет».
«Мотоцикл — побочный продукт научно-технического прогресса», «Пусть никто не спит». 
«Хайль Гитлер!»
Юношеские объединения антиобщественной направленности — это индикатор кризиса духовных ценностей. Не случайно, наиболее активно уличные группировки действуют в тех районах городов, где социальные условия жизни (от экологии до материального обеспечения) и организация культурного досуга максимально неблагоприятны (т. е. разительно отличаются от благополучных районов и не вызывают ничего, кроме общего раздражения).

 (голосов: 1)

Распечатать

Семья.)

Словарь семейного воспитания

» Центр Начало
Адрес: ул. Некрасова д.2Телефон: 8-910-224-83-74Время работы: с 8.00 до 21.00

» Дейл Карнеги - отец забывает
Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в ...

» Младенческий возраст
«Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».(Альберт Эйнштейн)• Режим сна• Вскармливание грудью• Правильное питание кормящей матери• Гигиена ребенка&bu ...