Мужчина, женщина, семья

Психологические особенности мужчин и женщин
Психосексуальное развитие
Секс и супружество
Сложный путь любви
Развод: фантомы и вымыслы


Родители и дети

Психические особенности детей разного возраста
Вызывающее поведение детей
Техника семейного воспитания
Помощь ребёнку в учёбе
Чем занять ребёнка дома?
Словарь семейного воспитания

Половое воспитание детей

Половое воспитание (основы)
Половое воспитание и психогигиена пола у детей


Наш опрос

Детям в Белгороде

Хорошо
Детских садов мало
Нехватает семейного воспитания
Нужно больше организаций досуга

Архив новостей

Апрель 2009 (2)
Март 2009 (442)

Счетчики

    Rambler's Top100

Семейные отношения и воспитание детей с пониманием. » Техника семейного воспитания » Содействие родителей умственному и физическому развитию ребенка - моральное воспитание

Содействие родителей умственному и физическому развитию ребенка - моральное воспитание

Категория: Техника семейного воспитания



«Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его. Раскольников сидел, смотрел неподвижно, не отрываясь; мысль его переходила в грёзы, в созерцание; он ни о чем не думал, но какая-то тоска волновала его и мучила».
(Достоевский Ф. М. Преступление и наказание)
Выготский Л. С. рассматривал культурное развитие как особый тип развития, отличный от физиологического и интеллектуального. Суть культурного развития состоит в овладении человеком процессами собственного поведения. Возможное несоответствие параметров развития (физиологического, интеллектуального и культурного) обозначается понятием «паспортный возраст» (Мол, по паспорту ему 16-ть, а по сути — не более 14-ти). Содержанием культурного развития является возникновение новых социальных и духовных потребностей, в том числе развитая мораль! Морально зрелый человек руководствуется в своих поступках не страхом наказаний, а соображениями высшей социальной справедливости.
Морально зрелый человек значительно более требователен к себе, нежели к другим. Осуждая дурные поступки других, он не торопится выносить окончательный вердикт (старается войти в положение «оступившегося», найти смягчающие обстоятельства). Он понимает, что нельзя судить о моральном состоянии другого человека по одной его оплошности, что поведение людей любого возраста в морально-проблемных ситуациях сильно зависит от наличия у них соответствующего опыта, что человек, «спасовавший» по первому разу, в следующий раз может реабилитироваться, так как будет уже (морально) готов к повторению испытания. Нравственно зрелый человек не может однозначно рассудить моральную дилемму другого человека (хорошо это или плохо, и как поступить?..), потому что одно и то же действие по-разному оценивается в зависимости от его контекста, последствий и мотивов.
В развитии нравственного сознания ребенка выделяется 3 главных этапа (идея Лоуренса Кольберга) [44].
Первый этап: доморальный уровень (с 4 до 10 лет), когда ребенок выполняет определенные правила, исходя из эгоистических соображений (избегая наказаний или ожидая поощрений). «Мама, я сегодня помог бабушке картошку чистить», — сообщает сын матери в магазине и выразительно смотрит на мороженое.
Второй этап: конвенциональная (или, лучше сказать, «конформная») мораль — с 10 до 14 лет — ориентирующая на внешние нормы поведения. (Пока соседи помалкивали, он выпускал собаку без намордника и включал громкость без ограничения, но под давлением общественного мнения взялся за ум и стал вести себя правильно.)
Третий этап: автономная мораль (при естественном, нормальном развитии раньше, чем в 13 лет, не наступает, но может и вообще «не наступить») — это внутренняя ориентация на общечеловеческие ценности или то, что русские называют словом «совесть». Переход на уровень автономной морали не происходит сам по себе, а определяется активной нравственной позицией родителей ребенка.
Мораль — это форма общественного сознания, регулирующая взаимодействие между людьми, опираясь на силу общественного мнения. Решая задачу формирования нравственных убеждений, воспитатель использует силу духовного поощрения.
По мнению Кольберга Л., если ребенка систематически вводить в область суждений на моральные темы на ступень выше его собственной, то он постепенно понимает привлекательность этих суждений и принимает их [108]. (Регулярная постановка ребенка в ситуацию нравственного выбора значительно ускоряет достижение им высокой ступени. Родители являются фактическим ограничителем безнравственного поведения своих детей.)
Здравствующие отец и мать определяют моральное совершенствование детей до 25 лет. Именно к этому возрасту происходит полная интериоризация (переход внешнего родителя во внутренний план) и окружение утрачивает возможность влиять на наше моральное развитие. Конкретный человек в своем моральном развитии может остановиться на любой ступени. (Вы таких людей встречали!) Венцом морального прогресса является стойкая нравственная позиция, когда человек способен противостоять внешнему групповому давлению, придерживаясь зрелых моральных принципов. При сопоставлении несовершеннолетних правонарушителей и их законопослушных сверстников обнаруживается, что у первых меньше интериоризированных (внутренних) норм поведения [44].
Началом морального воспитания следует считать трехлетний возраст, когда ребенок в громкой речи начинает выражать разницу между собой и другим человеком. Отсутствие ориентации на состояние другого в трехлетнем возрасте еще нельзя считать признаками душевного нездоровья. С помощью систематических внушений взрослые формируют нравственное сознание ребенка, причем, в большей степени влияние на дошкольника оказывает тот человек, который больше времени уделяет ребенку. Дети не принимают моральные суждения тех членов семьи, которые только и делают, что читают морали, но не развлекают, не играют и вообще не занимаются ребенком (молодые бабушки, занятые на работе, даче или на кухне).
Формирование морального сознания нельзя рассматривать в отрыве от социального поведения. (Одними словами эти дела не делаются.) Нравственная позиция человека раскрывается в поступках и формируется поступками, причем особо важная роль в установлении единства знаний, убеждений, поступков отводится трудовой деятельности (трудовая деятельность как помощь или трудовая деятельность как подарок). Трудовая деятельность не только совершенствует специальные моторные навыки и волю ребенка, но и формирует такие социально-значимые черты характера, как ответственность, организованность, аккуратность (уборка дома, ведение домашнего хозяйства, изготовление предметов домашнего обихода, уход за растениями и животными).
В чистом виде трудовая деятельность, т. е. трудовая деятельность как обязанность (тем более, трудовая деятельность как наказание), не формирует нравственного поведения. На этот феномен в свое время обратил внимание еще А. С. Макаренко: «Нейтральность трудового процесса очень удивила наш педагогический коллектив... хорошая работа сплошь и рядом соединялась с грубостью, с полным неуважением к чужой вещи и к другому человеку, сопровождалась глубоким убеждением, что исполненная работа освобождает от каких бы то ни было нравственных обязательств» [95]. Василий Александрович Сухомлинский писал по этому поводу, что самое главное, «чтобы труд возникал не по принуждению, а как внутренняя потребность» [90]. Сделать, чтобы это было именно так, — в этом и состоит искусство воспитания.
Чтобы трудовая деятельность стала привлекательной для ребенка, она должна быть:
1) справедливо и четко организована (детям не нравится быть «затычкой», но им нравится делать вместе со взрослыми),
2) по-современному технически оснащена (что сразу отразится на качестве и вызовет желание продолжать работу),
3) содержать элемент новизны, творчества и быть соответственно эмоционально окрашена, т. к. интерес ребенка всегда эмоционально окрашен.
Чтобы открыть глаза ребенка на мир доброты, надо поселить в его душу радость общения с природой (на это указывали многие великие умы прошлого и современности). Жан-Жак Руссо поселяет своего гипотетического воспитанника Эмиля на природе и не выпускает его оттуда в свет до полного совершеннолетия. «Несчастен ребенок, если он вырос, не видя росистых лугов и не любуясь полевыми цветами, — писал К. Д. Ушинский, — зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» [86].
С чего начинается Родина?..
С картинки в твоем букваре, 
С хороших и верных товарищей, 
Живущих в соседнем дворе. 
А может, она начинается 
С той песни, что пела нам мать, 
С того, что в любых испытаниях 
У нас никому не отнять.
Маленькому человеку достаточно веточки вербы на подоконнике, чтобы испытать нравственное чувство и просветлеть душой (Древние греки считали, что чувство красоты — есть последний и высший дар богов людям). Совсем не обязательно тащить ребенка на море, в горы, в далекую турпоездку для прикосновения к миру вселенской красоты. Еловая ветка с настоящими шишками, цветы мать-и-мачехи весною, кустики черники, кленовые листы осенью — сколько чудесных мелочей проходит мимо нас. А вечерние туманы в деревне летом, гроза, рассвет, копны сена на свежескошенном лугу. (Год за годом, в суете, мы не видим их, даже если бываем на природе.) Я уже не вспоминаю про утренние рыбалки, походы с ночевкой — их заменили сауны, «видики», пивные бары.
«Природа учит ребенка нравственному поведению благодаря своей гармонии, красоте, вечному обновлению, разнообразию форм и линий, красок и звуков. Роль воздействия природы возрастает, если учащиеся привлечены к ее охране и преобразованию».
(В. А. Сухомлинский)
Аристотель предупреждал, что в воспитании главную роль должно играть прекрасное, а «стремление к одной только пользе оборачивается большими потерями для государства» [76]. Считается, что общение с природой в детстве своеобразно определяет участь человека: будет он светел или мрачен душой, будет он высок или низок, исполнен любви или бессердечен, равнодушен. Остановитесь на мгновение, и вы увидите, что «небо становится выше с каждым днем». А какая прелесть смотреть ночью на звезды или пускать кораблики в ручье, кататься на плоту, сажать семена в маленькие баночки, колоть дрова на весеннем солнцепеке, выращивать березки или следить за ледоходом. Надо стремиться к тому, чтобы каждый лепесток, каждая былинка радовали ребенка. Надо доходить в духовном развитии ребенка до этих прекрасных подробностей (учиться сопереживать природе), тогда вопросы морали и морального воспитания не будут стоять так остро.
Среди трудных детей, находящихся на учете в милиции, подавляющее большинство смотрит на окружающую природу холодными глазами. Почти каждый из них жесток к животным. Эта закономерная связь установлена многими исследованиями подростков [62].

 (голосов: 2)

Распечатать

Семья.)

Словарь семейного воспитания

» Центр Начало
Адрес: ул. Некрасова д.2Телефон: 8-910-224-83-74Время работы: с 8.00 до 21.00

» Дейл Карнеги - отец забывает
Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в ...

» Феномен супружеской измены
«Раньше ее (полного) окончания вспыхивают измены, как последняя надежда любви».(Розанов В. В. Опавшие листья)Ничто так не отравляет семейных отношений, как сексуальные контакты одного из супругов на с ...