Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_269.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > Содействие родителей умственному и физическому развитию ребенка - о поддержке увлечений ребенка и соблюдении сензитивных периодов
Воспитание детей > Техника семейного воспитания > Содействие родителей умственному и физическому развитию ребенка - о поддержке увлечений ребенка и соблюдении сензитивных периодов

Содействие родителей умственному и физическому развитию ребенка - о поддержке увлечений ребенка и соблюдении сензитивных периодов


Сензитивный период — период времени, в течение которого организм чувствителен к определенным формам стимуляции, и физиологически и психологически готов к усвоению определенных реакций или определенного типа знания.
(Артур Ребер. Большой толковый психологический словарь)
Самое важное в технике семейного воспитания — это своевременное положительное подкрепление полезных инициатив. Отрицательное подкрепление имеет неоценимое значение для развития самосознания ребенка, но оно не формирует цели в жизни, не развивает тяги к познанию, а без решения этих задач весь педагогический процесс лишается смысла. Если ребенок начал стряпать на кухне или связал вам в подарок первый в своей жизни шарф, вы просто обязаны употребить все эти предметы и продукты максимально по назначению: заносить их до дыр или потребовать добавки («Я требую продолжения банкета!»). С возрастом увлечения ребенка приобретают более серьезный характер. Подростки могут придумывать себе занятия, исчерпывающие ресурсы организма, препятствующие нормальному физическому, умственному или личностному развитию. Взять хотя бы компьютерные игры сутками напролет. (Не зря говорят, что все хорошо в меру.) Не следует торопиться «апгрейдивать» (upgrade) домашний компьютер, пока ваш ребенок не понял его прямого назначения и увлекается только играми. Так же, как видеосказки и видеомультики в дошкольном возрасте, виртуальные «стрелялки», «бродилки» в подростковом ничего не развивают (кроме специальных навыков и умений, востребованных в самой игре). Видимо, имеет смысл договориться с ребенком, что дополнительное время на компьютере он будет получать только в том случае, когда речь пойдет о развитии пользовательских навыков и умений (составление таблиц, написание рефератов, общение с друзьями в ИНТЕРНЕТЕ и т. п.). Компьютер, помимо всего прочего, разрушает иммунитет ребенка, поэтому время, проведенное возле такой серьезной машины, должно быть потрачено с максимальной пользой.
Родителям надо знать, что серьезное увлечение ребенка спортом (открывшееся не ко сроку) также может нанести существенный вред его здоровью. Следует иметь в виду, что умеренные динамические нагрузки — бег, спортивные игры — действительно способствуют увеличению роста в длину, а силовые — борьба, штанга — замедляют рост костей в длину, увеличивают их поперечные размеры и массивность. Для достижения успехов в спорте недостаточно умеренных физических нагрузок, так как легкая физическая нагрузка (при пульсе менее 140 ударов в минуту) оказывает только общеукрепляющее действие на организм человека, но не дает увеличения его физической силы [61]. Подростки склонны переоценивать свои возможности в двигательной деятельности, однако, до 12 лет следует избегать чрезмерных нагрузок, так как в этом возрасте ресурсы организма должны быть использованы на естественные физиологические процессы (на увеличение длины и массы тела).
С 12-13 лет разрешается начинать подготовительные занятия почти по всем видам спорта, которые не только развивают скорость, ловкость и координацию движений, но и включают упражнения на выносливость и силу. Теми видами спорта, которые предъявляют повышенные требования к силе, быстроте и выносливости (например, бег на средние дистанции, гонки на велосипеде, гонки на лыжах) можно заниматься с 14-16 лет. С особой осторожностью следует подходить к посещению секций, требующих больших силовых и эмоциональных нагрузок (тяжелая атлетика, борьба, бокс). Начинать подготовительные занятия в этих видах спорта желательно не ранее 15-16 лет, когда уже закончились основные процессы формирования организма [62].
В целом же, занятия спортом — это важный способ полезного использования избытка энергии ребенка. Спорт помогает сложиться таким важным качествам личности, как воля и настойчивость в достижении цели. Физические упражнения благоприятно влияют на состояние подростков и юношей, отвлекают их внимание и энергию от острых половых переживаний.