Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_376.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ » Семейные отношения и воспитание детей с пониманием.

Мужчина, женщина, семья

Психологические особенности мужчин и женщин
Психосексуальное развитие
Секс и супружество
Сложный путь любви
Развод: фантомы и вымыслы


Родители и дети

Психические особенности детей разного возраста
Вызывающее поведение детей
Техника семейного воспитания
Помощь ребёнку в учёбе
Чем занять ребёнка дома?
Словарь семейного воспитания

Половое воспитание детей

Половое воспитание (основы)
Половое воспитание и психогигиена пола у детей


Наш опрос

Детям в Белгороде

Хорошо
Детских садов мало
Нехватает семейного воспитания
Нужно больше организаций досуга

Архив новостей

Апрель 2009 (2)
Март 2009 (442)

Счетчики

    Rambler's Top100

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Категория: Словарь семейного воспитания



Каждому возрасту присущи свои достоинства и недостатки, ограничения, потери. Они-то и составляют возрастные особенности, то есть то, что отличает один возраст от другого. Знание различий между возрастами позволяет лучше регулировать жизнедеятельность растущего человека, создавать оптимальные условия дли раскрытия его дарований и способностей, избирать наиболее действенные средства воздействия на него.
Особенно ярко возрастные особенности проявляются в детстве и юности. Разве можно, например, предъявлять одни и те же требования семикласснику, еще ребенку в полном смысле этого слова, и почти взрослому юноше — девятикласснику?.. А ведь их разделяют всего два года жизни! Или двухлетнего бутуза сравнивать с пятилетним почемучкой? Дети изменяются так быстро, что родители порой не успевают приспосабливаться к новым проявлениям их возраста.
Здесь мало только наблюдений за ребенком и уже накопленного родителями опыта общения с ним. Маленький ребенок редко огорчает родителей. Он послушен, открыто и искренне привязан к семье. И мы беспечно полагаем, что так будет всегда, Но, увы, проходит несколько лет, и сына «будто подменили». Он живет в одном доме с остальными членами семьи, но не вместе, а рядом: свои интересы, собственный круг общения, игнорирование, а то и презрительное отношение к советам близких, их наставлениям... И ведь никаких видимых причин: не наказывали, не обижали... И сколько бы взрослые нн убеждали себя в естественности и закономерности потери близости с детьми, чувство обиды и бессилия остается. С подобными бедами мы чаще всего сталкиваемся в семьях, где воспитание детей носит формальный характер, где главным предметом заботы взрослых становится удовлетворение первичных потребностей и сиюминутных желаний детей, а общение с ними строится без учета возрастного потенциала ребенка. Такие родители никак не могут на практике (а не на словах) понять, что их собственный ребенок — сколько бы лет ему ни было, равен взрослым. Равен! А иногда и превосходит их в чем-то. Что надо его не только учить, но и учиться у него. Чему? Хотя бы чистоте восприятия мира, бескомпромиссности оценок, свежести взглядов. Чисто вертикальное превосходство взрослых над ребенком наносит его воспитанию непоправимый ущерб на всех возрастных этапах, начиная с раннего детства. В педагогике наряду с понятием «возрастные особенности» упрочилось не менее важное словосочетание «возрастные возможности». Оно охватывает все, чего может достичь ребенок каждого возраста при правильном полноценном воспитании,— его внутренний потенциал развития. И на него-то в первую очередь необходимо держать ориентир всем, кто хочет сформировать гармоничную личность. Что стоит за этим понятием? Советский психолог Л. С. Выготский, исследуя особенности учения детей, обнаружил, что у каждого ребенка есть «зона ближайшего развития» — до определенного времени скрытые возможности его продвижения вперед — умственного, нравственного, любого. Эти возможности постепенно накапливаются, н их проявление в большой мере зависит от своевременности помощи со стороны взрослых. Если взрослый вовремя «дал толчок» этим заложенным в ребенке силам, помог ему раскрыть свои возможности, создал необходимые условия для их проявления, ребенок значительно продвинется в своем развитии. Если же эти возможности остались нереализованными, развитие личности замедляется, а иногда и вовсе приостанавливается.
На каждой возрастной ступеньке ярко проявляются свои особенности, открываются свои возможности и необходима своя педагогика. Например, дошкольники и младшие школьники поражают своим художественно-творческим талантом: выразительностью рисунков, гармонней чувства н цвета, лаконизмом н пластикой слова в стихах. Но те же дети, став подростками, часто превращаются в безликих подражателей, не чувствующих звука, цвета, слова. И только в ранней юности утраченные дарования могут вернуться. Однако подобные проявления своеобразия воз-растного развития очень редко учитываются в семейном воспитании, а в результате исчезают индивидуальности, заглушаются ростки подлинной само бытности. Естественные для ребенка возрастные спады взрослые принимают за отсутствие способностей и, вместо того чтобы закреплять ценные возрастные черты, искусственно затормаживают становление личности, убивая в ребенке веру в себя, связывая самое необходимое и полезное для него с чувством собственной неполноценности: «Ты еще мал и глуп!» или «Ты ни на что не способен! У тебя нет дарований!». Так в зародыше убивается страсть к самосовершенствованию. И все потому, что родителям недосуг своевременно разобраться в закономерностях психического развития детей.
Незнание В. о. д. нередко приводит к тому, что родители слишком долго оберегают своих чад от жизненных трудностей и невзгод, от борьбы и преодоления. Искусственная задержка накопления ребенком самостоятельного опыта ослабляет его развитие, делает личность нестойкой, неумелой, инфантильной.
«Каждому овощу свой сезон»,— гласит английская пословица. К каждому возрасту — свое отношение, утверждает педагогика. Это означает по меньшей мере, что на каждом возрастном этапе ребенок должен быть поставлен в особые, соответствующие его возможностям условия жизнедеятельности, должен получать необходимую для пол неценного развития «дозу» родительского и общественного внимания.
См. также: Дошкольник; Младший школьник; Организм детский; Подросток; Юность.

 (голосов: 2)

Распечатать

Семья.)

Словарь семейного воспитания

» Центр Начало
Адрес: ул. Некрасова д.2Телефон: 8-910-224-83-74Время работы: с 8.00 до 21.00

» Дейл Карнеги - отец забывает
Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в ...

» Младенческий возраст
«Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».(Альберт Эйнштейн)• Режим сна• Вскармливание грудью• Правильное питание кормящей матери• Гигиена ребенка&bu ...