Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_525.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 ПОДРОСТОК » Семейные отношения и воспитание детей с пониманием.

Мужчина, женщина, семья

Психологические особенности мужчин и женщин
Психосексуальное развитие
Секс и супружество
Сложный путь любви
Развод: фантомы и вымыслы


Родители и дети

Психические особенности детей разного возраста
Вызывающее поведение детей
Техника семейного воспитания
Помощь ребёнку в учёбе
Чем занять ребёнка дома?
Словарь семейного воспитания

Половое воспитание детей

Половое воспитание (основы)
Половое воспитание и психогигиена пола у детей


Наш опрос

Детям в Белгороде

Хорошо
Детских садов мало
Нехватает семейного воспитания
Нужно больше организаций досуга

Архив новостей

Апрель 2009 (2)
Март 2009 (442)

Счетчики

    Rambler's Top100

ПОДРОСТОК

Категория: Словарь семейного воспитания



Подростковый возраст — это период перехода от детства к юности. Обычно переходный период продолжается 2—3 года. Нижняя граница— 11—12 лет. Верхняя — 13—16 лет. Неоднозначность нижней и верхней границы определяется индивидуальными различиями в темпах развития детей.
Подростковый возраст характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием (развитием половых органов и появлением вторичных половых признаков). В организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности половых желез. Интенсифицируется обмен веществ. Нарушение прежней слаженности в деятелышсти организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности П., его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии.
Существует такое образное определение: ребенок до 5 лет — кумир родителей, с б до 11 лет — слуга, с 12 лет и старше — друг. Дружеские, основанные на полном взаимном уважении, доверии и равенстве отношения родителей с П. вполне отвечают возникшему у него чувству взрослости и деликатно помогут уберечь взрослеющего сына или дочь от ошибок. Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у П. потребность в родительской ласке, внимании, защищенности, неутраченный интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Порицать за это не стоит. Вместе с чувством взрослости у П. пробуждается и активно формируется обостренное чувство собственного достоинства, самосознание, сознание половой принадлежности. В поисках ответов на возникающие вопросы, решения тех или иных проблем мальчики начинают тянуться к отцам, девочки — к матерям, пытаются вести с ними доверительные, «секретные» беседы. Первостепенную роль в полноценности общения и обмена жизненным опытом играет ощущение дружеской близости, доверия, равенства с отцом или матерью.
П. свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события и явления в своей семье, в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то, став П., он начинает переоценивать давно знакомое и привычное — взаимоотношения родителей, особенности их личности и поведения, происходящие в мире события. Оценивает все заново и выносит свои собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные. В результате авторитет родителей может значительно колебаться или утратиться навсегда. В этом случае резко падает и эффективность их воспитательного влияния на детей, ставших П. Насаждать родительский авторитет силой, принуждением бессмысленно.
П., особенно мальчики, начинают стесняться открытого проявления своих чувств к родителям. Нередко они их прикрывают демонстративной грубостью, независимостью, снисходительностью и пренебрежительностью. На это не всегда нужно реагировать отрицательно, так как за этим нередко угадывается потребность в общении, во внимании, доверительных отношениях, сотрудничестве, в помощи и защите. П. не знает, как это сделать, и раздражается. Лучшим средством установления психологических контактов родителей с П. в этом случае становится сотрудничество, участие в каком-либо общем деле. Лишь бы оно было естественным, полезным, не надуманным специально для общения с П. Поэтому лучше и легче устанавливать контакты в сотрудничестве с П., если они берут свое начало в детском возрасте, если совместное занятие является обычной нормой.
П. очень чувствительны н реактивны, хотя всеми силами стараются это скрывать. Они очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей. За честь семьи П. может вступить в глубокий конфликт с обидчиком. Но он не прощает и родителям малейших оплошностей и недостатков, болезненно их переживает. На потерю родителями авторитета П. могут реагировать самым крайним и неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубыми, упрямыми, агрессивными, демонстративно противоречить родителям, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т. д. К силовому нажиму или психологическому давлению в этих случаях прибегать не следует, необходимо выяснить и устранить источник конфликта.
Подростковый возраст, по словам советского психолога Л. С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психо-травмнрующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются: недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения П, и окружающих, оскорбительное отношение к П., проявление недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет воспитательную работу с ними, но и делает ее практически невозможной. У П. на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.
В подростковом возрасте пробуждается социальное самосознание, начинается рост социальной активности. Очень большую роль в социальном развитии П., его оценочных суждений и ценностных ориентации играет социальная ориентация и общественная активность родителей, их личный пример, система их вкусов, взглядов и убеждений, характер обсуждения ими общественных событий. П. должны принимать в них равноправное участие. К их высказываниям н суждениям следует относиться с большим вниманием, тактом и деликатностью.
Подростковый возраст — это возраст взросления. Мальчик постепенно превращается в мужчину, девочка — в женщину. С этим связана не только перестройка сознания и самосознания, не только изменения во внешности, физиологические перестройки, но и изменения во взаимоотношениях с окружающими, товарищами. Появляется естественная стыдливость, подражание «взрослым» образцам поведения, стремление к общению с ребятами противоположного пола, начинается пробуждение первых чувств и увлечений. От родителей в это время требуется максимальная терпимость, собранность, организованность и продуманность каждого шага. Они должны наглядно демонстрировать своим сыновьям и дочерям, каким должен быть мужчина (женщина) в лучшем смысле этого слова. Нужно учесть при этом, что у родителей П. перенимают внешние атрибуты взрослости — манеру одеваться, разговаривать, вести себя с окружающими. Возникает естественное стремление подружиться с девочкой (мальчиком), познакомить с ней (ним) родителей, услышать от них мнение о своем выборе. Здесь от родителей требуется как предельная терпимость, деликатность, так и сдержанность. Не нужно ни бурных похвал, ни бурных порицаний. Надо самим разобраться в мотивах выбора П., в причинах его симпатий, а затем уже можно будет помочь разобраться в них сыну (дочери).
Взросление П. неизбежно влечет за собой перемены в самосознании родителей, но нередка такая перестройка происходит болезненно: возникает психологическая защита от осознания родителями собственного немолодого возраста, наглядным свидетельством которого является выросший ребенок. Это осложняет для родителей признание растущей самостоятельности П., затрудняет смену родительской позиции с покровительственной опеки на консультативную автономию. Сами того не ведая, некоторые родители неосознанно стремятся удержать П. в границах детского возраста, противостоят росту его самоуважения. Как бы предохраняя от взрослых забот, освобождая время для учебы, родители берут на себя дела, которые сам П. вполне может выполнять в порядке самообеспечения и самообслуживания. Лишенный, таким образом, возможности привыкнуть к пов-седневным заботам, ребенок оказывается беззащитным перед попреками родителей в его иждивенчестве, возникающими всякий раз, когда он начинает настаивать на своих правах, а родители не хотят ему их предоставить. Возникает как бы порочный круг, когда родители возмущаются инфантилизмом, сами не предоставляя П, самостоятельности.
Родителям не следует забывать, что психологически П. уже готов принять на себя многие заботы и обязанности, если это обеспечивает ему моральное равноправие и рост уважения в семье.
См. также: Авторитет родителей; Девочка: особенности воспитания; Дружба юношеская; Мальчик: особенности воспитания; Общественная активность; Уважение к окружающим; Уважение к ребенку.

 (голосов: 0)

Распечатать

Семья.)

Словарь семейного воспитания

» Центр Начало
Адрес: ул. Некрасова д.2Телефон: 8-910-224-83-74Время работы: с 8.00 до 21.00

» Дейл Карнеги - отец забывает
Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в ...

» Младенческий возраст
«Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».(Альберт Эйнштейн)• Режим сна• Вскармливание грудью• Правильное питание кормящей матери• Гигиена ребенка&bu ...