Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_567.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 САМООЦЕНКА » Семейные отношения и воспитание детей с пониманием.

Мужчина, женщина, семья

Психологические особенности мужчин и женщин
Психосексуальное развитие
Секс и супружество
Сложный путь любви
Развод: фантомы и вымыслы


Родители и дети

Психические особенности детей разного возраста
Вызывающее поведение детей
Техника семейного воспитания
Помощь ребёнку в учёбе
Чем занять ребёнка дома?
Словарь семейного воспитания

Половое воспитание детей

Половое воспитание (основы)
Половое воспитание и психогигиена пола у детей


Наш опрос

Детям в Белгороде

Хорошо
Детских садов мало
Нехватает семейного воспитания
Нужно больше организаций досуга

Архив новостей

Апрель 2009 (2)
Март 2009 (442)

Счетчики

    Rambler's Top100

САМООЦЕНКА

Категория: Словарь семейного воспитания



Оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. С. является важнейшим регулятором поведения человека. Она во многом определяет его самоощущение в мире, отношения с другими людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. С. существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития ребенка.
С. может быть общей и частной (или конкретной). Общая С. отражает целостное отношение человека к самому себе, его принятие самого себя. При нормальном развитии личности общая С. всегда должна быть положительной. Это обеспечивает человеку уверенность в своих силах, уважение к се бе. Отрицательная общая С. приводит к неприятию себя, к комплексу неполноценности, к пассивному, заторможенному поведению или, напротив, к агрессивности и озлобленности.
Частная С. отражает отношение человека к результатам своей какой-либо конкретной деятельности. Частная С. тесно связана с уровнем притязаний, то есть со степенью трудности задач, которые человек выбирает для себя в той или иной области: чем выше он оценивает свои возможности, тем более трудные задачи он перед собой ставит. Частная С. может по-разному соотноситься с реальными достижениями человека. Она может быть заниженной, завышенной н адекватной. Расхождение между реальными возможностями человека и его С. могут приводить к серьезным личностным проблемам. В случае завышенной С. неуспех в какой-либо деятельности приводит к эмоциональным вспышкам, обидам, отказу от деятельности. Заниженная С. приводит к повышенной тревожности, неуверенности в себе, робости и пассивности.
С, отражается и на оценке возможностей и результатов деятельности других людей. При завышенной С. человек принижает достижения других, а при заниженной, напротив, чрезмерно превышает их.
На формирование С. в детском возрасте решающее влияние оказывает семья. В первые месяцы жизни под влиянием родительской любви и ласкового отношения близких у ребенка возникает общая С., которая проявляется в его положительном самоощущении и доверчивом отношении к другим людям. Эта общая С. становится фундаментом формирования личности. При дефиците родительской любви у ребенка не возникает общей положительной С., что приводит к различным деформациям в развитии личности: нарастающему чувству своей неполноценности, страху перед новым, агрессивности, озлобленности и т. п. Отсутствие положительной обшей С. в раннем возрасте трудно компенсировать в более поздние пе-р йоды.
После 2 лет, когда ребенок начинает осваивать разные виды деятельности, под непосредственным влиянием оценки взрослых начинает формироваться частная С, ребенка. В дошкольном возрасте С., как правило, является завышенной — ребенок высоко оценивает свои достижения, независимо от реальных результатов своих действий. Это происходит потому, что общая положительная С. распространяется на отдельные действия — дошкольник еще не может отделить положительное отношение к себе в целом от оценки своих конкретных дел. Поэтому частные негативные оценки и замечания взрослых не оказывают должного воспитательного эффекта, а вызывают лишь обиду или отказ от неуспешной деятельности.
По мере того как развивается и дифференцируется представление ребенка о себе, частная С. отделяется от общей. К концу дошкольного возраста ребенок уже должен понимать, что замечания взрослых по поводу его конкретных действий не снижают общего положительного отношения к нему, то есть что он может не уметь чего-то, оставаясь при этом хорошим и любимым. Отделение обшей С. от частной является ведущей предпосылкой готовности ребенка к обучению в коллективе.
Важную роль в формировании адекватной С. играет общение ребенка со сверстниками. Сравнивая свои достижения в конкретных видах деятельности с результатами других детей того же возраста, ребенок начинает все более правильно и точно оценивать свои возможности и способности. Родители должны помочь ребенку правильно оценить свои достижения, подсказать, что он умеет лучше других, что хуже и что ему еще предстоит освоить. Но при этом нельзя подвергать сомнению общую ценность его личности и положительную оценку ребенка в целом.
Частная С. формируется на основании оценок взрослых и на основании собственного опыта ребенка. Уже в младшем школьном возрасте дети начинают все более ориентироваться в С. Благодаря интенсивному усвоению моральных норм, правил поведения и развитию рефлексии младший школьник уже способен правильно оценить свои успехи и неудачи.
Наиболее интенсивно и драматично формирование С. происходит в подростковом возрасте. Роль С. в формировании личности резко возрастает, как возрастает и уровень притязаний. Нередко подростки объясняют свой неуспех любыми не зависящими от них причинами, лишь бы не признать своей несостоятельности. Это создает неадекватные переживания и неадекватное поведение (агрессивность, обидчивость, упрямство), что портит отношения с окружающими, делает подростка неуживчивым и трудновоспитуемым.
Длительное сохранение такого рода поведения приводит к тому, что эти формы поведения закрепляются и могут стать устойчивыми чертами характера. При благоприятном развитии личности противоречие между С. и возможностями подростка не переживается столь остро и к концу подросткового возраста становится важнейшим фактором развития личности. В 14— 15 лет подросток может быть способным к саморазвитию через самовоспитание и самосовершенствование. Однако такое положительное и продуктивное действие частной С. возможно лишь при наличии и сохранении общей положительной С., которая обеспечивает самоуважение и самоприятие. В укреплении этих важнейших качеств личности решающую роль играет отношение к ребенку в семье.
См. также: Индивидуальность.

 (голосов: 0)

Распечатать

Семья.)

Словарь семейного воспитания

» Центр Начало
Адрес: ул. Некрасова д.2Телефон: 8-910-224-83-74Время работы: с 8.00 до 21.00

» Дейл Карнеги - отец забывает
Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в ...

» Младенческий возраст
«Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».(Альберт Эйнштейн)• Режим сна• Вскармливание грудью• Правильное питание кормящей матери• Гигиена ребенка&bu ...