Мужчина, женщина, семья

Психологические особенности мужчин и женщин
Психосексуальное развитие
Секс и супружество
Сложный путь любви
Развод: фантомы и вымыслы


Родители и дети

Психические особенности детей разного возраста
Вызывающее поведение детей
Техника семейного воспитания
Помощь ребёнку в учёбе
Чем занять ребёнка дома?
Словарь семейного воспитания

Половое воспитание детей

Половое воспитание (основы)
Половое воспитание и психогигиена пола у детей


Наш опрос

Детям в Белгороде

Хорошо
Детских садов мало
Нехватает семейного воспитания
Нужно больше организаций досуга

Архив новостей

Апрель 2009 (2)
Март 2009 (442)

Счетчики

    Rambler's Top100

ОБИДА ДЕТСКАЯ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 10947

Обида — это отрицательная эмоция, при которой человек переживает несправедливое ущемление своих прав и интересов со стороны другого человека — обидчика. Испытывая обиду, человек осознает свою беспомощность, он не чувствует себя в силах оказать возмездно — отплатить обидчику, как это происходит при сильной отрицательной эмоции — гневе.
Детям в общении со взрослыми свойственны обиды. Ведь ребенок взаимодействует со взрослыми {особенно со всемогущими родителями, от которых он зависит) из слабой позиции. О. д. нередко носит открытый, демонстративный характер — когда ребенок чувствует, что родители хорошо к нему относятся. С помощью открытого, шумного выражения обиды (со слезами н рыданиями) ребенок бессознательно рассчитывает разжалобить родителей — вызвать у них сострадание и восстановить ущемленные детские права.
Отношение к таким открытым проявлениям обиды может быть двояким. С одной стороны, такое поведение ребенка — форма проявления доверия к родителям. Это означает, что ребенок не затаивает, не скрывает своих обид, настаивает на своем, рассчитывая, что родители пойдут навстречу. Но с другой стороны, если такие обиды — в форме своенравных капризов — возникают слишком часто, это может сигнализировать о том, что ребенок избалован, что мы слишком часто уступаем его прихотям. Потакание приступам обидчивости опасно тем, что это может привести к формированию устойчивых отрицательных черт в характере: подрастающий ребенок будет демонстрировать обиду, гарантировавшую ему ранее успех, н по отношению к людям, не испытывающим чувств сострадания и жалости. Своими неуместными, неадекватными обидами он будет только раздражать других людей; отвергаемый, он будет обижаться еще сильнее, попадая как бы в западню, своего рода порочный круг собственных отрицательных эмоций. Все это чревато при неблагоприятных условиях невротическими заболеваниями.

Подробнее

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОЕ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 9927

Целенаправленное сообщение детям дошкольного возраста знаний, умений и навыков по определенной программе. В детских садах обучение производится по программе, включающей разделы: «Ознакомление с окружающим (с явлениями общественной жизни, живой и неживой природы)», «Развитие речи», «Художественная литература», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация», «Конструирование», «Музыкальное воспитание», «Физическая культура». В подготовительных группах детей также готовят к усвоению грамоты.
Опыт обучения в детских садах и специальные научные исследования показали, что детям дошкольного возраста доступны знания не только об отдельных предметах, явлениях и их свойствах, но и обобщенные знания, отражающие общие закономерности определенной области действительности, Так, дети с успехом усваивают знания о сезонных явлениях природы, о зависимости строении тела животных от условий их жизни, об устройстве и работе простейших механизмов, о правилах объединения звуков в слове и т. п.
О. д. отличается от школьного рядом особенностей, обусловленных спецификой задач дошкольного воспитания и психологическими особенностями детей. Усвоение детьми определенного круга знаний, умений и навыков не является строго обязательным, как в школе, и не выступает в качестве основной задачи О. д. Основная задача — обеспечить общее развитие детей.

Подробнее

ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 6967

Одно из важнейших качеств личности, выражающееся в деятельном отношении к жизни, в участии в ее преобразовании, удовлетворяющее потребности коллектива, общества. Проявляя О. а., человек обогащает и себя, свой социальный опыт, знания и умения, расширяет круг общения.
В зависимости от содержания деятельности О. а. у детей проявляется в учении (помощь отстающим товарищам, применение знаний в работе по-литклуба, кружка, на олимпиаде, в сельскохозяйственном опытничестве, научно-техническом творчестве), общественно полезном производительном труде (организация соревнования, хозрасчетных бригад), общественной работе в коллективе класса, школы.

Подробнее

ОБЩЕСТВЕННОСТЬ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 8431

С первых лет Советской власти в сферу воспитания детей н молодежи на общественных началах стали вовлекаться трудящиеся. О. создавала детские комнаты, секции, клубы, кружки при различных культурно-просветительных учреждениях для взрослых. Постепенно О. стала оказывать все большую педагогическую помощь семье, более активно участвовать в воспитании детей в дошкольных учреждениях, в школе, во внешкольных учреждениях, по месту жительства.

Подробнее

ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 8131

Учебные навыки — действия, характеризующиеся высокой степенью освоения. Они формируются в результате многократного повторения с того момента, когда сознательный контроль за выполнением того или иного действия настолько сворачивается, что возникает иллюзия его отсутствия.
Учебные навыки формируются как следующая ступень по отношению к знаниям и умениям. С первых шагов обучения их элементы появляются в чтении, устной и письменной речи, в устных н письменных вычислениях, в решении задач, в выполнении всякого рода практических заданий и т. д.

Подробнее

ОБЪЯСНЕНИЕ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 10755

Наиболее доступный метод воспитания детей, с помощью которого ребенку раскрывают нормы поведения в семье, в школе, на улице, взаимоотношения между людьми, отношение к обязанностям и др. Родителям часто приходится что-либо объяснять ребенку, доказывать, анализировать его поведение. Первоначально родители ограничиваются разъяснением простейших жизненных явлений и объясняют, как в том или ином случае ребенок должен себя вести. Очень важно не отмахиваться от детского «почему», а постараться терпеливо и доходчиво ответить на все вопросы.

Подробнее

ОДОБРЕНИЕ, ПОХВАЛА

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 7187

Формы поощрения. Ребенок нуждается в оценке своих действий, поступков. Заинтересованное отношение, О., п., поддержка стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения.
Известно, что мажорное эмоциональное состояние способствует более продуктивной работе, угнетенное — снижает результаты деятельности. В связи с этим особое значение для ребенка имеет поддержка в виде О., п. окружающих. Похвала для закрепления хорошей привычки имеет гораздо большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми. Порицание же, вызывая отрицательное эмоциональное состояние, снижает активность, затрудняет контакты, ухудшает возможность сотрудничества»,— отмечает физиолог Д. В. Колесов.

Подробнее

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 3099

Над детьми — правовые формы защиты личных и имущественных прав детей, которые остались без родительского попечения вследствие смерти родителей, их болезни или лишения родительских прав. Опека устанавливается над несовершеннолетними, не достигшими 14 лет, а попечительство — над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.
Различие между О. и п. заключается не только в возрасте подлежащих им детей, но и в том, что опекун действует от имени (и в интересах) опекаемого, осуществляя его права и обязанности, а попечитель только помогает находящемуся на его попечении подростку осуществлять его права и обязанности. Например, опекун может распорядиться имуществом опекаемого ребенка от его имени. Закон при этом обязывает опекуна (как и попечителя) действовать только в интересах ребенка. Злоупотребление опекунскими обязанностями подлежит наказанию в уголовном порядке. Попечитель же не имеет права распоряжаться имуществом несовершеннолетнего, находящегося на его попечении. Он может лишь давать согласие на совершение подростком тех сделок («купли-продажи», «дарения» и т. д.), которые по закону подросток не вправе совершать самостоятельно. Требуется, в частности, согласие попечителя на использование несовершеннолетним заработной платы, пенсии или стипендии.
Опекуны и попечители назначаются органами опеки н попечительства, как правило, из числа взрослых, близких к подопечному. Иногда таких людей выделяют общественные организации. При назначении опекуна или попечителя учитываются их личные качества, характер взаимоотношений с подопечными, способность к выполнению опекунских обязанностей.

Подробнее

ОПТИМИЗМ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 8650

В педагогической системе А. С. Макаренко есть одно важное требование к организации жизни детей. Это — мажор, бодрость духа. Антон Семенович считал, что О., перспективность, радостное настроение обеспечивают полноценное развитие личности растущего человека. Его всемирно известная «система перспективных линий», открывающая детям оптимистические цели жизни в сегодняшнем и завтрашнем дне, стала ключевым правилом советской педагогики. И не только педагогики. Жизнеутверждающая сила оптимистического сознания помогает человеку преодолевать трудности, открывать новое, придает силы для творческих дерзаний, укрепляет его веру в новые идеи и цели, за которые он борется .

Подробнее

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 5601

Дошкольники и младшие школьники в силу особенностей возрастного развития еще не могут быть вполне самостоятельными, нуждаются в организации своей жизни и деятельности. Большое значение при этом имеет организация их режима дня, своевременного переключения с одного вида деятельности на другой, что является залогом формирования навыков саморегуляции в дальнейшем. Например, если ребенка зовут есть, он должен оставить игру и идти за стол. Было бы ошибочным позволять ему игнорировать требование взрослого н повторять свои бесконечные «сейчас иду». Однако это не исключает его права иметь свободное время и быть предоставленным самому себе. Важно приучать в старшем дошкольном и особенно в младшем школьном возрасте отделять игру от необходимого занятия. Режим дня с установленным временем для учебы и отдыха способствует хорошему самочувствию и успешной учебе школьника.
Недооценивая значение О. д. р., родители иногда считают достаточным воздействовать только на его сознание, разъясняя нормы поведения. Абсолютное большинство младших школьников знает основные нравственные требования, но знание еще не подкрепилось соответствующим поведением, не вошло в привычку в процессе многочисленных нравственных упражнений. Сознание младшего школьника и тем более дошкольника еще не настолько развито, чтобы он мог всегда подчинять свое поведение хорошо известным требованиям. Поэтому организация его деятельности играет большую роль в формировании положительных привычек поведения. Деятельность ребенка дошкольного и младшего школьного возраста должна быть организована так, чтобы он не мог поступить вопреки требованиям взрослых, тогда система необходимых поступков приведет постепенно к привычному самостоятельному поведению.

Подробнее

ОРГАНИЗМ ДЕТСКИЙ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 5726

Часто вое принимают как уменьшенную копню взрослого — взрослый в миниатюре. Гораздо важнее качественные различия. Детский организм более хрупок и уязвим, но продолжающееся развитие обеспечивает ему более высокие, чем у взрослых, возможности компенсации.
Различны не только формы болезненной защиты организма (ребенок болеет в основном не теми болезнями и не так, как взрослый), но н реакции на лекарства. Чем меньше возраст, тем менее специализированы реакции организма: сильное переживание может вызвать подъем температуры, а, казалось бы, незначительное заболевание — расстройство сознания и судороги. Созревание организма, его органов и функций проходит несколько кризисных периодов, связанных с наиболее выраженными качественными перестройками. Это периоды 3, 7 лет и период половосо созревания, когда одни заболевания проявляются впервые или текут тяжелее, а другие, наоборот, исчезают или текут легче. В любом случае кризисные периоды требуют со стороны родителей повышенного внимания, той или иной помощи детскому организму.

Подробнее

ОСИРОТЕВШАЯ СЕМЬЯ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 6604

Называя образование такой семьи «ударом механического типа» {смерть или гибель одного из родителей), А. С. Макаренко указывал, что даже такой страшный удар не приводит к катастрофе и распылению коллектива, ибо обычно оставшиеся члены семьи способны поддержать ее целость. При разумной позиции оставшегося родителя общее семейное горе сплачивает членов семьи, помогает формированию одного из лучших качеств — бережного отношения друг к другу. Забота о благополучии близких приобретает для ребенка характер жизненной ценности, благоприятствует раннему формированию положительных нравственных убеждений, собственной линии поведения, целеустремленности.
Решающим для ребенка становится пример родителя, его личная и общественная жизнь. Ребенок равняется на взрослого как на образец, занимает позицию его помощника. Участие в труде рядом и наравне со взрослыми членами семьи, при большом доверии с их стороны, формирует у детей чувство ответственности, самостоятельности и сноровку в выполнении разных дел и обязанностей. Если же в такой семье оставшийся родитель отстраняет ребенка (детей) от трудовых дел, ограждает от трудностей, то и в О. с. может вырасти бездушный эгоист.

Подробнее

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 9336

Обязанность отвечать за свои действия н поступки, необходимость выполнять требования, предъявляемые обществом. О.— важное моральное качество личности. Ответственным может быть тот, кто отдает полный отчет в своих действиях, кто может принять на себя вину за ошибки, кто понимает свой долг, свою обязанность в любых обстоятельствах, кто добросовестно трудится в полную меру своих сил и возможностей.
О. воспитывается с ранних лет жизни ребенка. Родители обращают внимание на то, как ребенок выполняет порученное дело (в срок и до конца ли}, оказывают ему помощь, приучают отвечать за собственные поступки («Почему ты так поступил?»), приучают к мысли о том, что каждый поступок имеет последствия, приучают анализировать свое поведение.

Подробнее

ОТДЫХ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 7223

Вид деятельности человека, обеспечивающий восстановление работоспособности, сниженной в результате умственного или физического труда. О. и труд взаимно дополняют и сменяют друг друга.
Нервные клетки коры головного мозга, особенно у детей, как указывал великий физиолог И. П. Павлов, чрезвычайно «стремительно» истощают раздражимое вещество, и тогда возбудительный процесс сменяется тормозным. Этот процесс «не только ограничивает дальнейшее функциональное разрушение, но и способствует восстановлению истощенного раздражимого вещества». В наибольшей степени восстановление работоспособности клеток коры головного мозга обеспечивает не пассивное времяпрепровождение, а активный

Подробнее

ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 10613

Непослушание, неисполнительность, грубость, упрямство, негативизм и другие недостатки — могут быть вызваны самыми различными причинами. Наиболее распространенными являются неправильное воспитание ребенка, недостаток или избыточность внимания к нему; его невоспитанность, педагогическая запущенность; развивающаяся на этой основе трудновоепитуемость; устойчивый психический дискомфорт, вызванный систематическими учебными неуспехами и связанными с ними неприятностями в школе и семье; неблагополучие во взаимоотношениях ребенка с товарищами, с коллективом класса, учителями; возрастные кризы, акцентуации характера; нездоровье; отклонения в психическом и физическом развитии; последствия перенесенных заболеваний и др.
В поведении формируется и отражается душевное, психическое состояние ребенка, его настроение, самочувствие, индивидуально-психологические особенности, качества личности.

Подробнее

Семья.)

Словарь семейного воспитания

» Центр Начало
Адрес: ул. Некрасова д.2Телефон: 8-910-224-83-74Время работы: с 8.00 до 21.00

» Дейл Карнеги - отец забывает
Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в ...

» Младенческий возраст
«Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».(Альберт Эйнштейн)• Режим сна• Вскармливание грудью• Правильное питание кормящей матери• Гигиена ребенка&bu ...