Мужчина, женщина, семьяПсихологические особенности мужчин и женщинПсихосексуальное развитие Секс и супружество Сложный путь любви Развод: фантомы и вымыслы Родители и детиПсихические особенности детей разного возрастаВызывающее поведение детей Техника семейного воспитания Помощь ребёнку в учёбе Чем занять ребёнка дома? Словарь семейного воспитания Половое воспитание детейПоловое воспитание (основы)Половое воспитание и психогигиена пола у детей Наш опрос
Архив новостейАпрель 2009 (2)Март 2009 (442) Счетчики |
РЕАКТИВНОСТЬКатегория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 7320Свойство организма отвечать изменениями жизнедеятельности на воздействия окружающей среды. С точки зрения биологии Р.— ответ организма на те или иные внешние или внутренние раздражения, например иммунологические, физиологические, психологические и другие реакции. С точки зрения психологической Р.— это сила эмоционального реагирования на внешние или внутренние раздражители. Р. следует отличать от таких свойств организма, как раздражимость, чувствительность и возбудимость. Нельзя также отождествлять понятие Р. с отдельными реакциями организма. Р. бывает нормальной и патологической. Патологическая Р. характеризуется снижением приспособительных возможностей организма человека на воздействия окружающей среды. Нормальная Р. определяется прежде всего состоянием психики человека, его нервной, эндокринной и иммунной систем. С Р. связывают также способность клеток, например эпителия верхних дыхательных путей, пораженных вирусом гриппа, изолировать и удалять вирус путем отторжения «больных» клеток. ПодробнееРЕВНОСТЬКатегория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 6191В семейной жизни Р.— одна из распространенных причин нарушения психологического микроклимата, а иногда и распада семьи. Р. возникает не только во взаимоотношениях взрослых людей (в так называемом «любовном треугольнике»), но и в отношениях между представителями разных поколений, между братьями и сестрами, между родителями и детьми. Р. возникает в тех случаях, когда обладатель какой-либо ценности (это может быть н вещь, и человек, и привилегированное положение в обществе) испытывает опасение утратить эту ценность в результате стремления других (конкурентов) к обладанию этой ценностью. В обычном любовном треугольнике ценность — супруг (супруга), конкурент — любовник (любовница). Когда старший ребенок в семье проявляет недоброжелательность к младшему, причиной этому может быть Р. В этом случае ценность — монополии на родительскую любовь, конкурент -- младший брат (сестра), претендующий на часть родительской любви и заботы. В семье каждому искренне хочется стать центром духотюго мира своих близких, монопольным обладателем их любви. Так возникают алогичные и подчас курьезные формы Р., когда жены ревнуют мужей к их профессиональным интересам, к автомобилю или другим увлечениям, а мужья реануют жен к собственным детям, к собачке и т. п Взрослые, которые не умеют справляться со своими притязаниями, со своими собственническими, эгоцентрическими эмоциями, не могут подать собственным детям необходимый им пример того, как это надо делать. ПодробнееРЕЖИМ ДНЯКатегория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 5378Строится с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей и состояния здоровья детей и подростков и предусматривает определенную продолжительность сна и различных видов деятельности; достаточную ежедневную двигательную активность, отдых на открытом воздухе, выполнение правил личной гигиены, закаливание; полноценное и регулярное питание. Правильная организация Р. д. имеет существенное значение для нормального роста и развития организма детей, для повышения сопротивляемости заболеваниям, укрепления здоровья, прививает полезные привычки, противодействует рассеянности, укрепляет волю. Постоянные срывы Р. д. ведут к возникновению функциональных нарушений деятельности центральной нервной системы, вызывают различные отклонения в состоянии здоровья, снижают работоспособность, ухудшают успехи в учебной и трудовой деятельности. ПодробнееРЕЧЬ ДЕТЕЙКатегория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 6457Первые произвольные звуки возникают у младенца в 2-месячном возрасте. В 4 месяца к «гулению» добавляются звуки, напоминающие слоги. Замечено, что ребенок настолько говорлив, насколько его попщ-ряют к этому общающиеся с ним взрослые: для него крайне важно сейчас, чтобы звучала плавная, негромкая речь. Постепенно малыш накапливает «пассивный» словарный запас: он еше не произносит слова, но понимает их значение. Следующий этап развития ребенка — произнесение отдельных слов, предложений, состоящих из 2—3 слов. Конечно, сейчас речь ребенка весьма несовершенна, но, то н дело поправляя его, можно замедлить языковое развитие малыша. Нецелесообразно изобретать и использовать специальные «детские» слова, полагая, что слово «бнби-ка» крохе понятнее, чем «машина». Чем более развито мышление дошкольника, тем интенсивнее н успешнее формируется его речь: умственные способности и речь тесно связаны. Доказано также, что опосредованное влияние на формирование Р. д. оказывает развитие мелких мышц руки. Поэтому стоит обратить особое внимание на то, чтобы среди игрушек вашего ребенка были мозаики, конструкторы, головоломки и т. п. В общении с трехлеткой особенно полезны диалоги. ПодробнееРЕШИТЕЛЬНОСТЬКатегория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 10213Способность человека смело и самостоятельно принимать ответственные решения и уверенно проводить их в жизнь. Особое значение это важное волевое качество личности приобретает в тех случаях, когда возникает необходимость сделать выбор, а также в сложных обстоятельствах, связанных с определенным риском. Решительный человек в подобных условиях, быстро проанализировав ситуацию, взвесив все «за» и «против», делает оптимальный выбор и энергично реализует принятое решение в практической деятельности. Нерешительные же люди либо долго и мучительно колеблются, либо, стремясь избавиться от внутреннего напряжения, принимают решения скоропалительные, необдуманные. Источниками нерешительности обычно бывают утвердившиеся с детства в сознании и поведении людей боязнь ответственности, неуверенность & собственных силах и возможностях, неумение самостоятельно мыслить, отвечать на жизненные вопросы. В значительной мере эти недостатки объясняются ошибками в семейном воспитании: родители порой не задумываются над тем, какой ущерб развитию детей наносит отсутствие должного внимания целенаправленному воспитанию Р., сколь пагубное влияние на формирование нравственных и волевых качеств личности оказывают излишняя опека, жесткая регламентация поведения ребенка, лишение его права на самостоятельный поступок и собственное мнение. Старшим членам семьи следует активно привлекать растущего человека к решению вопросов, касающихся его лично и всего семейного коллектива, побуждать его к самостоятельности, к проявлению инициативы и ответственности, приучать ребенка всесторонне обдумывать решения, рационально планировать пути и способы их реализации, предвидеть последствия, доводить начатое дело до конца. Учитывая, что многим школьникам присуще стремление к воспитанию у себя воли, необходимо поддерживать их в этом,знакомить с наиболее эффективными методами и приемами самовоспитания. См. также: Воля; Самостоятельность. Советуем прочитать: 67, 71. РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ -одна из основных форм педагогического всеобуча родителей, взаимосвязи школы и семьи. Общешкольные Р. с. проводятся, как правило, 2 раза в год. Здесь обсуждаются задачи, вытекающие из постановлений -партии и правительства по вопросам воспитания подрастающего поколения; отцы, матери знакомятся с планом учебно-воспитательной работы школы; заслушиваются отчеты о работе родительского комитета школы, намечаются меры по улучшению совместной воспитательной деятельности школы и семьи. ПодробнееРОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ ШКОЛЫКатегория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 4312Призван обеспечивать тесную связь и постоянное сотрудничество семьн, школы, трудовых коллективов и общественности в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, всестороннего и гармонического развития учащихся. Р. к. ш. избирается общешкольным собранием (в крупных школах — конференцией) родителей сроком на один учебный год и количестве, устанавливаемом собранием (конференцией). При этом учитывается представительство коллективов родителей учащихся каждого класса. Из состава комитета выбираются председатель и секретарь. Председатель общешкольного Р. к. является членом педагогического совета школы. В школах, где более 20 классов, избирают президиум родительского комитета. Деятельность Р. к. ш. осуществляется на основе Положения о родительском комитете общеобразовательной школы, плана работы школы, решении родительских собраний, рекомендаций педагогического совета, директора школы. Р. к. ш. содействуют осуществлению всеобщего обязательного обучения детей, помогают школе и семье в воспитании у учащихся ответственного отношения к учебе и труду, в профессиональной ориентации учащихся. Важнейшие задачи Р. к. ш.— повышение ответственности семьн за воспитание детей и оказание ей помощи, привлечение родителей к активному участию в жизни школы, в организации педагогического всеобуча, в работе по профилактике вредных привычек у школьников, детской безнадзорности и правонарушений , содействие охране и укреплению здоровья школьников, помощь в укреплении хозяйственной и учебно-материальной базы школы. ПодробнееРУКОДЕЛИЕ В СЕМЬЕКатегория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 10833Ручной труд, владение в быту практическими умениями и навыками. Помимо утилитарного назначения Р. в с. выполняет важную воспитательную, развивающую функцию. «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев,— подчеркивал В. А. Сухомлинский.— От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Чтобы ребенок развивался гармонично, вырос разносторонней личностью, он должен многое уметь делать собственными руками. ПодробнееСАМОВОСПИТАНИЕКатегория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 9921Осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на совершенствование положительных и преодоление отрицательных качеств. «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он может это осуществить»,— отмечал известный педагог прошлого А. Дистервег. Первые попытки С. обнаруживаются у ребенка уже в дошкольном и младшем школьном возрасте. На этом этапе ребенок еше не связывает свое поведение со своими личностными качествами, однако понимает, какие его действия могут вызвать одобрение окружающих, а какие — порицание. Приспосабливаясь к внешним требованиям, стараясь поступать, как старшие, подражая героям детских книжек и фильмов, ребенок проявляет желание стать лучше («Хочу быть отважным, сильным, ловким»), исправиться («Я не буду больше так делать»). Родителям следует поощрять добрые намерения ребенка, помогать в их осуществлении. ПодробнееСАМОЛЮБИЕКатегория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 5732Уважение к себе как личности, обладающей достоинством. С. во многом определяет поведение человека, направленность его личности. В целом С.— положительное качество. Оно помогает добиваться успехов в различных видах деятельности (особенно в тех, где ощутимо представлены соревновательный, творческий элементы), не позволяет почивать на лаврах, останавливаться на достигнутом. С. побуждает человека самосовершенствоваться, избавляться от слабостей и недостатков. ПодробнееСАМООБРАЗОВАНИЕКатегория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 9807Приобретение систематизированных знаний и связанных с ними навыков и умений путем самостоятельных занятий вне учебного заведения, без помощи какого-либо обучающего лица. Русский публицист и литературный критик, философ-материалист Д. И. Писарев говорил: «Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий». ПодробнееСАМООЦЕНКАКатегория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 10591Оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. С. является важнейшим регулятором поведения человека. Она во многом определяет его самоощущение в мире, отношения с другими людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. С. существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития ребенка. С. может быть общей и частной (или конкретной). Общая С. отражает целостное отношение человека к самому себе, его принятие самого себя. При нормальном развитии личности общая С. всегда должна быть положительной. Это обеспечивает человеку уверенность в своих силах, уважение к се бе. Отрицательная общая С. приводит к неприятию себя, к комплексу неполноценности, к пассивному, заторможенному поведению или, напротив, к агрессивности и озлобленности. Частная С. отражает отношение человека к результатам своей какой-либо конкретной деятельности. Частная С. тесно связана с уровнем притязаний, то есть со степенью трудности задач, которые человек выбирает для себя в той или иной области: чем выше он оценивает свои возможности, тем более трудные задачи он перед собой ставит. Частная С. может по-разному соотноситься с реальными достижениями человека. Она может быть заниженной, завышенной н адекватной. Расхождение между реальными возможностями человека и его С. могут приводить к серьезным личностным проблемам. В случае завышенной С. неуспех в какой-либо деятельности приводит к эмоциональным вспышкам, обидам, отказу от деятельности. Заниженная С. приводит к повышенной тревожности, неуверенности в себе, робости и пассивности. С, отражается и на оценке возможностей и результатов деятельности других людей. При завышенной С. человек принижает достижения других, а при заниженной, напротив, чрезмерно превышает их. На формирование С. в детском возрасте решающее влияние оказывает семья. В первые месяцы жизни под влиянием родительской любви и ласкового отношения близких у ребенка возникает общая С., которая проявляется в его положительном самоощущении и доверчивом отношении к другим людям. Эта общая С. становится фундаментом формирования личности. При дефиците родительской любви у ребенка не возникает общей положительной С., что приводит к различным деформациям в развитии личности: нарастающему чувству своей неполноценности, страху перед новым, агрессивности, озлобленности и т. п. Отсутствие положительной обшей С. в раннем возрасте трудно компенсировать в более поздние пе-р йоды. После 2 лет, когда ребенок начинает осваивать разные виды деятельности, под непосредственным влиянием оценки взрослых начинает формироваться частная С, ребенка. В дошкольном возрасте С., как правило, является завышенной — ребенок высоко оценивает свои достижения, независимо от реальных результатов своих действий. Это происходит потому, что общая положительная С. распространяется на отдельные действия — дошкольник еще не может отделить положительное отношение к себе в целом от оценки своих конкретных дел. Поэтому частные негативные оценки и замечания взрослых не оказывают должного воспитательного эффекта, а вызывают лишь обиду или отказ от неуспешной деятельности. ПодробнееСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬКатегория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 3513Одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений. С. не дается человеку от рождения. Она формируется по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Уже на пятом-шестом месяце жизни малыш пытается достать игрушку, садится, ложится. К концу первого года жизни — поддерживает равновесие своего тела, стоит, ходит, осуществляет целенаправленные действия. Уже в этом пробуждается стремление к самостоятельности. А на третьем году жизни родители то и дело слышат: «Я сам!» Ребенок сопротивляется, если его силой пытаются одеть или накормить. Он стремится проявить самостоятельность по собственной инициативе, нередко вопреки желаниям родителей. Наступает кризис 3 лет. Многие отцы и матери в этот период испытывают трудности в общении со своими детьми, обнаруживают у них упрямство, негативизм. ПодробнееСАМОЧУВСТВИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕКатегория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 4205Складывается под воздействием многих факторов. При этом нельзя отрицать как первооснону факторы материальные — обеспеченность одеждой, качество питания, квартирные условия, количество игрушек. Однако гораздо большее воздействие на С. р. в с. оказывает характер семейных взаимоотношений. При этом имеется в виду не только отношение к ребенку, но и отношения взрослых членов семьи друг к другу, к другим детям. ПодробнееСАНАТОРИИ ДЕТСКИЕКатегория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 9432Стационарные лечебно-профилактические учреждения, в которые направляются дети, выздоравливающие после перенесенных заболеваний и операций, ослабленные, физически слаборазвитые, а также дети с начальными, недалеко зашедшими формами хронических заболеваний. В нашей стране имеются туберкулезные, психоневрологические, общетерапевтические С. д., а также специализированные С. д. для детей с последствиями ревматизма, полиомиелита, с заболеванием органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата и др. В С. д. для лечения больных применяются преимущественно природные лечебные средства (климат, минеральные воды, лечебная грязь) в соче-' тании с диетотерапией, лечебной физкультурой и физиотерапией при соблюдении соответствующего режима лечения н отдыха. Используются также и доступные в санаторных условиях специальные методы лечения. ПодробнееСАНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛАКатегория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 9036Специальное лечебно-воспитательное учреждение для детей школьного возраста, перенесших тяжелые заболевании и нуждающихся в длительном лечении. Она открывается для детей, больных сердечно-сосудистыми, психоневрологическими, хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания, заболеваниями органов пищеварения, начальными, малыми и затихающими формами туберкулеза, н имеет целью дать учащимся общеобразовательную подготовку и обеспечить их лечение. С.-л. ш. создаются на 100—200 учащихся в возрасте от 7 до 14 лет в загородной местности, недалеко от леса или непосредственно в лесу. Их комплектование производится 2 раза в год: на учебный год и летний оздоровительный период. Срок пребывания детей в С.-л. ш. в учебное время —9 месяцев, в летний период—2 месяца. Подробнее |
Словарь семейного воспитания» Центр НачалоАдрес: ул. Некрасова д.2Телефон: 8-910-224-83-74Время работы: с 8.00 до 21.00 » Дейл Карнеги - отец забывает Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в ... » Младенческий возраст «Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».(Альберт Эйнштейн)• Режим сна• Вскармливание грудью• Правильное питание кормящей матери• Гигиена ребенка&bu ... |