Мужчина, женщина, семья

Психологические особенности мужчин и женщин
Психосексуальное развитие
Секс и супружество
Сложный путь любви
Развод: фантомы и вымыслы


Родители и дети

Психические особенности детей разного возраста
Вызывающее поведение детей
Техника семейного воспитания
Помощь ребёнку в учёбе
Чем занять ребёнка дома?
Словарь семейного воспитания

Половое воспитание детей

Половое воспитание (основы)
Половое воспитание и психогигиена пола у детей


Наш опрос

Детям в Белгороде

Хорошо
Детских садов мало
Нехватает семейного воспитания
Нужно больше организаций досуга

Архив новостей

Апрель 2009 (2)
Март 2009 (442)

Счетчики

    Rambler's Top100

ТУРИЗМ СЕМЕЙНЫЙ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 5815

Это ту ристские прогулки, экскурсии, походы и путешествия одной семьи или нескольких семей совместно.
Самый доступный аид Т. с.— прогулка. Она под силу человеку любого возраста — от малыша, которого родители переносят в особом рюкзачке, до человека преклонного возраста.
Туристская прогулка отличается от обычной тем, что, организуя ее, ставят перед собой определенные задачи: пройти маршрут по карте или схеме, научить детей правильно организовать привал, ознакомиться с достопримечательностями. Планируя такую прогулку, необходимо учесть интересы каждого из ее участников, позаботиться о посильной физической нагрузке.
Протяженность пути, скорость передвижения определяются, исходя из физических возможностей самого ссла-бого» участника: полчаса спокойной ходьбы (скорость примерно 3,5 4 километра в час), небольшой привал и дорога обратно. Такая нагрузка посильна младшему школьнику. Отправляясь на прогулку с дошкольниками, сократите время пути: то, что ребенок может, не уставая, полдня гонять футбольный мяч, еще не значит, что он легко пройдет за день 3—4 километра.
Школьники, как иранило, относятся к подобным прогулкам с большим энтузиазмом, если родители разрешают им пригласить кого-то из товарищей. Родителям же такая ситуация, несколько осложняя дело, помогает лучше узнать своего ребенка н его ближайшее окружение.
 Для успешной подготовки путешествия каждый участник должен взять на себя обязанности, которые называются походными должностями. Особый интерес для детей представляют такие должности, как командир, штурман, ремонтный мастер (в велосипедном походе — механик), заведующий снаряжением группы, а также краеведческие должности -- историк, географ, ботаник, зоолог или метеоролог.
Многодневный поход или экскурсия имеют три периода: подготовка, про ведение и подведение итогов. Четкое выполнение всех частей туристско-крае-ведческого цикла позволяет, достичь высоких вое питательно-оздоровительных результатов.
Подготовка похода или дальней экскурсии обычно состоит из определения состава туристской группы, выбора района будущего похода (экскурсии), установления цели и задач, распределения обязанностей.

Подробнее

УБЕЖДЕНИЕ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 9830

Имеет два значения: 1) как психологическое образование, форма сознания человека; 2) как метод воспитания, апеллирующий к сознанию человека.
У. как метод воспитания знакомит воспитанника с существующими нормами общественных отношений н склоняет его к поступкам, соответствующим этим нормам.
Ознакомить человека с какой-либо информацией (в том числе и о существующих нормах отношения) можно посредством слова, устного или письменного. Так как слово одновременно действует на разум и эмоции ребенка, то характер убеждающего слова родителей «двухканальный»: во-первых, слово, обращенное к разуму ребенка, должно быть понятно, аргументиро ванно; во-вторых, слово эмоционально, интонационно, насыщенно и создает «поле эмоционального заряжения» для ребенка.
Метод У. не существует изолированно и вполне самостоятельно. Он сопровождает метод упражнения (приучения), формирующий у ребенка правильные общественно значимые поведенческие привычки. У. должно основываться на практическом поведенческом опыте. Оторванное от конкретной жизни, а значит, и непонятное для ребенка, слово формирует лицемерие, цинизм. В соотношении У. н упражнения примат принадлежит именно упражнению. Но без разъясняющего, указывающего на значение и смысл общепринятых норм слова метод упражнения превращается в примитивный тренинг. В воспитании же старшеклассника роль У. значительно повышается в силу того, что
развивается разум старшеклассника, его воля и эмоции достигают большей устойчивости.
В семейнбм воспитании У. выступает в форме аргументации, довода в пользу сказанного. Например: «Вещи всегда следует убирать на место, чтобы никого не обременять дополнительной работой и самому не тратить попусту время на поиски».

Подробнее

УВАЖЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 11418

Ведущее требование нравственных взаимоотношений между людьми. Оно подразумевает отношение к человеку, практически признающее достоинство личности, равенство прав, чуткость, деликатность, скромность. У. к о. основа для отношений сотрудничества и доверия между людьми.
Нарушение требования уважительного отношения к окружающим связано с несправедливостью, неравенством, угнетением более сильным слабого, унижением человеческого достоинства, грубостью.
Родители вправе требовать У. к о. от ребенка уже в дошкольном возрасте. Здесь ведущим методом воспитательного воздействия является убеждение, показ, личный пример окружающих малыша взрослых людей. Требования должны быть понятны ему: входя в квартиру, не забывай вытирать обувь о половичок — пол в коридоре вымыт. Бабушка позвала обедать — не заставляй ее ждать. Братик упал и ушибся — пожалей его, ему больно. Постигая простые истины, ребенок задолго до школы осознает необходимость бережного отношения к человеческому труду, времени, чувствам окружающих его людей — осваивает азы У. к о.

Подробнее

УВАЖЕНИЕ К РЕБЕНКУ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 11643

Является неотъемлемым требованием гуманистического воспитания, ведущим принципом всей воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе и за ее пределами. В отношении к ребенку любого возраста недопустимо унижение его личности, оскорбление человеческого достоинства, попреки.
Уважать ребенка — вовсе не значит идти на поводу у его капризов, требований и претензий. Дети любого возраста чутко реагируют на потворство, заигрывание, заискивание. Все это нередко проявляется в тех семьях, где нет единства предъявляемых к ребенку требований, где взрослые забывают о том, что любой их поступок, вольными или невольными свидетелями которого являются дети, несет на себе воспитывающую функцию.

Подробнее

УГОЛОК РЕБЕНКА

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 11001

Еще до рождения ребенка близкие, как правило, обдумывают, какое место в комнате ему отвести: здесь должно быть светло, тепло, но не душно; свежий воздух, но отсутствие сквозняков. Малыш подрастает. Рядом с кроваткой появляется манеж, коробка с игрушками, стульчик.
В уголке дошкольника необходим небольшой, удобный по росту столик со стулом. Больше всего подходят для этой цели столики, покрытые пластиком. Такой столик сохраняет привлекательный вид, несмотря на разносторонние запросы своего владельца: от лепки из пластилина н глины до рисования гуашью, акварелью или фломастерами. Рассматривая картинки в книжках, рисуя, ребенок постепенно привыкает к соблюдению элементарных правил умственного труда.
С 2—3 лет ребенка необходимо приучать содержать свой уголок в порядке: убирать на место игрушки, аккуратно складывать на полочке книжки, ставить в стакан кисточки, карандаши, фломастеры.
Растет ребенок, изменяется сфера его интересов, любимых занятий. Меняется и У. р. Постоянное рабочее место помогает маленькому школьнику сосредоточиться, способствует формированию трудолюбия, повышает трудоспособность за счет снижения утомительности занятий.
Мебель должна соответствовать росту ребенка — это надежно страхует осанку школьника. Если мебель не подходит по размерам, ее нужно модернизировать: поднять сиденье (постарайтесь не использовать для этого подушки — малыш будет скатываться с них — и книги — у них все-таки другое назначение!) и сколотить прочную скамеечку под ногн.

Подробнее

УМЕНИЯ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 6034

Способность человека выполнять определенные действия в новых условиях, которая обеспечивается ранее приобретенными знаниями. У. начинают формироваться у ребенка еще в раннем детстве. Они охватывают все виды деятельности и по содержанию весьма разнообразны: от элементарных бытовых У., доступных ребенку первого года жизни, до профессиональных У., требующих специальной теоретической и практической подготовки. Профессиональные У. на пути своего развития проходят ряд стадий, которые характеризуются как недостаточно умелая дея тельность (первая стадия формировании У.); отдельные\общие У., высокоразвитое У., мастерство.
Подобный путь формирования проходят и иные У., которыми овладевает ребенок на протяжении всей жизни. Если мы хотим, чтобы малыш побыстрее приобрел самостоятельность — овладел элементарными У. по самообслуживанию,— необходимо помнить о том, что У. формируются на основе подражания и под влиянием специального обучения в процессе многократного упражнения — правильного повторения определенных действий, лежащих в основе данного У.
По мере овладения необходимыми У. возрастает самооценка ребенка. Не случайно, например, в подростковой среде особое предпочтение отдается тем ребятам, которые умеют легко справляться с тем, что вызывает у их сверстников затруднение в силу недостаточной сформированности У.

Подробнее

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 7618

За дачи У. в. детей многогранны. Во-первых, это накопление знаний, во-вторых, овладение основными мыслительными операциями: умением производить ана лнз, сравнивать и классифицировать предметы и явления. Следующая задача У. в.— овладение интеллектуальными умениями: общими учебными умениями, используемыми при изучении любых учебных дисциплин (умением читать, слушать, устно излагать свои мысли, писать, работать с книгой, умениями и навыками самостоятельной работы), и специальными умениями, необходимыми для овладения знаниями какой-либо одной учебной дисциплины (умением читать чертежи, карты, производить вычисления и т. д.). Важнейшей задачей У. в. является формирование основ научного мировоззрения, то есть ребята должны понимать научную картину мира, основные законы развития природы и общества. Поскольку задачи У. в. чрезвычайно сложны, они требуют особого внимания семьи.
Родители знают, как важно знакомить ребят со всем, что их окружает с первых лет жизни. Чем больше родители общаются с малышом, называют ему различные предметы, разговаривают с ним, тем успешнее у ребенка накапливается словарный запас, быстрее развивается речь. Научившись разговаривать, дети быстро усваивают сведения о вещах и явлениях. В ответ на бесконечное «почему» родители должны терпеливо отвечать на вопросы, стремиться так объяснить ребенку факт или явление, чтобы показать и его суть, и взаимосвязь с другими явлениями: лопаются почки на деревьях, потому что весна, ярче светит солнце, машина движется потому, что работает мотор. и т. д.
Важные навыки, которые детям нужны будут в учебе, формируются в труде. Например, при подготовке к занятиям в детском саду дежурные должны проявить сноровку, сообразительность, деловитость.

Подробнее

УПРЯМСТВО

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 5508

Особенность поведения, ложное утверждение ребенком своей волн, самостоятельности и независимости своего «я». Наиболее часты случаи У. детей в 3 года, в 11 лет, в 17 лет, когда происходят качественные изменения в структуре л ичности. У. в слабой форме может быть всего лишь особенностью поведения, которую нетрудно исправить. У. в устойчивых формах является чертой характера. Важно своевременно заметить зарождение в ребенке начал этой негативной черты и предотвратить ее формирование.
Первые признаки У. могут появиться у трехлетнего малыша, когда ребенок стремится к самостоятельности. Он то и дело твердит: «Я сам», не дает одевать себя, хотя еще не умеет самостоятельно одеваться, отказывается идти по улице, держась за руку... В этот период от родителей требуется большое терпение, чуткость к изменениям самосознания ребенка, своевременное переключение на игру в «большого». При этом приходится помнить, что претензии малыша еще не вполне соответствуют его реальным возможностям, что его еще надо многому обучать. В этом возрасте не нужно заострять внимание ребенка на У., обсуждать его поведение или укорять, а тем более наказывать. Попытки обращаться с ним по-старому, обсуждение упрямого поведения может привести к закреплению отрицательных особенностей поведения, развитию детского У.

Подробнее

УСПЕВАЕМОСТЬ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 7354

— Степень усвоения школьником знаний, умений и навыков, установленных государственным документом — программой средней общеобразовательной школы (утверждается Министерством народного образования союзной республики). Несмотря на имеющиеся различии в содержании программ по отдельным прод-метам, все программы подчинены единому уровню среднего образования.
У. характеризует знания учащегося с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности. Свое формальное выражение она получает в оценочных баллах. У. учащихся в школах нашей страны оценивается по пятибалльной шкале.
Учет У. в средних общеобразовательных школах подразделяется на текущий, четвертной и годовой. В опыте отдельных учителей-предметников хорошо зарекомендовал себя в старших клас сах учет успеваемости по темам.
Педагогами Грузии накоплен положительный опыт обучения в начальных классах без отметок. Ребенку просто сообщают о том, как он работал. традиционная отметка заменяется оценочным суждением. Во всех школах нашей страны без учета У., без отметок проводятся уроки этики и психологин семейной жизни.

Подробнее

УСЫНОВЛЕНИЕ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 8671

Юридический акт, закрепляющий за усыновителем и усыновляемым такие же права и обязанности, какие существуют между родителями и детьми. Усыновить можно только несовершеннолетнего. Мотивом усыновления должны быть лишь интересы ребенка.
У. производится решением исполнительного комитета районного (городского) Совета народных депутатов по заявлению лица, желающего усыновить ребенка. Заявление подается в письменном анде через органы опеки и попечительства. Тайна У. охраняется законом. Лицо, разгласившее тайну У. против воли усыновителя, может быть привлечено к ответственности — административной или уголовной.

Подробнее

УЧЕНИЕ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 4452

Совместная творческая деятельность учителя и ученика, направленная на достижение целей образования. Этот процесс осуществляется по программе, определяющей объем знаний, умений и навыков, которые должен приобрести обучаемый. У. развивает мышление, совершенствует память н речь, формирует нравственные качества, ценностные ориентации, эстетические вкусы, разумные потребности как в духовной, так и в материальной сфере человеческого бытия.
Результативность У. определяется-ка-чеством преподавания, подготовленностью обучаемого, мотивацией учебной деятельности, отношением обучаемого к У., характером взаимоотношений учителей и ученика. При правильной организации У вырабатывается потребность в непрерывном самообразовании.
Усвоение информации, излагаемой учителем, наблюдение, выполнение разнообразных заданий, лабораторных н практических работ, работа с учебником — далеко не полный перечень видов деятельности, обеспечивающих процесс У. В результате этой работы у учащихся формируется сознательное, активное отношение к У., способность прикладывать волевые усилия для достижения прочных знаний, умений, навыков.

Подробнее

ФАКУЛЬТАТИВЫ И КРУЖКИ В ШКОЛЕ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 12605

Формы работы, дополняющие систему обязательных занятий и способствующие более полному развитию индивидуальных интересов и склонностей учащихся, созданию благоприятных возможностей для разностороннего формирования их личности, целесообразной организации внеурочного времени школьникои. Участие в работе Ф. и К.— добровольное, по выбору учащихся.
Факультативные занятия служат прежде всего обогащению, углублению знаний и познавательных умений, получаемых школьниками на уроках, способствуют формированию глубокого познавательного интереса к тем или иным областям знания, помогают в деле профессиональной ориентации школьников. Факультативы организуются, как правило, начиная с 7-го класса; занятия ведутся по специальным программам, разработанным ведущими специалистами. Участие школьника в работе факультатива отражается в итоговом документе о среднем образовании. Родителям необходимо иметь в виду, что факультативные занятия, самостоятельный выбор школьниками отдельных предметов и учебных курсов для углубленного изучения будут получать все более широкое распространение.

Подробнее

ФИЗИЧЕСКИЕ НАКАЗАНИЯ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 10185

Применение Ф, н. & семейном воспитании говорит о низкой культуре родителей, не умеющих справиться с собственным раздражением н плохим настроением, с неудачами в семье или на работе, убежденных в собственной непогрешимости и вседозволенности. Замечено, что дети чаще подвергаются телесным наказаниям в семьях, где пьянствуют один или оба родителя. К сожалению, некоторые считают Ф. н. не только допустимым, но даже необходимым методом воспитания. «Меня родители пороли, и ничего, хорошим человеком вырастили» — расхожее рассуждение таких отцов и матерей. Другие соглашаются, что бить нехорошо, но недоумевают: как же иначе можно заставить детей слушаться?
Иногда молодые родители полагают, что, пока ребенок мал н не понимает объяснений взрослых, его можно в назидание шлепнуть, если он не слушается или капризничает. На первый взгляд от шлепков невелика беда: ребенку не больно, но зато он сразу прекращает баловаться. Тем не менее не следует идти этим путем, с малолетства приучая ребенка не прислушиваться к словам, а подчиняться только силе взрослого. Суть воспитания не н том, чтобы заставить малыша не делать недозволенное, а в том, чтобы постепенно формировать представления о правилах и нормах поведения, учить его, упражнять а хороших поступках, постепенно и терпеливо воспитывать положительные черты. Тогда отпадет необходимость не только в шлепках, но вообще в наказании.

Подробнее

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 6141

Одно из основных слагаемых общего воспитательного процесса, без которого невозможно всестороннее, гармоническое развитие ребенка. Практика показывает, что гам, где всерьез поставлено преподавание физической культуры в школе, количество пропущенных по болезни уроков резко сокращается. Регулярные занятия спортом в семье позволяют вырастить здоровыми даже физически ослабленных от рождения детей.
Желание быть красивым, совершенным, такое естественное для человека,— верный стимул для приобщения детей к регулярным занятиям физкультурой, правильному питанию, соблюдению здорового режима. Объясните детям, что без хорошего развития «мышечного корсета» не может быть красивой фигуры, что плохая осанка делает человека непривлекательным, что свобода движений придает изящество, что, наконец, здоровье — одно из главных слагаемых красоты. Конечно, нельзя при этом забывать, что неумеренные занятия спортом тоже уродуют человека.
Ф. в. начинается с первых дней жизни ребенка, оно является, по сути дела, охраной его жизни, так как совмещает в себе заботу об удовлетворении самых
Физическое воспитание
насущных нужд малыша — гигиениче ский уход, правильное и регулярное питание, удовлетворение биологической потребности в движении, становление первичных двигательных навыков — сидения, вставания, хождения, бега, прыганья.
Педагоги давно отметили такую закономерность: ловкий ребенок, как правило, умный ребенок. Тот, кто быстро н правильно схватывает «рисунок» движения, так же быстро и четко усваивает учебный материал. Поэтому подготовка к школе обязательно должна включать развитие физических возможностей ребенка, укрепление и закаливание его организма.
Специалисты разработали четкие рекомендации по Ф. в. дошкольников, потому что именно в этом возрасте закладываются основы мышечной системы, правильной осанки, координации движения в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, сохранении равновесия при небольшой площади опоры и т. д. •
Физические упражнения — основной метод обучения и тренировки в Ф. в. Усложняясь с возрастом, они включают двигательные действия, взятые из бытовой, трудовой и боевой деятельности человека (ходьба, бег с преодолением препятствий, прыжки, метание, лазанье, поднятие и перенос предметов, плавание, гребля, передвижение на лыжах, велосипеде н т. д.). При занятиях вовлекается в работу весь опорно-двигательный аппарат, совершенствуются его функции, активизируется работа сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Гимнастические упражнения развивают руку, кисть, пальцы умение ловко обращаться с предметами, вырабатывают правильную осанку, развивают внешние формы тела, придают им гармонию н красоту.

Подробнее

ФОРМАЛИЗМ В ВОСПИТАНИИ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 10940

Невнимание к реальному процессу становления личности ребенка, соблюдение внешней формы воспитательных отношений в ущерб их подлинной сущности. Ф. в в. проявляется тогда, когда утрачивается творческий характер взаимоотношений между воспитателя ми и воспитанниками — родителями и детьми, учителями и учениками. Роди тел и иногда даже не замечают, как в и\ сознании вдруг остаются только правила поведения, приемы воспитания, и живой человек — ребенок — как бы перестает для них существовать. Как только исчезает интерес к ребенку как к личности, причем к личности развивающейся, которая постоянно меняется, что-то утрачивая и приобретая много нового,— как только мы перестаем мыс ленно следовать за этим развитием и в соответствии с каждым новым его этапом выбирать и пути воздействия, в наших отношениях с ребенком воцаряется формализм, а все наши воспитательные усилия обрекаются на неудачу.
Ребенок нуждается в нашем внимании постоянно. Он вырастает из становящихся для него тесными прежних отношений с родителями. Сын или дочь хотят, чтобы наше общение с ними, повзрослевшими, не напоминало ту опеку, которую они охотно принимали, когда были малышами. И уж совсем нелепо выглядим мы в их глазах, если пытаемся применять формы воэдейст вия, которые приносили воспитательный эффект в младшем возрасте.
Воспитательная работа принимает формальный характер и тогда, когд;* слова не подкрепляются нашим приме ром. О таких воспитателях В. А. Сухом линский говорил, что они зовут идти за знаменем, а сами это знамя не несу].

Подробнее

Семья.)

Словарь семейного воспитания

» Центр Начало
Адрес: ул. Некрасова д.2Телефон: 8-910-224-83-74Время работы: с 8.00 до 21.00

» Дейл Карнеги - отец забывает
Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в ...

» Младенческий возраст
«Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».(Альберт Эйнштейн)• Режим сна• Вскармливание грудью• Правильное питание кормящей матери• Гигиена ребенка&bu ...