Мужчина, женщина, семья

Психологические особенности мужчин и женщин
Психосексуальное развитие
Секс и супружество
Сложный путь любви
Развод: фантомы и вымыслы


Родители и дети

Психические особенности детей разного возраста
Вызывающее поведение детей
Техника семейного воспитания
Помощь ребёнку в учёбе
Чем занять ребёнка дома?
Словарь семейного воспитания

Половое воспитание детей

Половое воспитание (основы)
Половое воспитание и психогигиена пола у детей


Наш опрос

Детям в Белгороде

Хорошо
Детских садов мало
Нехватает семейного воспитания
Нужно больше организаций досуга

Архив новостей

Апрель 2009 (2)
Март 2009 (442)

Счетчики

    Rambler's Top100

ХАРАКТЕР

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 8760

Устойчивое сочетание индивидуальных психических качеств, или психических свойств, личности. X. определяет, как будет вести себя человек в определенных жизненных Обстоятельствах.
Его сила или слабость проявляется в отношении человека к трудностям. Человек, у которого сильно развиты такие качества X,, как воля, целеустремленность, решительность, выдержка, самообладание, упорство, способен сохранить неизменной линию поведения, независимо от обстоятельств. Это позволяет вести себя целесообразно в самых сложных жизненных ситуациях, не сдаваться, мобилизовать все силы для достижения цели, отстаивать свою правоту. Наоборот, слабохарактерный человек, как правило, отличается конформизмом, он подвержен чужому влиянию, отказывается от попыток добиться цели после первых же неудач.
Другие важнейшие группы черт X. проявляются в отношении человека к труду (трудолюбие, организованность, аккуратность или лень, безалаберность, небрежность и т. п.), в отношении к деньгам и ценностям (щедрость — скупость, бережливость — расточительность), в отношении к себе {гордость или приниженность, самовлюбленность или самокритичность), наконец, нравственные черты X. проявляются в отношениях к людям (доброта, честность, отзывчивость — враждебность, лживость, черствость).
Часто в быту говорят о мягком, доброжелательном или жестком, агрессивном X. Нельзя смешивать слабохарактерность с высокими морально-нравственными чертами человека, проявляющимися в общении с другими людьми. Мягкость к окружающим и стойкость, твердость по отношению к трудностям-—именно такая комбинация является желательной целью вое питания.

Подробнее

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 5032

Это одна из наиболее доступных и действенных форм эстетического освоения мира детьми. В процессе X, т. они получают возможность выразить свое отношение к увиденному, услышанному, прочитанному в самостоятельно созданных образах музыки, танца, поэзии, живописи, в художественном конструировании, в импровизациях и т. д. В собственном X. т. проявляются самые сокровенные мысли и чувства, выявляется эстетическое и нравственное отношение детей к действительности. Движущей силой детского творчества является стремление к подражанию, наличие, особенно в младшем возрасте, богатой фантазии и воображения. Это, с одной стороны, определяет наивность и непосредственность детского творчества, а с другой стороны, его яркую образность, оригинальное видение мира, благодаря чему оно подчас поражает своей глубиной и искренностью. X. т. всегда связано с положительными эмоциями, а потому оно приносит радость и удовлетворение детям. Все это определяет большую роль самостоятельного X. т. в эстетическом развитии личности, в познании детьми красоты и поэтичности окружающего мира.
Способность к X. т. у детей проявляется рано. Творческие задатки выражаются в метких характеристиках, в словотворчестве, в сочинении небылиц, где удивительно сочетаются реальные образы с вымышленными; в импровизациях на детских музыкальных инструментах, в сочинении целых «концертов» для любимых игрушек или для взрослых; в моделировании одежды для кукол, в лепке, в придумывании игр на сюжеты из жизни, где даже подражание действиям взрослых протекает как творческое преломление их поведения в детском сознании. Было бы непростительной халатностью не использовать в целях воспитания заложенную в самой природе ребенка удивительную восприимчивость и особенную предрасположенность к творчеству. Каждый ребенок — художник, творец. Неспособных детей не бывает. Но часто родители заблуждаются, считая, что X. т. доступно только одаренным детям. Помощь ' маленькому творцу состоит в приобщении его к самым разнообразным видам художественной деятельности с целью выявить круг его художественных интересов, раскрыть способности к определенному виду творчества. Однако следует помнить: рано проявившаяся склонность ребенка к рисованию, например, совсем не означает, что надо развивать только эту его способность. Занятие только одним видом X. т. может подавить, не дать раскрыть в полной мере другие способности ребенка, тогда как именно они -—- тому есть немало свидетельств — могут в дальнейшем оказаться главными и даже стать жизненным призванием человека.

Подробнее

ЦВЕТОВОДСТВО В СЕМЬЕ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 5092

Прекрасная форма досуга, плодотворного общения с детьми: ведь нужно передать ребенку целую науку о том, как поливать н опрыскивать, удобрять и пересаживать комнатные растения, как от одного растения вырастить несколько, чтобы поделиться своей радостью, своим трудом с друзьями.
В отличие от животных, растения вызывают у ребят меньше интереса: здесь нет «обратной связи». Жизнь зеленых растений мало заметна для глаз — ее труднее научиться видеть. Однако далеко не каждая семья может позволить ребенку завести в доме животное, а выращивание и разведение комнатных растений доступно всем. Важно только подобрать такие виды, которые будут успешно развиваться в микроклимате вашей квартиры,
Каждого ли ребенка можно приохотить к Ц.? По всей вероятности, нет. Но попытки такие нужно предпринять как можно раньше, еще в дошкольном возрасте. Не стоит начинать работу с выдачи малышу постоянного поручения: «Вот тебе цветы — будешь их поливать». Такая попытка обречена на провал. Успешнее будут ваши усилия в том случае, если кто-то из взрослых членов семьи вместе с ребенком займется выращиванием комнатных растений, привлекая его к уходу за ними.
Положительным стимулом для детей может послужить целенаправленное выращивание комнатных растений: подарить подружке в день рождения, отнести в детский сад, в школу.

Подробнее

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 10356

Устойчивая направленность волевой активности на достижение наиболее значимой отдаленной цели, способность подчинить ей свое поведение на длительное время. Наиболее важные компоненты Ц.: 1) волевые качества (самостоятельность, способность к самопонуждению, к отказу от отвлекающих соблазнов, к длительной устойчивой самоорганизации); 2) наличие цели (она может быть выбрана самостоятельно или поставлена кем-то, но подлинная Ц. возможна только там, где цель полностью внутренне принята личностью; содержание цели воздействует на личность: либо обогащает ее новыми внутренними возможностями, способствует нравственному возмужанию и духовному росту, параллельно укрепляя характер, либо приводит к духовной опустошенности и даже к психическому краху (Герман. «Пиковая дама» А. С. Пушкина); 3) мотив, то есть почему, зачем, ради чего выбрана данная цель, что побуждает к ее достижению (например, цель— поступление в институт, а мотивы могут быть самыми разными: продолжение учения — неважно где; профессионализация в сознательно выбранной сфере; нежелание противостоять давлению родителей и др.).

Подробнее

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 6650

Это сознательные предпочтения (или отвержения определенных способов поведения и удовлетворения потребностей. Ц. о. развиваются у человека на основе определенных потребностей и под влиянием культурных образцов их удовлетворения. Например, первичная потребность в новых впечатлениях (познавательная потребность), пока она не превратилась в Ц. о., проявляется в форме любопытства. Любопытный человек при удовлетворении своей познавательной потребности не заботится о том, чтобы соответствовать в своем поведении правилам этикета, культурным образцам и моральным нормам. Недаром в обыденной речи характеристика «любопытный» вызывает оттенок осуждения. Когда на базе познавательной потребности развивается Ц, о., мы говорим не о «любопытстве», а о «любознательности». В отличие от любопытного, у любознательного человека познавательная потребность соотнесена с общественными моральными нормами и культурными образцами, для него ценностью является знание — такая информация, которая имеет общечеловеческое значение. При наличии сознательного предпочтения знания такой ценности, как комфорт, мы говорим о том, что у данного человека имеется Ц. о., необходимая для таких видов исследовательской деятельности, которые сопряжены с риском и неудобствами,— геологоразведки, археологических экспедиций и т. п.
Кроме Ц. о. на .знания у полноценного человека развиваются Ц. о. на дружбу (дружелюбие), труд (трудолюбие), красоту природы, музыки и поэзии и т. п.

Подробнее

ЦИНИЗМ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 10052

Умышленное оскорбительное выражение пренебрежения к людям, к тому, что им дорого, к'общест-венной морали. Нго крайнее выражение — в преднамеренной непристойности и глумлении. Может проявляться и в форме иронии и сарказма.
Ц. впервые может отмечаться в подростковом возрасте. Самосознанию подростка на первых этапах развития нередки свойственна самонадеянность, заносчивость, повышенная критичность к точу, что исходит от старших; грубое пресеченне взрослыми такого самовыражения подростка иногда вызывает у него циничные формы протеста. Проявления Ц. могут быть вызваны и разочарованием подростка в людях, которых он идеализировал; острота этого переживания и скоропалительность выводов расширяют сферу его циничного отношения («Все они такие!»). Этому способствуют проявления несправедливости, ложь, безнаказанное нарушение старшими тех моральных норм, за несоблюдение которых подростка подвергают оскорблениям и унижению. Проявления Ц. возможны и в случае перемен в семье (ушел отец, мать вышла аамуж и т. п.), хотя при этом они могут маскировать глубокие переживания детей и лишь казаться Ц. Ц- может быть выражением и своего чувства превосходства, своей элитарности — в подражание близким, старшим или по их внушению.

Подробнее

ЧАДОЛЮБИЕ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 5669

Особый психологический настрой личности в отношении к будущему или имеющемуся собственному ребенку и детям вообще. Ч. выражается в особом эмоционально-чувственном отношении к детям — в умилении, нежности, ласке, желании оказать помощь, в умении проявить внимание к индивидуальным особенностям ребенка, терпение к его капризам, шалостям, «болезням роста».
Ч. составляет одну из сторон более сложного чувства — любви к детям. В более широком смысле любовь к детям рассматривается как норма человеческих отношений и означает проявление заботы и попечительства старшего поколения над младшим. Эту норму каждый усваивает по мере взросления, овладения культурными традициями, копируя образцы взаимоотношений, предлагаемые обществом. Любовь к детям может выступать и как характеристика общих принципов и установок взрослого человека, который понимает, что дети — это радость и богатство семьи, что бережное отношение к ним — долг и обязанность отца и матери. Кроме того, любовь к детям проявляется в чувстве родства, физической близости, в ощущении неповторимости родного человека и осознании ответственности за его благополучие.
Ч. проявляется по-разному. В условиях многодетности оно, по-видимому, выражается ярче: в семье практически постоянно есть грудные и маленькие дети. Родители находятся в длительном состоянии внимания к младенцу, даже если относятся формально к*го воспитанию. Иное дело, когда в семье 1 —2 детей. Даже усиленная концентрация вни-
мания к младенцу ограничена временем его естественного развития.

Подробнее

ЧЕСТОЛЮБИЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 7829

Стремление отцов и матерей к всеобщему признанию их заслуг в воспитании детей, которые, по их мнению, обладают особыми достоинствами, способностями. Ч. р.— социальное чувство, проявляющееся как мотив действий, направленных на достижение родителями первенства в выполнении материнского и отцовского долга. На первом этапе своего развития это чувство может играть положительную роль, стимулируя активность воспитательной деятельности родителей. Однако в честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются человеком лишь в той мере, в какой они согласуются с его индивидуалистическими запросами. Тут честолюбие роднится с тщеславием и вступает в противоречие с нравственностью. На это противоречие указывал еще К- Д. Ушинский: «Два желания, часто противоположные, борются в душе каждого отца и каждой матери; они желали бы видеть в детях своих все нравственные совершенства, но в то же время желают им таких успехов в жизни, из которых некоторые не всегда ладят с нравственными совершенствами.

Подробнее

ЧЕСТЬ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 5928

Это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство душИ'И чистая совесть. Было время, когда мужчина мог погибнуть на дуэли, защищая Ч. жены, а человек, которому не подали руки, считался изгнанным из общества. Отсутствие чувства Ч.— беспринципность, необязательность, неразборчивость в средствах, непорядочность, нечистоплотность — страшно на всех уровнях нашей жизни. То, что нередко относят к мелочам,— вовсе не мелочи, а стертое нравственное достоинство личности, его суррогат. Не из таких ли мелочей выросло все уродливое, против чего идет решительная борьба в ходе перестройки? Не потеряли ли мы истинный, глубинный смысл понятия «Ч.», относя к мелочам с виду безобидные проступки своих сограждан?

Подробнее

ЧТЕНИЕ ДЕТСКОЕ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 8042

В нашей стране за годы Советской власти издано более 140 тысяч книг и брошюр для детей и юношества общим тиражом около 12 миллиардов экземпляров. Растет сеть детских библиотек, увеличиваются их фонды. Все больше книг, в том числе и детских, сосредоточивается в личных библиотеках.
Вместе с тем в последнее время педагоги отмечают снижение интереса детей к книге. Чем можно исправить положение, а еше лучше — предупредить беду?
В педагогической поэме современ-ности «Сердце отдаю детям» В. А. Су-хомлннскнй писал: «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,— в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».
Дорога книги к сердцу ребенка начинается с родительского слова,которое дает возможность малышу осознать красоту родного языка. Два источника — речь и чтение — еще в дошкольном возрасте позволяют осуществить эмоционально-эстетическую подготовку ребенка к самостоятельному чтению на родном языке.
Наличие в семье книг само по себе еше не способствует формированию у ребенка читательских интересов. Если родители предпочитают проводить время у телевизора, и у ребенка постепенно формируется убеждение, что телевидение вполне может заменить книги. Тем более что начинающему читателю смотреть телепередачи легче и приятнее, чем читать самому.

Подробнее

ЧУВСТВА Н ЭМОЦИИ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 6316

Потребности человека выражаются в двух формах: в объективной — в форме внешне наблюдаемого поведения, и в субъективной — в форме переживания человеком различных эмоций. Эмоции — это сигналы человеку о том, удовлетворены или не удовлетворены его потребности. Когда человек добивается того, к чему стремится, когда его потребность удовлетворяется, он испытывает различные положительные эмоции — удовольствие, радость, восторг и т. п. Если человек не добивается желанного и ожидаемого удовлетворения потребности, он испытывает отрицательные эмоции —-огорчение, досаду, гнев, обиду и т. п.
Дети очень зависят от своих потребностей, им гораздо труднее терпеть отсрочку в их удовлетворении, поэтому дети очень эмоциональны. Они часто, открыто н непосредственно выражают свои эмоции в интонациях, мимике, жестах (в отличие от взрослых, которые, во-первых, умеют быть более терпеливыми н могут дольше переносить неудовлетворенность потребностей, во-вторых, умеют скрывать свои эмоции, так как их открытое выражение часто считается неэтичным).
Эмоциональность ребенка дает родителям уникальную возможность эмоционального обновления — в этом один из основных компонентов материнского и отцовского счастья. Но в проявлении своих эмоций ребенок настолько же мил, насколько и эгоцентричен. Воспитывая Ч. и э. ребенка, родители должны решить очень непростую задачу — задачу воспитания у ребенка социально приемлемого стиля выражения и переживания потребностей.
Здесь решающая роль принадлежит именно семейному воспитанию, так как эмоциональный стиль формируется фактически полностью в раннем детстве. В своем общении в детском саду ребенок уже опирается на выработанный в семье репертуар эмоциональных реакций.
Чувства — частный вид эмоций, который отличается большей устойчивостью, продолжительностью по времени и отнесенностью к конкретным объектам. Когда ребенок впервые сталкивается во дворе с неприятным ему сверстником — драчуном, первый раз он испытывает только краткую ситуационную неприязнь, но потом, убеждаясь в агрессивности и бесцеремонности этого драчуна, начинает испытывать устойчивое чувство ненависти. Многие устойчивые ценностные отношения базируются на долговременных Ч. и э.
Любовь к родителям — долговременное чувство, которое обыкновенно формируется у детей под влиянием бережного и теплого отношения со стороны родителей. Строгий учитель может и не вызывать чувства любви, но вызывает чувство уважения.

Подробнее

ЧУТКОСТЬ И ОТЗЫВЧИВОСТЬ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 4946

Способность сопереживать, сочувствовать и понимать переживания других людей, внимательно и бережно относиться к ним, помогать им, заботиться о них. Воспитывается в ребенке с младенческого возраста всей атмосферой взаимоотношений окружающих и эмоциональной структурой взаимодействий с самим ребенком. Еще в младенчестве ему свойственна высокая степень врожденной чувствительности ко всем эмоциональным проявлениям, которые адресованы ему,— в прикосновениях, в интонациях, в мимике, во взгляде: он радостно «гукает» в ответ на ласковые интонации, может заплакать при виде плачущего лица. В полгода младенец обладает всеми основными эмоциями. Это достаточная основа для развития в дальнейшем Ч. и о.

Подробнее

ШАЛОСТЬ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 6593

Веселая проказа, забава, проделка; разновидность отклоняющегося поведения. Из-за того, что во многих Ш. детей неявен отрицательный смысл, обычное отношение к этим поступкам снисходительное. Внешне Ш.— это игра ребенка, слегка или в значительной степени переходящая «границы приличия», игра «на грани». Вспомним шалуна у А. С. Пушкина: мальчик бегает, «в салазки Жучку посадив, себя в коня преобразив». Кроме того, он ухитрился отморозить пальчик. Как видим, вполне идиллическая картина. Этим и можно ограничиться, но человек придирчивый и предусмотрительный может представить, как салазки падают, придавливая Жучку, а пальчик, если вовремя не погрозить мальчику в окно, можно и отморозить всерьез. Иными словами, вроде как беспокоиться по поводу Ш. ребенка не следует, а в то же время благодушно взирать на них недальновидно. Ибо Ш.— это такие забавы, в которых ребенок проявляет свои волю и самостоятельность в активном действии, причем, как правило, азартно, с увлечением.

Подробнее

ЭГОИЗМ ДЕТСКИЙ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 5727

Наиболее явное проявление индивидуализма во взаимодействии ребенка с окружающими, корыстное к ним отношение,
Ощущение своей индивидуальности, своего «я», вычленение себя из окружающего мира и потребность утвердить в нем себя необходимы для будущего становления личности. Начинается это в детстве, в возрасте после 2 лет. Ребенку хочется, чтобы окружающие его признали, поэтому он требует от них внимания, похвал, выражений любви к нему, гарантий благополучия. В своих притязаниях он может быть навязчив, переменчив в желаниях, упрям и капризен. От взрослых, которые с ним рядом, зависит, каким будет отношение между детским «я» (самосознанием ребенка) и миром окружающих его людей; научится ли ребенок чувствовать чью-то боль и видеть чужую нужду, научится ли милосердию и бескорыстию при оказании помощи — и ближним, и дальним,— или он привыкнет воспринимать все и всех только как средство удовлетворения своих потребностей и желаний.

Подробнее

ЭГОЦЕНТРИЗМ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 8470

Это такой склад сознания, мыслей и чувств, при котором в центре оказывается «я» (эго) данного человека, его собственные взгляды, цели, интересы, переживания, когда это «я» становится меркой (эталоном) для восприятия и понимания других людей.
Неправильно ставить знак равенства между Э. и эгоизмом. Эгоизм — это прежде всего корыстное поведение, направленное на собственные интересы в ущерб интересам другого человека. Эго-центрик же может вести себя, как эгоист, но не потону, что он обязательно противопоставляет свои интересы интересам другого, а потому, что он чужие интересы попросту не замечает, не учитывает — будучи целиком сконцентрированным на собственных интересах. Если эгоизм — это вариант ценностной ориентации, то Э- — это дефицит способности к объективному видению ситуации, неспособность понимать связи явлений, существующие независимо от удовлетворенности или неудовлетворенности наличных потребностей человека В некоторых случаях эгоцентрик может вести себя даже бескорыстно и альтруистично, но его помощь оказывается, как правило, медвежьей услугой, ибо он трактует потребности другого по аналогии со своими собственными. Опечаленный эгоцентрик будет сочувствовать другим, даже когда им весело; обрадованный чем-то — будет смешить грустных людей; эгоцентрик, которому только что от головной боли помог цитрамон, будет настойчиво всем предлагать именно это лекарство.

Подробнее

Семья.)

Словарь семейного воспитания

» Центр Начало
Адрес: ул. Некрасова д.2Телефон: 8-910-224-83-74Время работы: с 8.00 до 21.00

» Дейл Карнеги - отец забывает
Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в ...

» Младенческий возраст
«Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».(Альберт Эйнштейн)• Режим сна• Вскармливание грудью• Правильное питание кормящей матери• Гигиена ребенка&bu ...