Мужчина, женщина, семья

Психологические особенности мужчин и женщин
Психосексуальное развитие
Секс и супружество
Сложный путь любви
Развод: фантомы и вымыслы


Родители и дети

Психические особенности детей разного возраста
Вызывающее поведение детей
Техника семейного воспитания
Помощь ребёнку в учёбе
Чем занять ребёнка дома?
Словарь семейного воспитания

Половое воспитание детей

Половое воспитание (основы)
Половое воспитание и психогигиена пола у детей


Наш опрос

Детям в Белгороде

Хорошо
Детских садов мало
Нехватает семейного воспитания
Нужно больше организаций досуга

Архив новостей

Апрель 2009 (2)
Март 2009 (442)

Счетчики

    Rambler's Top100

КАПРИЗЫ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 9781

Это своеобразный эмоциональный сигнал для взрослых о том, что их взаимоотношения с ребенком или же отношение к нему в чем-то ошибочны. В К. ребенка всегда повинен взрослый, хотя часто не осознает такой прямой зависимости. Если плаксивое состояние ребенка наблюдается в течение длительного периода, следует обратиться к невропатологу, чтобы выяснить, нет ли у ребенка невротических реакций или других отклонений.
Причиной так называемого капризного поведения могут служить невыявленные хронические заболевания или временное нездоровье. Малыш языком эмоций (плач, нытье, различные отказы) сообщает взрослым, и особенно матери, о своем состоянии: иначе передать свои ощущения он не может, так как еще не способен их правильно оценить и рассказать о них взрослому.

Подробнее

КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 9601

Необходимость для школьников иметь К. д. вызывается тремя причинами. Удовлетворение повседневных потребностей: уже в 9—10 лет родители дают детям деньги на мелкие расходы — завтраки, учебные принадлежности, билеты в кино, театр, на каток, на проезд в транспорте и т. д. Другая причина: пока в обществе существуют денежные отношения, детей надо учить разумно тратить деньги. Третья причина: выдача К- Д. означает доверие к детям, вызывает у них гордость за это доверие, рождает чувство ответственности, развивает бережливость, умение планировать расходы. Таким образом, К. Д. способствуют правильному развитию личности подрастающего человека.

Подробнее

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 4724

Учитель, преподающий в одном из 5— 11-х классов и назначенный приказом директора школы ответственным за состояние учебно-воспитательной работы в данном коллективе. Функции К. р. определены «Положением о средней общеобразовательной школе»: последовательное укрепление ученического коллектива, развитие познавательной, трудовой, общественной активности каждого учащегося, его индивидуальных склонностей и способностей, идейно-нравственных качеств личности.
Успех деятельности К. р. обусловлен тесным сотрудничеством с пионерским отрядом (классной комсомольской организацией), ученическим самоуправлением. Без этого невозможно эффективное развитие самостоятельности и инициативы школьников, пополнение их социального опыта, формирование ответственного отношения к учению и к груду, профессиональная ориентация, определение жизненных планов. Разностороннему развитию личности каждого школьника служат организуемая педагогом и его воспитанниками разнообразная деятельность, отношения и общение учащихся класса в школе и за ее пределами. К- р. помогает своим питомцам в определении перспектив коллектива, планировании и подведении итогов внеурочной воспитательной работы, познавательной деятельности ребят. С каждым из 5—11-х классов работает несколько учителей-предметников. К. р. координирует их работу, помогает взаимному обмену мнениями о ребятах, достижению единой педагогической позиции и ее главному воплощению — дифференцированному и индивидуальному подходу к школьникам.
Важнейший участок деятельности К- р-— постоянное и систематическое взаимодействие с родителями учащихся своего класса: изучение материально-бытовых условий семей, профессионально-образовательного состава родителей, атмосферы отношений между взрослыми, взрослыми и школьником; выявление и использование возможностей родителей в работе с учащимися класса (ведение кружков, секций, организация экскурсий, бесед, участие в туристических походах и экспедициях); пропаганда педагогических знаний; организация материальной помощи семьям из фонда всеобуча. Наблюдения при посещении на дому, данные бесед с родителями позволяют К- р лучше узнать школьника, успешно вести с ним индивидуальную работу'. Этому способствует оперативная информация с помощью дневника, регулярная работа с которым — прямая обязанность и К. р-. и родителей. Текущую связь школы и семьи призван обеспечить родительский комитет класса, его представители в аналогичном общешкольном органе, работающем в контакте с директором школы.
Родителям рекомендуется чаше бывать в школе, беседовать с учителями и К. р., не ждать приглашений, как правило, свидетельствующих об уже возникшем неблагополучии, обяза-тел ьно посещать классные и общешкольные родительские собрания, по возможности участвовать в работе школы с детьми. Важно честно и откровенно советоваться с К- р. по всем вопросам, связанным с ребенком и тревожащим семью. Существенную помощь К. р. окажет и дружный коллектив родителей, готовый поддержать педагога, и положительный опыт крепких семей, способный воздействовать на неблагополучных родителей и учащихся.
См. также: Дневник учащегося; Коллектив школьный; Педагогическая культура; Профессиональная ориентация; Родительские собрания.

Подробнее

КОЛЛЕКТИВ ШКОЛЬНЫЙ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 10735

Один из видов воспитательного коллектива, в котором органически связаны педагогический и ученический коллективы, родительская общественность, являющиеся ядром школьной воспитательной системы. К. ш. объединяет всех, кто учится и работает в школе, общей практической задачей и общей деятельностью по ее реализации, развивается под воздействием педагогического руководства и самоуправления. К. ш находится во взаимосвязи с внешней средой (семьей, общественностью, шефствующими производственными коллективами, внешкольными учреждениями, учреждениями культуры, средствами массовой информации).
К- ш.— содружество двух относительно самостоятельных коллективов — педагогов и учащихся, воспитателей и воспитанников, обучающих и обучаемых. Основными компонентами жизнедеятельности воспитуемых являются познание, труд, общение, игра. В ученическом коллективе можно выделить формальную структуру, включающую разнотипные первичные коллективы (классы, пионерские отряды, комсомольские группы, спортивные секции, кружки, звенья ученических бригад и т. д.), и неформальную — связи и отношения школьников эмоционально-психологического характера. Общность детей только тогда является коллективом, когда формальные и неформальные структуры не противоречат, а взаимно дополняют друг друга.

Подробнее

КОЛЛЕКТИВИЗМ СЕМЬИ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 12936

Семью, как коллектив, объединяют общие цели, интересы, единство взглядов и устремлений, общественно полезная деятельность. Быть или не быть семье коллективом зависит в первую очередь от характера внутрисемейных отношений: будет ли это конфронтация, сосуществование или содружество.
Конфронтация как тип отношений в семье — это противоборство супругов, столкновение их взглядов. В центре столкновений нередко оказываются вопросы воспитания детей. Сосуществование характеризуется тем, что внешне семья живет вполне благопристойно: взрослые работают, дети учатся. Но у каждого своя жизнь. Главная черта таких отношений — невмешательство в дела друг друга. Даже родители предпочитают не вмешиваться в дела детей.
Оба указанных типа отношений порочны по своей сути. Они отрицательно сказываются на развитии личности подрастающего человека вообще, мешают счастью взрослых, приводят семью на грань катастрофы. Совсем иная картина в семьях, которым присущи отношения содружества. Для них характерны единство или близость взглядов, устремлений, интересов, взаимопомощь, сплоченность. Состав семьи не имеет здесь решающего значения. «...Было бы ошибкой рассматривать размер семьи как ее единственную и даже определяющую характеристику,— говорил психолог А. В. Петровский.— Все в конечном счете решается се нравственным климатом, целями, которые ставит она перед собой, общей стратегической линией ее развития». Семья — коллектив разновозрастный, объединяющий равноправных членов, связанных родственными узами и вытекающими отсюда обязанностями — супружескими, родительскими, детей по отношению к родителям, старших — к младшим и др. Этим обусловлены и различия в их положении. Семейные отношения должны характеризоваться сердечностью, особой тактичностью, взаимной уступчивостью, стремлением каждого выполнить свои обязанности перед другим членом семьи.

Подробнее

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 9170

Собирание и систематизация однородных предметов, которые имеют познавательное значение или представляют художественный интерес. Предметами К. могут быть почтовые марки, художественные открытки, календари, значки, этикетки спичечных коробок, камни, растения, грампластинки и т. д. К.— популярная и полезная форма проведения досуга. Оно предполагает постоянные поиски и подбор материала, его изучение, оформление, хранение в определенной системе, а также использование в учебной работе, для ознакомления окружающих н других просветительских целей.

Подробнее

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 3547

Одно из направлений научно-технического прогресса в образовании, имеющее целью оптимальное использование электронной вычислительной техники — персональных компьютеров — на всех стадиях обучения всеми его участниками.
С появлением компьютеров в учебных заведениях увеличиваются возможности для глубокого изучения основ наук, развития познавательной активности учащихся, интенсификации всего процесса обучения.
Компьютеры позволяют в большей степени учитывать индивидуальность каждого отдельного учащегося, применяя широко разветвленные обучающие программы, цветное и динамичное изображение, звуковые эффекты, более естественный способ общения с маши- -ной.
Используя широкие вычислительные и изобразительные возможности компьютера, можно моделировать различные искусственные и реальные явления, процессы, ситуации.

Подробнее

КОНТРОЛЬ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 4392

Это не только проверка, но н наблюдение с целью проверки. Особенно часто родители используют этот прием в воспитании дошкольников н младших школьников: контролируют выполнение режима дня, домашних заданий, поручений.
Это приучает детей к ответственности, организованности, дисциплинированности.
Как правильно осуществлять К.? На первых порах недостаточно просто спросить ребенка, выполнил ли он домашнее задание, и удовлетвориться утвердительным ответом. Довольно часто родители, вместо того чтобы подсказать правильные приемы подготовки домашнего задания, требуют показать выполненное упражнение, прочитать выученное стихотворение, пересказать заданный текст, повторить правило и т. д. Например, ученик небрежно выполнил упражнение, допустил много ошибок. Мать, недовольная работой сына, заставила переделать задание, упрекая мальчика в недобросовестности, невнимательности. И все это вместо того, чтобы выяснить у ребенка, насколько хорошо он понял правило, объяснить это правило, попытаться закрепить его с помощью примеров, а потом уже требовать выполнения упражнения.

Подробнее

КОНФЛИКТЫ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 9203

В семье разногласия между членами семьи, в основе которых лежит несовместимость их взглядов, интересов или потребностей. Основными возможными источниками семейных К. являются: расхождение представлений супругов о значимости ведущих семейных ценностей; низкий уровень этико-психологической культуры супругов; неуважительное отношение к женщине (к мужчине); потребительское отношение к семье; неумение преодолевать возникающие трудности и противоречия и др. Но чаще всего К. в основе своей не имеют серьезных причин и возникают по пустякам.

Подробнее

КОНФОРМИЗМ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 10915

Качество личности, которое выражается в постоянном приспособлении человеком своих оценок, убеждений и поступков к оценкам, убеждениям и поступкам большинства членов группы, в которую человек включен.
В первые годы своей жизни ребенок неизбежно проявляет конформность, усваивает от родителей, старших братьев и сестер правила поведения, оценки тех или иных событий, познает, «что такое хорошо и что такое плохо». Психической основой конформ ности является высокая внушаемость ребенка, непроизвольное подражание, «заражение». Когда в периоды кризисов развития ребенок протестует против требований родителей (не слушается, упрямится, настаивает на своем) в этом проявляется тенденция, противоположная К-,— нонконформизм. Проявления К. и нонконформизма в дошкольном и младшем школьном возрасте часто сменяют друг друга, поэтому родители должны избегать поспешных выводов о том, что из их сына (дочери) вырастет конформист или нонконформист. Гармоничное развитие личности должно приводить к тому, что человек постепенно все больше отходит в своем поведении от крайностей «безотчетного следования» и нонконформизма противопоставления.

Подробнее

КРАЕВЕДЕНИЕ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 5036

Изучение природы, истории н современности родного края. Интерес к изучению родного края может проявляться у ребенка уже в дошкольном возрасте под влиянием той учебно-воспитательной работы, которая предусмотрена программой воспитания в детском саду, под влиянием интереса, проявляемого к окружающему миру близкими ребенку людьми. Начинается К. с наблюдения доступных восприятию дошкольника предметов и явлений природы. Уже на 3—4-м году жизни малыши запоминают названия десятка растений, с которыми сталкиваются во время прогулок, птиц, прилетающих зимой к кормушке, животных... Чем старше ребенок, тем шире круг явлений и процессов, доступных его восприятию и пониманию.

Подробнее

КРУГОЗОР РЕБЁНКА

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 8809

Реальный объем его знаний и интересов, определяющий развитие направленности его личности, творческих возможностей и способностей, В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности и способом познания мира является игра. Дошкольник расширяет свой К- через реальные предметы. У старших дошкольников формируются представления о правилах, которые следует соблюдать. Вместе с тем ведущая роль игры в психическом развитии дошкольника ие отрицает большого значения обучения. С помощью обучения можно значительно продвинуть мышление ребенка по пути к овладению обобщенными формами рассуждений типа: «Этот человек — строитель, он строит дома», «Кто хорошо учится, тот будет хорошо работать» и т. д.

Подробнее

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 9784

Совокупность общепринятых норм и форм жизнедеятельности, в которых находят свое выражение нравственные ценности, представления о красивом и некрасивом, требования здравого смысла и целесообразности, а также народные традиции и обычаи. В. И. Ленин считал очень важной задачу приучения людей к выполнению общепринятых норм поведения и мечтал о времени, когда «люди постепенно привыкнут к соблюдению элементарных, веками известных, тысячелетиями повторявшихся во всех прописях; правил общежития, к соблюдению их без насилия, без принуждения, без подчинения...».
Будучи усвоены человеком, правила К. п. превращаются в ценное качество личности, которое называют воспитанностью. В воспитанности проявляется единство внутренней н внешней культуры человека, гармония между его отношением к людям и формами выражения этого отношения.
Воспитанность выступает как социально ценное и обязательное для всех качество личности. Неумение отдельных лиц вести себя среди людей, уважать, беречь и щадить друг друга в обыденном, будничном ведет к напряжениям и конфликтам, нервным стрессам, ухудшает физическое н психическое здоровье людей, снижает их работоспособность и жизненный тонус. Приветливый, доброжелательный, тактичный человек с приятными манерами, чувством собственного достоинства .вызывает симпатию окружающих. Это помогает ему быстрее достигать контакта с людьми, создает условия для достижения психического и нравственного комфорта в семье, в производственном или ином коллективе.
Чтобы правильно формировать воспитанность детей, родителям необходимо ясно представлять содержание этого сложного качества.

Подробнее

КУРЕНИЕ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 3006

Один из самых распространенных видов наркомании. Никотнн очень быстро включается в обмен веществ, приводя к психической и физической зависимости от него. К. относится к саморазрушительному поведению, так как с ним связано возникновение многих заболеваний, являющихся основными причинами смертности; болезней сердечно-сосудистой системы и злокачественных опухолей. Но курильщик разрушает не только свой организм. Он делает окружающих, вынужденных дышать отравленным воздухом, пассивными курильщиками, которые страдают от чужого К. не меньше, а, по мнению ряда исследователей, даже больше, чем он сам. К. матери во время беременности ощутимо влияет на психическое развитие детей: по общим способностям, чтению и математике они заметно отстают от сверстников, матери которых не курили. Распространенность и возраст начала К- достоверно связаны с тем — курят ли в помещении, куда попадает младенец после рождения. Пассивное К. на протяжении детства способствует выработке установок активного курильщика. Они обусловлены не только примером взрослых, но и формирующейся при пассивном К- химической зависимостью.

Подробнее

ЛАГЕРЬ ТРУДА И ОТДЫХА

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 7196

Одна из форм летних объединений старшеклассников, способствующая формированию у них готовности к труду, умения трудиться коллективно, становлению активной жизненной позиции. Особенность Л т. и о.-- сочетание отдыха учащихся с общественно полезным, производительным трудом.
Между школой и организацией, принимающей трудовой коллектив школьников, заключается договор. В нем учитываются все стороны деятельности Л. т. и о.: производственная, бытовая, хозяйственная и т. д.

Подробнее

Семья.)

Словарь семейного воспитания

» Центр Начало
Адрес: ул. Некрасова д.2Телефон: 8-910-224-83-74Время работы: с 8.00 до 21.00

» Дейл Карнеги - отец забывает
Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в ...

» Младенческий возраст
«Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».(Альберт Эйнштейн)• Режим сна• Вскармливание грудью• Правильное питание кормящей матери• Гигиена ребенка&bu ...