Мужчина, женщина, семья

Психологические особенности мужчин и женщин
Психосексуальное развитие
Секс и супружество
Сложный путь любви
Развод: фантомы и вымыслы


Родители и дети

Психические особенности детей разного возраста
Вызывающее поведение детей
Техника семейного воспитания
Помощь ребёнку в учёбе
Чем занять ребёнка дома?
Словарь семейного воспитания

Половое воспитание детей

Половое воспитание (основы)
Половое воспитание и психогигиена пола у детей


Наш опрос

Детям в Белгороде

Хорошо
Детских садов мало
Нехватает семейного воспитания
Нужно больше организаций досуга

Архив новостей

Апрель 2009 (2)
Март 2009 (442)

Счетчики

    Rambler's Top100

МАТЕРИНСТВО И ОТЦОВСТОВ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 10300

Это стержень, основа семейных отношений, мерило гражданственности супругов и смысл нх личного существования.
Слово «материнство» в словаре русского языка С. И. Ожегова обозначает «состояние женщины-матери в период беременности, родов, кормления ребенка; свойственное матери сознание родственной ее связи с детьми». Сами детн на вопрос «Зачем человеку мама?» отвечают: «дает человеку жизнь», «выкармливает его», «защищает от неприятностей и бед», «учит всему хорошему и доброму», «предостерегает от плохого», «любит детей», «для счастья»...
Итак, в сухом научном определении и наивных суждениях детей легко просматривается смысл н назначение М.
Когда-то в древности слово «воспитание» имело узкий смысл — «вскармливание». Но на протяжении веков люди поняли: для человека не менее важно «духовное питание». В чем же особенность материнского воспитания?

Подробнее

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 7768

Дети с рядом стойких отклонений психофизического развития (отставание в умственном развитии, выраженные нарушения функций речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) часто не адаптируются в условиях обычного дошкольного учреждения или общеобразовательной школы. Они нуждаются в специальных методах воспитания и обучения, учитывающих особен ности психофизического развития таких детей и направленных на преодоление имеющегося дефекта. Для этих детей существуют специальные дошкольные учреждения (специальные ясли, детские сады для детей с органическим поражением центральной нервной системы, нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития) и специальные школы (вспомогательные; для детей с задержкой психического развития; с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата).

Подробнее

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 11045

С первых дней жизни ребенка за его здоровьем следят медицинские работники: врач и медицинская сестра детской поликлиники. В течение первых двух-трех дней после выписки из родильного дома к ребенку придет патронажная медицинская сестра поликлиники. Она научит молодых родителей купать ребенка, пеленать, обработает пупочную ранку. Обычно вместе с медсестрой к ребенку приходит и детский врач, который дает рекомендации по режиму дня, кормлению и другим интересующим родителей вопросам.
Если ребенок здоров, его до года показывают врачу ежемесячно — для регистрации показателей физического развития (массы и длины тела, окружности грудной клетки и головы), а возрасте от года до двух лет — раз в квартал, затем — два-три раза в год. На первом году жизни ребенка обязательно осматривает ортопед, невропатолог, окулист, отоларинголог, а при необходимости и другие специалисты.

Подробнее

МЕЩАНСТВО

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 16039

Жизненная позиция человека (мещанина, обывателя), состоящая в том, что человек ограничивает круг своих интересов и деятельности заботой о своем личном благополучии. Поскольку представление о благополучии меняется, изменяется и облик М- Распознать М., обряженное в современные одежки, бывает весьма непросто. Сделать это можно лишь по конечному результату действий человека: они всегда корыстны, служат только личному интересу.
Символической фигурой мещанина является «человек в футляре» — герой одноименного рассказа А. П. Чехова. Отстраненность от общественных проблем, неспособность сопереживать другому человеку, страх перед всем новым, что преобразует жизнь, а также преувеличенное до уродливых размеров увлечение материальными ценностями — вот что делает мещанина опасным для общества.

Подробнее

МИЛОСЕРДИЕ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 6062

В Толковом словаре В. И. Даля этому понятию дается такое определение: «Сердоболие, сочувствие, готовность делать добро всякому, любовь на деле...» М.— это, иными словами, способность откликаться на чужую боль. Людям, обладающим этим качеством, свойственны чувства взаимопомощи, взаимопонимания. Они готовы бескорыстно помогать другим, прощать их из сострадания, человеколюбия. Таким людям присуще качество сострадания по отношению к сироте, инвалиду, тяжело больному, немощному старику, человеку, попавшему в беду.

Подробнее

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 4675

Синтез обоб щенных взглядов на окружающий мир, на развитие природы н общества. М. человека формируется под воздействием социальных условий, знаний, жизненного опыта, особенностей общественного бытия человека, эмоционального восприятия событий, явлений. М. определяет осознанное отношение личности к окружающему миру — к природе, к общественной жизни, к людям, к себе, к своим обязанностям в обществе,
«Многознайке» еще не является М. личности. Коммунистическое М. становится достоянием учащихся, определяющим их жизнь н поступки, только преломляясь через призму личного опыта овладения научными идеями, теориями, через область чувств, развитием мосоз-нания, систему отношений в школе и вне ее, утверждаясь в различных видах познавательной, общественно-политической, трудовой, художественной деятельности, в преодолении противоречий, имеющихся в сознании личности. Для достижения такого результата необходим комплекс воспитательных воздействий школы, комсомола, семьи, трудовых коллективов и самовоспитания, саморазвития личности на всех возрастных этапах.

Подробнее

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 8409

К М. ш. относят учащихся 1—4-х классов в возрасте от шести до десяти лет. В этот период у ребенка складывается новый вид деятельности — учебный. Под его воздействием меняется характер мышления ребенка. Совершенствуются основные качества внимания: объем, концентрация, устойчивость. Готовность зрительного, слухового и двигательного механизмов обеспечивает развитие осмысленного, правильного и целенаправленного восприятия сложных изображений, пространства, времени. Память достигает более высокого уровня развития. Интерес к причинным зависимостям, выделение существенных признаков, их распознавание в новых фактах, переход к обобщениям и выводам убедительно свидетельствуют о способности М. ш. логически мыслить.
Физические различия между мальчиками н девочками пока незначительны. Рост ребенка увеличивается в основном за счет длины ног. Разумно организованный режим — правильное чередование труда н отдыха, достаточное пребывание на свежем воздухе, двигательная активность — способствует совершенствованию дыхательного аппарата, кровообращения — успешному формированию растущего организма. Дети овладевают многими сложными координированными движениями, развивается ловкость. Регулярные занятия физической культурой благотворно влияют на их психическое н эмоциональное развитие.
Исследованиями гигиенистов установлено два пика в динамике работоспособности М. ш. на протяжении суток. Первый — с 8 до 11 часов утра. Второй — между 16 и 18 часами. Затем интенсивный спад до следующего утра. Недельный пик работоспособности приходится на вторник и среду, самый низкий уровень— на пятницу. В динамике года пиком является октябрь, с января по март наблюдается постепенный спад. После этого до июня работоспособность медленно нарастает. Эти объективные закономерности необходимо учитывать при составлении индивидуального режима дня и планировании жизни семьи, в которой есть дети младшего школьного возраста.
Важную роль в сохранении работоспособности М. ш. играют условия, в которых он готовит домашние задания. Тишина, правильное освещение, соответствующая температура воздуха, соблюдение режима проветривания, удобное рабочее место — основные условия организации самостоятельной учебной работы ребенка дома. Необходимо помнить, что время, затрачиваемое М. ш. на приготовление домашних заданий, в 4-м классе не должно превышать полутора часов. В каждом предыдущем классе оно соответственно сокращается на 15 минут. В первом классе задания не задаются.

Подробнее

МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 9788

До революции в нашей стране М. с. была наиболее распространенной. Это явление во многом объяснялось высокой детской смертностью, той ролью, которая отводилась женщине в царской России, экономической заинтересованностью семьи.
Многодетность основана на традициях определенной этнической общности, установках социальной среды, в которой происходит формирование личности, складываются ее ценностные ориентации. В настоящее время многодетность'характерна только для некоторых регионов страны: Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана. Но даже здесь в последние десятилетия наметился сдвиг в сторону снижения рождаемости.
В нашей стране звание «Мать-героиня» присваивается женщинам, родившим и воспитавшим десять и более детей. Орденами «Материнская слава> I, II и III степеней награждаются матери, родившие и воспитавшие семь, восемь или девять детей. Материнский подвиг женщин, имеющих пять и шесть детей, отмечается «Медалью материнства» I и Н степеней. Все женщины, родившие и воспитавшие до восьмилетнего возраста пятерых и более детей, имеют дополнительные льготы в области пенсионного обеспечения. Многодетные семьи получают единовременные и ежемесячные пособия от государства. Для семей, в которых четверо н более детей, на 50% снижена плата за содержание детей в детских дошкольных учреждениях. В период обучения детей в общеобразовательной школе М. с. получает дотации из фонда всеобуча на питание и одежду школьникам.
М. с. значительно более стабильны, чем одно- и двудетные: дети скрепляют супружеский союз, обостряют супружеский долг. М. с. обеспечивает реальную возможность постоянного общения между людьми разного пола, разного возраста, снижает возможность формирования таких качеств характера, как эгоизм, себялюбие, леность. Разнообразие интересов, характеров, отношений, которое возникает в М. с.,— благодатная почва для развития детей, для совершенствования личности родителей. М. с. является незаменимой школой коллективизма, подготовки каждого ребенка к будущей самостоятельной семейной жизни.

Подробнее

МОДА

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 5254

Кратковременная форма массового поведения, возникающая под влиянием господствующих в данный период н в данном обществе настроений, вкусов, увлечений. Смена М. порождена потребностью людей в обновлении вещей бытового обихода в соответствии с изменяющимися бытовыми и эстетическими требованиями. В буржуазных странах новая М. насаждается путем рекламы, н каждый ее виток приносит огромные прибыли.
М. возникает как определенный тип поведения н стиля жизни человека, хотя следование ей начинается, как правило, с восприятия и подражания вещам, предметам, манерам, то есть модным «знакам». Выступая в роли регулятора человеческого общения, М. является своеобразным дополнением к традициям и обычаям, неофициально узаконивается властью массовой привычки и охраняется силой общественного мнения. Восприимчивость к М. к характер следования ей во многом зависят от уровня сознания и культуры человека, от его самостоятельности, нравственного и эстетического развития.

Подробнее

МОЛОДАЯ СЕМЬЯ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 9415

Супружеская пара с детьми или без них; брак — первый; продолжительность совместной жизни — до пяти лет; возраст супругов — не старше 30 лет. Число М. с. в последнее время увеличилось, средний возраст невест и женихов стал соответственно 21 н 23 года. Явление это во многом позитивное: первенец рождается у молодых супругов, остается еще благоприятное время для появления второго и третьего ребенка. Однако многие молодожены не готовы к семейной жизни — ни в экономическом, ни в социальном плане.
В крупных городах в каждой четвертой-пятой семье супруги учатся, живут на стипендию, пользуются материальной помощью родителей. Примерно половина М. с. живет с родителями, хотя при этом большинство желает отделить, ся. Возникает немало трудностей: материальных, жилищно-бытовых, нравственно-психологических. В последние годы в стране намечена обширная система мер по оказанию материальной помощи молодоженам, решаются жи-лищно-бытовые проблемы М. с. Строительство молодежных жилищных комплексов (МЖК). внеочередное предоставление права вступления в кооперативы, предоставление беспроцентных ссуд, продление матерям оплачиваемого отпуска, по уходу за ребенком — эти и другие виды помощи М. с. являются только первыми шагани в осуществлении намеченных решений.
И все же главная проблема М. с. в другом. Представим себе: только что родилась новая семья: Имеется все необходимое (жилье, материальный достаток и т. д.) для нормальной жизни. Он и она молоды, красивы. Любовь, уважение, ответственность — все взаимно. Единство взглядов и устремлений, близость интересов; Можно ли сказать, что семья создана? Нет. Хорошая семья создается не одним днем, она строится постепенно. Большой труд души вкладывается в это соэиданне. И чем больше этот вклад, тем значительнее результат.

Подробнее

МОРАЛИЗИРОВАНИЕ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 8152

Оценка общественных явлений, поведения отдельных людей, коллективов н групп не с объективной точки зрения, а с помощью исключительно моральных представлений, к тому же достаточно абстрактных, идеализированных.
Стремление к М. снижает возможность воспитателей познать сущность поступков тех, кого они воспитывают, обесценивает моральные нормы и принципы в глазах тех, кто оказался объектом М. Возьмем такой случай. Мальчик пришел с улицы домой в грязной одежде. Родители набрасываются на него с нотациями, развивающими ту бесспорную мысль, что достойные люди берегут свою одежду, уважают труд тех, кто ее шьет, чистит, стирает и т. д. Этот поток моральных сентенций, однако, оставляет мальчика равнодушным, потому что он испачкал одежду, защищая одноклассницу от хулиганов. Родители не потрудились понять суть ситуации, причины поступка сына, мотивы, побудившие его сделать то, что он сделал. Здесь мы сталкиваемся с типичным случаем М., воспитательный эффект которого равен нулю.

Подробнее

МОТИВЫ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 5692

Это побудители определенных потребностей. М. может быть материальный предмет или процесс (например, М. игровой деятельности ребенка является сам процесс игры). М. формируются на основе потребностей, обслуживают их удовлетворение, обеспечивают их развитие. Первоначально ребенок испытывает потребности как состояние неудовольствия, нужды. Но в чем? Этого он не знает. Получая опыт удовлетворения потребности, ребенок приобретает М. Например, обладание игрушками становится М. удовлетворения потребности в игре. М. отражается в виде более или менее ясного образа желаемого предмета или процесса. Постепенно чувственный образ «съедобного» (вкус, запах, цвет, форма) становится М. «пищевой потребности».

Подробнее

МУЖЕСТВЕННОСТЬ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 4162

Совокупность наиболее значимых качеств личности мужчины, проявляющихся в различных сферах жизнедеятельности человека, которые содержат как общие для всех людей, независимо от пола, нравственные качества, формы поведения, так и специфические, связанные с особенностями пола н взаимоотношений мужчин и женщин в обществе, и прежде всего в семье. В представлениях о М. (маскулинности) выделяют «традиционную» модель и «современную».
Содержанию первой модели соответствует понимание М., включающее в себя те особенности личности, черты характера, которые связаны с активной деятельностью, достижением высокого социального и профессионального статуса: энергичность, деловитость, властность, уверенность, потребность в достижении, стремление к соперничеству, а также смелость, ловкость, воля, сила1 (как физическая, так и моральная), эмоциональная сдержанность, рациональность мышления.
Вторая модель М. отвечает изменившемуся характеру брачно-семейных отношений, новому, так называемому «эгалитарному» типу семьи. В такой семье функции мужчины как мужа, отца предполагают равенство прав и обязанностей. Так, оба родителя в равной мере должны заниматься воспитанием детей. Сфера власти и лидерства теперь не является принадлежностью только мужской роли; проявление эмоциональной поддержки, теплоты, внимания ожидается и от жены и от мужа вне зависимости от их служебной занятости. Поэтому особенности современного типа семьи предъявляют высокие требования к личностному развитию мужчин, к их нравственной воспитанности, культуре чувств, коммуникативным умениям н навыкам. Но распространение такого типа семьи сглаживает различия в тех требованиях и ожиданиях, которые считаются «типично мужскими» или «типично женскими». Поэтому такие качества, как внимательность, заботливость, воспитанность и т. п., считаются достаточно ценными — во всяком случае, по мнению женщин,— и для мужчин. Но реальные модели М. обнаруживают разнообразные сочетания. Отсутствие (или уменьшение) в представлениях о маскулинности и фемннинности полярных, взаимоисключающих друг друга качеств личности, особенностей характера мужчин н женщин привело к возникновению специфической проблемы, которая появилась на рубеже XIX—XX века: женственные мужчины н мужественные женщины.

Подробнее

МУЗЕИ ШКОЛЬНЫЕ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 10304

В широком смысле слова — один нз видов внеурочной деятельности школьников, включающей разнообразные формы работы по собиранию, учету, хранению, показу, использованию в учебно-воспитательной работе памятников истории, культуры и природы. Ныне в нашей стране действует свыше 10 тысяч официально зарегистрированных М. ш. Это музеи различных профилей: исторические (ленинские, революционной, трудовой, боевой славы, истории школы, села, этнографические, археологические и т. п.), комплексные краеведческие, естественнонаучные (географические. охраны природы и т. п.}, литературные, художественные, театральные и др.
М. ш. служат воспитанию патриотов, способствуют углубленному познанию школьниками своего края и истории страны, расширяют познавательные интересы и развивают способности учащихся. Основные задачи М. ш.: совершенствование учебно-воспитательной работы в школе; охрана, пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края; проведение культурно-просветительской работы как среди учащихся, их родителей, так и среди местного населения.

Подробнее

МУЗЫКА В СЕМЬЕ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 9930

«Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано... Я часто певал с ним вместе; затем и сам начал подбирать на фортепиано слышанные от него пьесы с гармонией»,— вспоминал Н. А. Римский-Корсаков.
Этот пример — лучшая иллюстрация того, сколь благотворны были в России традиции с домашнего музицирования». Практически у всех людей знакомство с музыкальным искусством — будь то пение, танец или игра на инструменте — начиналось в семье.
Из поколения в поколение души людей питал фольклор, заменявший крестьянину оперу или симфонические концерты. Дети, услышав первые колыбельные, подрастая, вскоре сами начинали петь веснянки, колядки, запевки, считалки, слушали пение взрослых, слушали, как звучали егорьевские песни на первый выгон скота, как «музыкально» плакали на могилах. И не было для крестьянских детей лучшего учителя музыки, чем сами народная песня и обряд. А путь к ним начинался в избе, от песен и причетов бабушки.

Подробнее

Семья.)

Словарь семейного воспитания

» Центр Начало
Адрес: ул. Некрасова д.2Телефон: 8-910-224-83-74Время работы: с 8.00 до 21.00

» Дейл Карнеги - отец забывает
Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в ...

» Младенческий возраст
«Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».(Альберт Эйнштейн)• Режим сна• Вскармливание грудью• Правильное питание кормящей матери• Гигиена ребенка&bu ...