Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_347.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ

АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ


В широком смысле — это влияние родителей на своих детей, в узком — один из видов осуществления власти, воздействия старших на младших членов семьи Иными словами, это духовное воздейст вне родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительно-доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.
Речь об А. р. можно вести только тогда, когда в семье занимаются воспитанием детей, заботятся об удовлетворении их насущных потребностей, защищают от бед и неприятностей. Рели родители отказываются от выполнения своих обязанностей по отношению к де тям, ведут аморальный образ жизни, они надолго, а нередко и навсегда теряют уважение, авторитет в глазах собственных детей с самых ранних лет их жизни. Известна истина: родителей не выбирают. И продолжительное время отец, мать, их советы, требования авторитетны для дошкольника, младшего школьника в силу родственных чувств. Однако в подростковом возрасте А. р. прежде всего основывается на добровольном признании подростками личностного превосходства родителей. Но если в семье намеренно подчеркивают зависимое положение детей, требуют чрезмерного поклонения, послушания, то в таких семьях начинает преобладать властвование родителей, то есть предъявление требований в форме приказа. Негативная сторона авторитарного вое питания заключается в том, что оно требует слепого, безоговорочного подчинения, выполнения требований взрос лого без осознанного их понимания детьми.
Подлинный А. р. можно завоевать лишь в результате постоянной, настойчивой и успешной работы над собой. Он основывается на трезвой оценке своих знаний, умении создать доверительные, уважительные отношения в семье. Это труд упорный, требующий терпения, тактичности. Эффективность его зависит от характера отношений с детьми, понимания их интересов. Ведь многие конфликтные ситуации в семье—плод невнимания, недопонимания, а иногда и прямого нежелания родителей считаться с мнением детей, их трудностями, активным стремлением к само стоятельности. А. р. теряется во много раз быггрп1. чем приобретается. Иногда достаточно одного неверного действия, грубости, нетактичного поведения, чтобы надолго потерять доверие ребенка.
Весьма сложным в семейном воспитании является период вступления школьника в подростковый возраст, когда в полной мере проявляется критическое отношение к окружающим, происходит осмысление и переоценка ценностей. И прежде всего этой переоценке подвергаются родители. Возрастной негативизм особенно остро ощутим в так называемых авторитарных семьях, где оба или один из родителей отличаются властностью, повышенной требовательностью и строгостью. В таких семвях возрастной кризис провоцирует отчуждение в отношениях, причем нередко конфликты приобретают формы взаимного ожесточения. Подростки и старшеклассники не воспринимают авторитаризм в любых его видах и проявлениях. На вязы на и ие культа родительской власти снижает силу внушения и воздействия на личность.
Другой важной причиной потери А. р. в этот период является их равнодушие к делам и проблемам растущего человека. Дети могут простить родителям и некоторую необъективность, н чрезмерную строгость, и многое другое (если они уверены, что их любят), но никогда не простят равнодушия н черствости.
Доверие к родителям возникает тогда, когда дети уверены в справедливости, объективности, доброте старших, стремятся подражать им. Признание умственного, духовного и морального превосходства родителей не всегда носит глубоко осознанный характер. Чаще всего это эмоциональное отношение, подкрепленное чувством любви и уважения. В семье, где господствует А. р., а не авторитарный способ обоснования нравственных требований, дети избавлены от многих горестных страхов. Подчеркнем, авторитет отца и матери, имея единые нравственные основы, несколько различается по характеру влияния на ребенка. Сила материнского внушения в таких личностных качествах, как доброта, нежность, ласковость, желание и умение понять, защитить. По оцен ке самих ш кол ьн и ков, отца они уважают, если он в меру строг, требователен, справедлив, может дать хороший совет, правильно оценить поступок, показать, объяснить, как сделать техническую самоделку, помочь в работе.
А. р. во многом зависит от характера их личных взаимоотношений, соблюдения единых требований в воспитании, соответствия слова н дела. Плохо, когда и семье царит культ отца или культ матери, если один из них в присутствии детей отменяет просьбу или требование другого, высмеивает поведение, обличает во лжи. Это в равной мере сказывается на отношении детей и к отцу, и к матери, вызывает недоброжелательность к обоим. Ребенок вынужден скрывать свои неприятные чувства к родителям, приспосабливаться, искать более выигрышные формы поведения, что нередко приводит к аморальным поступкам Случается, что родители любит много обещать, а потом не выполняют своих намерений. А это приводит к тому, что дети перестают верить в справедливость, честность старших и считают возможным для себя поступать так ж*1. Разрыв между словом и делом наносит большой ущерб не только личному А. р., но и нравственному, трудовому воспитанию детей.
А. р. органически связан с их личным примером и приобретает воспитательное значение лишь при наличии истинного признания детьми роли отца и матери. Названные факторы взаимосвязаны, взаимодействуют, повышают воспитательный потенциал семейного и школьного воспитания.
См. также: Авторитаризм; Негативизм детский; Страхи детские.