Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_354.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > АЛЬТРУИЗМ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ


Нравственный принцип, в соответствии с которым человек испытывает симпатию к другим людям (не обязательно только к родным и близким), стремится оказать нм помощь, переживает их горести, как свои, готов пожертвовать своим покоем, достатком, временем, своими интересами ради них. Противоположный принцип и качество личности — эгоцентризм. Нейтрализовать эгоцентризм можно путем воспитания противоположного ему А. Русский психолог А. Ф. Лазурский {1874—1917) выделял несколько типов альтруистического поведения. Например, известный в XIX веке русский доктор Ф. П. Гааз, посвятивший свою жизнь активной помощи арестантам, был волевым и деятельным человеком; глубокая вера в возможность нравственного перерождения человечества подвигла на самоотверженный труд великого педагога Песталоцци; горячая любовь к людям в сочетании с расчетливостью и практичностью заставили Роберта Оуэна всю свою энергию отдать беднякам, создавать для них новые формы организации труда.
Яркие примеры А. содержат жизнь и деятельность К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина н других пролетарских революционеров. В. И. Ленин постоянно заботился о товарищах по борьбе, о детях. Находясь в СедлецкоЙ тюрьме.
Ф. Э. Дзержинский на своих плечах выносил на прогулку заболевшего товарища по заключению, чем надорвал свое и без того нездоровое сердце. Но жизнь и деятельность борцов за освобождение трудящихся неправильно было бы свести лишь к проявлениям А. Помогая близким, они главным образом направляли свои усилия на изменение всего общества в целом, на благо всего народа.
В семье у ребенка закладываются основы А. Развитие А. начинается с первых проявлений заботы о близких. Если эти естественные движения души ребенка встречают поддержку, происходит закрепление мотивации и навыков альтруистического поведения. В последующем, ближе к подростковому возрасту, ребенку полезно подробнее объяснить смысл любовного, заботливого отношения людей дру,г к другу, рассказывать о великих альтруистах — Л. Н. Толстом, А. П. Чехове, Н. Ф. Федорове, Ф. П. Гаазе, М. Ганди, А. Швейцере, борцах за дело трудового народа. Дети должны знать к примеры А., проявляемого нашими современниками, такими, как Антонина Павловна Хлебуш-кнна, за 45 лет директорства в детдоме Ташкента вырастившая более трех тысяч ребятишек, или Асгат Галимзянович Галимзянов, возчик из Казани, перечисляющий все деньги (н немалые!), заработанные индивидуальной трудовой деятельностью, детским домам, сиротам.
Особенно ярко проявляется А. в моменты стихийных бедствий. Люди всего земного шара самоотверженно пришли на помощь трагически пострадавшему во время землетрясения народу Армении.
Надо постоянно добиваться того, чтобы ребенок ощущал глубокое удовлетворение от проявления доброго отношения к людям. Главный враг А.— равнодушие, проявления которого у ребенка нецелесообразно оставлять без внимания. Родители должны поощрять отзывчивость ребенка, участие его в добрых делах.
См. также: Мотивы; Ценностные ориентации; Эгоцентризм.