Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_355.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ


Имеют такие отклонения от нормального психического или физического развития, преодоление последствий которых требует применения специальных коррек-цйонно-воспитательных (а в ряде случаев и лечебных) мероприятий.
К А. д. относятся дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие), зрения (слепые и слабовидящие), речи, расстройством опорно-двигательного аппарата, умственно отсталые, с различными сложными дефектами (слепо-глухие, глухие и одновременно умственно отсталые и др.). Особую группу составляют дети с задержкой психического развития, так как эта аномалия является временной и наблюдается только в детском и подростковом возрасте.
Причинами дефектов психического н физического развития у А. д. могут быть наследственные заболевания, заболевания матери во время беременности, повреждения плода, родовые травмы н заболевания ребенка в раннем детстве.
У А. д. разных категорий наблюдаются специфические особенности, связанные с дефектом, однако имеются и особенности, общие для всех аномалий развития (например, трудности взаимодействия с окружающей средой, замедление процессов приема и переработки информации, недостатки в развитии речи).
У А. д. отмечаются трудности в формировании разных видов деятельности, начиная с участия в играх в дошкольном возрасте. Эти трудности преодолеваются путем организации возможно более раннего специального обучения, а затруднения, связанные с трудовой деятельностью и трудоустройством,— путем специальной трудовой подготовки и применения различных технических средств.
Все эти задачи реализуются в системе специальных учебно-воспитательных учреждений для А. д. Эта система включает дошкольные учреждения (ясли-сады и детские сады), школы, школы-интернаты для А. д. всех категорий, вечерние школы для взрослых с дефектами слуха и зрения, учебно-производственные предприятия.
А. д. в специальных детских садах и школах (школах-интернатах) находятся на полном государственном обеспечении.
Специальные школы для А. д. всех категорий (за исключением вспомогательных школ, где обучаются умственно отсталые дети) дают своим воспитанникам образование в объеме массовой неполной средней или средней школы, но за более длительный срок обучения. Так, например, за 12 лет обучения глухие получают неполное среднее образование. Число учеников в классах школ для А. д. меньшее, чем в обычных школах. Важным разделом программ всех специальных школ является трудовая и профессиональная подготовка, которая строится с учетом особенностей и возможностей А. д. каждой категории. Школы для А. д. располагают специальными техническими средствами. Такая система обучения, с одной стороны, позволяет выпускникам специальных школ продолжать обучение в учебных заведениях массовой системы образования (ПТУ, техникумах, вузах), с другой стороны, обеспечивает возможность лицам с дефектами развития стать полноценными членами общества, участвующими как в трудовой, так н в других видах деятельности. Они пользуются правами всех остальных граждан страны.
См. также: Дефектология.