Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_374.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ВНИМАНИЕ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ВНИМАНИЕ

ВНИМАНИЕ


Это важнейшее свойство всякой умственной и практической деятельности. Когда человек умеет сосредоточиться на том, что делает, когда он быстро улавливает и учитывает то, что происходит вокруг, мы говорим: человек внимательный, с развитым В. Если же человек постоянно отвлекается по несущественным поводам и пропускает мимо ушей то, что важно, мы говорим о слабости В., 'о рассеянности.
Если мы хотим вырастить счастлнвого человека, которому будет легко и радостно выполнять всякую работу, требующую умственного напряжения, мы должны с первых месяцев жизни ребенка тренировать его В.
Вначале у ребенка В. совсем неразвито: яркий признак этого — блуждающий взгляд. Но уже в два-три месяца появляется зрительное сосредоточение на объекте — на яркой игрушке, на лице взрослого человека, который ухаживает за ребенком. На этом этапе В. ребенка зависит от того, как организована вокруг него среда. Множество разнообразных по форме и цвету вещей помогает развивать способность к сосредоточению В., тогда как однообразная обстановка мешает развитию В. Родители должны периодически менять «декорации» в кроватке у грудного ребенка, в манеже и вокруг него. Но главный путь развития В.— это общение.
До развития речи В. ребенка целиком является непроизвольным. Но с овладением первыми словами и отдельными жестами наступает новая эпоха в развитии В.— появляется произвольное В. Взрослые могут ускорить и помочь развитию произвольного внимания: например, называть много раз игрушку одновременно с показом, а потом задерживать показ. Если ребенок поворачивается в ту сторону, где появлялась игрушка, это значит, что у него появляются зачатки произвольного В. Потом ребенок сам произносит название игрушки (пусть не слишком членораздельно, это пока неважно!). Нужно ему тут же ее показать там, где он ее ожидает. Своим собственным словом ребенок сам направляет свое В. Это и есть способность произвольного В.
Если взрослые мало занимаются с грудным ребенком, то развитие В. задерживается. Ребенок, лишенный общения н грудном возрасте, нередко отстает в умственном развитии и вырастает умственно неполноценным.
У школьников и младших школьников непроизвольное В. развито сильнее, чем произвольное. Легко сосредоточиться на красочных и подвижных картинках (отсюда такая популярность «мультиков»), но трудно на «скучном» тексте без картинок. Надо предостеречь родителей — чрезмерное увлечение телевизором задерживает развитие произвольного В.: ведь сам ребенок пассивен и только реагирует на то, что творится на экране. Лучшие стимулы — подвижные игры, лепка, рисование, конструирование.
При обучении письму и чтению от ребенка требуются большие усилия В.— ведь кругом столько отвлекающих вещей. Мешают и впечатления от игр, только что просмотренных фильмов. Не стоит заставлять ребенка читать и писать, когда вы видите, что он «под впечатлением»,— пусть освободится от своих переживаний: вылепит или нарисует злого волшебника, пирата, ракету. Пусть ребенок работает малыми порциями (по 10—15 минут), но с полным сосредоточением. Это лучше, чем рассеянное многочасовое сидение за книжкой или тетрадкой.
Родители должны проявлять терпение и понимание причин повышенной рассеянности ребенка — эти явления для детей естественны. Окрик, угроза, наказание только ухудшают дело.
Важные частные способности В. (кроме сосредоточения) — это способности к распределению и переключению. Тут мы — взрослые — должны быть чуткими к индивидуальности ребенка: у одних детей быстро развивается способность к сосредоточенности, но плохая пере-ключаемость (то никак книжку в руки не может взять, то, наоборот, не оторвешь), другие же легко переключаются, но плохо сосредоточиваются. Эффективными тренажерами В. с распространением бытовых компьютеров являются компьютерные игры. Когда ребенок смотрит на экран и управляет только своим «героем», не отвлекаясь на другие подвижные объекты, развивается сосредоточение. Когда приходится одновременно отслеживать перемещение «героя» и «врага» в разных частях экрана, то происходит тренировка распределения В, Когда ребенку надо быстро переключаться с одной игровой ситуации («избегание») на другую («преследование»), то происходит тренировка переключаемостн.
Но бесконтрольное увлечение телепередачами, телеиграми, конечно, приводит к другой крайности — у ребенка утрачивается элементарная чуткость к окружающим — их просьбам, обращениям, не говоря уже о настроении и более тонких нюансах.
См. также: Дошкольник; Младший школьник; Рассеянность; Телевидение и дети.