Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_381.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ВОСПРИЯТИЕ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ВОСПРИЯТИЕ

ВОСПРИЯТИЕ


Это психическая активность, имеющая целью создание образа объектов, непосредственно воздействующих нз органы чувств в данный момент. В.— не зеркальное пассивное отражение того, что воздействует в данный момент на органы чувств, а деятельность, которая именуется перцептивной {от лат. перцепция — восприятие). Образы В. создаются на основе прошлого опыта, с которым сличаются впечатления, получаемые от окружения. Процесс В. представляет собою последовательные акты выдвижения предположений и их проверки для ответа на вопрос «Что это?». Так как этот процесс протекает привычно и автоматически и отчетливо не осознается, то кажется, что В. похоже на простое зеркальное отражение.
Острота, полнота, быстрота, точность В. зависят от опыта, тренировки н могут быть развиты упражнениями. Эмоциональная насыщенность воспринимаемых объектов связана с теми переживаниями, которыми сопровождается образ В. Если объекты часто воспринимались в сочетании с неприятными ощущениями и переживаниями, то образы этих объектов начинают самостоятельно вызывать неприятные переживания и наоборот. В., таким образом, оказывает сильное влияние на настроение к чувства человека. Если В. ситуации и предметов, связанных с учением, выполнение домашних заданий связываются у ребенка с неприятными переживаниями, чувством беспомощности, вины, неудачи, обиды, то при достаточно частом повторении этого формируется отрицательное отношение к учению, а иногда даже отвращение.
В. носит целостный характер, оно внутренне упорядочено. Например, три произвольно расположенные точки мы склонны воспринимать как стреу-гольник» в соответствии с некоторым имеющимся в памяти образцом. Тенденция внутреннего' упорядочивания воспринимаемых впечатлений определяется характером воображения или основными особенностями личности. Так, агрессивный человек в неопределенных пятнах на облике луны увидит сцены борьбы, а влюбленный увидит совсем иное. Поэтому ошибки В. часто могут происходить от направленности личности, от ее желаний, что особенно заметно в В. поведения других. Враждебно настроенный отец может видеть у сына только отрицательные черты характера, а преданная мать — только положительные. В. носит избирательный характер, это проявляется в том, что мы обычно замечаем только то, что нам нужно или желательно.
Постоянство образа В. называют константностью. Постоянство размера, строения, формы предмета сохраняется, несмотря на то, что в каждый отдельный момент на сетчатке глаз воздействия различны, в зависимости от расстояния, положения предмета. Константность осуществляется в результате постоянно действующего процесса «настройки» и регуляции процесса В. Свойства константности В. вырабатываются еще в раннем детстве и к этому, скорее всего, есть генетическая предрасположенность. Постоянство размера и формы, например, образуется в процессе ощупывания ребенком игрушки н одновременного ее рассматривания. Приоритет отдается прикосновению рук. Прикосновение — филогенетически более древнее ощущение, чем зрение. Полнота В. является условием нормального развития ребенка. Детеныши обезьян, которых выращивали в информационно обедненной среде, отставали в своем развитии. Длительное лишение В. вызывает даже у здорового человека галлюцинации, что свидетельствует о том, что для нормальной жизнедеятельности человека требуется некоторый оптимальный уровень насыщенности жизни образами В. окружающей среды.
Полнота, объем и точность В. оказывают влияние на эффективность любой деятельности. Поэтому родители должны тренировать В. детей, стремясь выработать у них способность за короткое время увидеть больше н воспроизвести точнее любой набор предметов. Треннровка В. происходит одновременно с совершенствованием памяти. То, что мы однажды увидели и помним, при повторном В. будет отражено точнее и быстрее.
См. также: Активность ребенка; Наблюдательность.