Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_382.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ВЫБОР ПРОФЕССИИ

ВЫБОР ПРОФЕССИИ


Это определение человеком области приложения физических и духовных сил в конкрет-ной сфере трудовой деятельности. В. п.— проектирование трудового и в значительной мере жизненного пути — в немалой степени определяет смысл жиэнн, ее успешность. Как об этом ска-зал К- Маркс: «Они (профессии) могут • осчастливить того, кто имеет к ним призвание, но они обрекают на гибель того, кто принялся за них поспешно, необдуманно, поддавшись моменту». 3. п. небезразличен и для государства: от его обоснованности зависят рост творческого потенциала общества, повышение производительности труда, уменьшение текучести кадров. Чтобы в юном возрасте из многих тысяч профессий выбрать одну, нужно отнестись к этому очень ответственно, иметь представление о научных основах В. п. В этом учащимся поможет освоение общеобразовательных предметов, непосредственное участие в общественно полезном, производительном труде, занятия в кружках и клубах по интересам.
В В. п. необходима руководствоваться правилом, что не только человек предъявляет требования к профессии, но и профессия — к человеку. Взаимное соответствие человека и его профессии называют профессиональной пригодностью. Профессиональная пригодность — не врожденное качества Она формируется в трудовой деятельности. В труде не только формируются склонности, способности к определенной профессиональной деятельности, развиваются профессиональные восприятие, память и мышление, но и складывается определенный тип поведения человека, его коллективистская направленность, требовательность, чувство долга и другие качества личности.
Большинство профессий не предъявляет абсолютных требований к человеку в отношении пригодности: отсутствие каких-либо необходимых качеств, свойств, способностей может быть компенсировано развитием других. Абсолютная пригодность необходима представителям профессий, работа которых связана с возможностью возникновения неожиданных ситуаций, опасных для здоровья и жизни людей (летчик, хирург, оператор энергосистем и др.). То же можно сказать и о профессиях, связанных с искусством: если, например, у человека нет способностей к изобразительной деятельности, то он вряд ли станет настоящим художником, архитектором, скульптором.
Бывает и так, что подросток выбрал профессию, она ему нравится, соответствует его интересам. Однако, включившись в реальные профессиональные условия, человек понимает, что это не его область деятельности. В этом случае не надо отчаиваться, нецелесообразно н затягивать пребывание в данном учебном заведении или на рабочем посту. Иначе последуют более серьезные разочарования. Необходимо продолжить поиск приложения своих способностей, мобилизовать волю, так как потребуется преодолеть и трудности.
Итак, обдумывая В. п., необходимо объективно оценить свои интересы, склонности, способности, заниматься самовоспитанием, формируя характер, силу воли. Развивать профессиональные способности никогда не поздно, но лучше начинать со школьной скамьи. Первый шаг к этой работе — составление перечня тех качеств, которые нужно в себе укреплять и развивать, а также тех, которые важно преодолеть. Критическая оценка своих способностей, нравственных качеств позволяет человеку при В. п. правильно соотнести свои возможности с требованиями, предъявляемыми профессией.
Для В. п. очень важен тактичный совет родителей, основанный на глубокой знании индивидуальных особенностей (интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья) ребенка, традиций семьи.
См. также: Базовое предприятие; Индивидуальность; Интерес; Призвание; Склонности; Способности.