Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_389.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ДЕВОЧКА: ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ДЕВОЧКА: ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ

ДЕВОЧКА: ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ


Самой природой Д. предопределена высокая миссия — стать в будущем матерью. С раннего детства это отражается в особенностях ее поведения, специфике интересов, выборе игр. Она баюкает своих кукол, одевает, купает их, возит в коляске, готовит для них еду н устраивает уютное жилище. Если в семье есть дети младше ее, она наставляет их, опекает, заботится о них. Правда, это стремление к попечительству иногда принимает характер диктата. В школьные годы плохо приходится мальчикам, если за их проработку берется на пионерском сборе состоящий, как правило, из Д. актив.
Д. послушнее, старательнее, аккуратнее мальчиков. Они легче приспосабливаются к обстоятельствам. Они стремятся произвести на "взрослых самое благоприятное впечатление, охотно обращаются к ним за помощью, любят пожаловаться. Если дочка жалуется на брата, не спешите наказывать своего сына: учитывайте склонность Д. к преувеличениям, вызванным их повышенной эмоциональностью.
Д. исполнительны, но у них меньше исследовательского интереса к жизни, чем у мальчиков. Они, как правило, не станут ломать игрушку, чтобы узнать ее устройство. Попав в незнакомую обстановку, они нередко теряются, испытывают чувство настороженности и страха. Они более внушаемы и доверчивы, чем мальчики, у них легче вызвать сострадание, войти 'к ним в доверие и обмануть их.
Д. в большинстве своем любят читать художественную литературу, стихи, увлекаются гуманитарными предметами, проявляя гораздо меньший интерес к математике, физике, хнмнн, техническому творчеству. Их мышление отличается большей конкретностью: чтобы убедиться или убедить кого-либо в правильности того или иного положения, они пробуют приложить его к конкретности повседневной жизни, тогда как мальчики более склонны доказывать свою правоту путем обоснования логичности своей мысли. Д. заметно уступают мальчикам в абстрактно-логическом мышлении, но зато превосходят их в образном, художественном восприятии мира.
В начальных классах Д. учатся чаще всего лучше мальчиков, но это превосходство в учебе часто оказывается недолговечным: в старших классах мальчики начинают обгонять многих из них. Отстают те Д., у которых из-за их послушания, готовности к подражанию формируется в основном исполнительская активность, а не творческая. Поэтому необходимо родителям вместе с учителями больше внимания уделять развитию творческого мышления Д.
Д. в основном держится возле мамы, и ее легче научить работе по дому. Накрывается стол к приходу гостей — помогай, дочка, учись. Многие полезные навыки можно передать Д., пока она жаждет общаться с родителями,— вязать, шить, печь пироги. Все это ей пригодится как будущей хозяйке дома.
Не будем забывать, что дочке, когда она вырастет и выйдет замуж, предстоит стать эмоциональным лидером семьи. А потому постараемся развить такие ее качества, как мягкость, справедливость, восприимчивость к прекрасному, искренность. Но ничто не сделает ее приветливой и сердечной, если нет таких черт у матери. Дорого расплачиваются дочки за дурные привычки своих матерей: у сварливой матери вырастают такие же неуживчивые дочки, а это нередко разрушает в будущем их личное счастье. Ведь судьба во многом определяется характером человека. и если характер у дочки и мамы схож, если они придерживаются одинаковых взглядов на жизнь, если у обеих одинаковый идеал избранника, то стоит ли удивляться, что ошибки матери становятся позже ошибками дочери — равным образом, как н ее успехи, удачи.
Воспитывая Д., важно учитывать, что физиологическое созревание у нее наступает раньше, чем у мальчиков. Раньше появляются сложные формы самосознания. И. Кон отмечает, что у Д. на полтора-два года раньше, чем у мальчиков, возникает потребность в глубокой интимной дружбе, н девичья дружба более эмоциональна. Девнчьн критерии дружбы тоньше, они более насыщены психологическими мотивами, чем юношеские. Д. особенно остро нуждаются в понимании, в сочувствии, сопереживании. Они имеют в среднем меньше близких друзей своего пола, чем мальчики, а те, у кого есть несколько близких подруг, предпочитают встречаться не сразу со всеми, а порознь. Девушки' придают большее значение межличностным отношениям и более склонны к самораскрытию. У старшеклассницы появляется потребность в психологической близости с юношей, чувственность рождается значительно позже. Девушка нуждается в нежности, проявляет большую чувствительность к тонким психологическим нюансам во взаимоотношениях.
Общение родителей с дочерью требует особого такта, понимания, бережного отношения. В силу повышенной эмоциональности Д. ранимы, обидчивы. Д. долго не может простить грубости, хотя н будет пытаться это скрыть. Даже маленькая несправедливость, которая для мальчика осталась бы незамеченной, Д. заставляет глубоко страдать.
В целом воспитание Д. дело не простое, его недостатки тут сказываются весьма болезненно.
Скромность, мягкость, сдержанность-; как важно беречь и лелеять эти девичьи черты! Тонкая эмоциональность, способность жить больше. сердцем, чем умом, умение сочувствовать — все это поможет Д. в будущем сохранить семью, удержать в доме счастье. И еще — надо воспитывать уважение к мужчине просто потому, что он мужчина. Недостаток этого качества у многих, современных девушек унижает их самих.
Для многих родителей самым тревожным периодом становится пора первой девичьей любви. И напрасно. Чем более интеллектуально н духовно развита Д.. тем раньше она оказывается способна на это сложное чувство. Но истинная первая любовь настолько возвышенна* н благородна, что она бережет от всего дурного. Установлено: девушка/ которая пережила чувство любви, будет всю жизнь избегать легких отношений, случайных связей, она будет искать именно это прекрасное душевное состояние, высоко поднимающее человека" над обыденной жизнью.
«Все в ней гармония, все диво»,— сказал поэт. Именно таким воплощением гармонии, обаяния, внешней и внутренней красоты будет девушка, если она с детства живет богатой духовной жизнью, если разносторонни ее интересы — познавательные, эстетические, общественные.
См. также: Дошкольник; Женственность; Культура поведения; Младший школьник; Материнство; Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни; Подросток; Юность.