Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_391.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ДЕЛОВИТОСТЬ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ДЕЛОВИТОСТЬ

ДЕЛОВИТОСТЬ


Высокая организованность и инициативность человека, обусловленная его индивидуально-психологическими особенностями, нравственными качествами, мировоззрением и компетентностью. Деловитый человек четко и рационально планирует свою деятельность; проявляя целеустремленность и настойчивость, достигает больших результатов при меньших затратах сил, средств и времени. Д. не имеет ничего общего с делячеством, противостоит инертности и иждивенчеству, отрицает суетливость, несобранность, недисциплинированность. В условиях перестройки наше общество эаинтересовано в людях деловитых, энергичных, которые могут н хотят смело идти вперед и добиваться успеха,
Организованность и инициативность детей воспитываются в семье: в ней формируется характер растущего человека, развиваются его способности н воля, рождается чувство долга и ответственности, сознательного отношения к труду, т. е. вырабатываются те качества, которые олицетворяют Д. личности.
На воспитание у детей Д. влияют прежде всего пример родителей и педагогически целесообразная организация уклада жнзни семьи: гражданственность, производственная и общественная активность старших, их умение не размениваться на мелочи, видеть главное, оперативно решать поставленные вопросы, разумно распределять семей-но-бытовые обязанности, планировать труд и отдых с учетом возможностей, потребностей и склонностей каждого члена семьи. Неукоснительное выполнение совместно установленного распорядка способствует формированию у детей  исполнительности, прилежности, инициативности, готовности отказываться от сиюминутных удовольствий в интересах общего" дела.
Родителям младших школьников следует особое внимание уделять воспитанию дисциплинированности. Речь идет не просто о послушании, а о сознательной дисциплине, которая должна стать нормой поведения ребенка. Важно, как утверждал А, С. Макаренко, чтобы ребенок не только понимал, для чего и почему -нужно выполнить тот или иной приказ, но чтобы он н сам стремился выполнить его как можно лучше. Воспитанию Д. способствуют четкие и продуманные требования к ребенку, выработка у него навыков рациональной организации труда, своевременный контроль за выполнением порученного дела. В подростковом и юношеском возрасте на передний план выступают задачи воспитания инициативности,, самостоятельности н социальной активности. Этот период сопряжен у ребят со значительными трудностями, связанными с новыми условиями н ритмом жизни. Усложнились учебные и общественные обязанности, теперь необходимо намного больше времени, следовательно, приходится изменять привычный распорядок дня. Все чаще возникают ситуации, в которых требуется проявлять Д., решительность, принципиальность, требовательность к себе. В это время ребята очень нуждаются в моральной поддержке родителей, в их советах, умении найти выход из, казалось бы, безвыходного положения, способности вселить уверенность в собственные силы.
См. также; Дисциплинированность; Иждивенчество; Инициативность.