Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА


Собирает и хранит произведения печати для общественного пользования в соответствии с возрастными особенностями юных читателей. Детская библиотека призвана прививать читателям с помощью книги высокие идейно-нравственные качества, эстетический вкус, трудолюбие, стремление к знаниям, воспитывать патриотизм, интернационализм.
Читатели Д. б.— дети и подростки до 15 лет. Сложилась традиционная I дифференциация в обслуживании читателей — дошкольников и младших школьников (1—4 классы) и читателей среднего школьного возраста (5—8 . классы). Библиотека доступна также для руководителей детского чтения — педагогов, пионервожатых, воспнтате-г лей детских садов, родителей. Вместе с ними, используя возможности семьи и школьных библиотек, Д. б. помогает : читателям-малышам овладевать навыками техники и культуры чтения, первоначального накопления книжной информации.
В работе с читателя ми-под ростка ми г учитываются расширяющиеся нравственно-этические запросы, интерес к ис-Ц: торическим событиям, общественным «; явлениям, судьбам людей. Ребята ищут (ответы на вопросы о дружбе, счастье, научных открытиях, изобретениях. Об Г этом они узнают из художественной н Г научно-познавательной литературы, полученной из рук внимательного библиотекаря.
Для ребенка большое значение имеет
(первая, устроенная библиотекарем и родителями, встреча с библиотекой юному читателю показывают увлекательные книги, рассказывают об их истории, с ним беседуют о прочитанном.
В Д. б. идет непрерывный процесс изучения читателя-ребенка как личности, позволяющий лучше знать мотивы и пристрастия его чтения, развивать н-х.
Читатели Д. б. учатся разбираться в литературном потоке, усваивают биб-лиотечно-библиографические правила ориентации в мире книг (в библиотечном фонде, в справочно-библиографи-ческом аппарате библиотеки). Овладев навыками пользования библиотекой, юный читатель находит самый близкий путь к удовлетворению своих духовных устремлений.
Успех в работе с детьми зависит от сочетания индивидуального подхода с групповыми формами, развивающими читательскую активность. Для малышей организуются кружки, где они проявляют творческое начало, познают тайны печатного слова. Часто библиотечное обслуживание принимает формы, создающие праздничное настроение: посвящение в читатели, карнавал любимых героев, викторины «Из какой мы сказки ?», утренники «Сказки моей Родины», «В гостях у сказки» н др.
Учащиеся начальных классов и подростки занимаются в клубах по интересам «Друзья книги», «Алые паруса», «Природа и фантазия», участвуют в конкурсах чтецов, литературных играх, читательских конференциях, встречах с поэтами и писателями. Такая разнообразная деятельность обогащает детей духовно, отвлекает от нежелательного влияния. Задача родителей — быть добрыми помощниками Д. б., приобщать детей к освоению ее ценностей.
См. также: Сказка; Чтение детское.