Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_395.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ДЕФЕКТОЛОГИЯ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ДЕФЕКТОЛОГИЯ

ДЕФЕКТОЛОГИЯ


Область науки, охватывающая проблемы всестороннего изучения, воспитания, образования и подготовки к труду лиц с нарушениями физического и умственного развития, прежде всего — аномальных детей. Д. включает разные отрасли специальной педагогики, занимающиеся вопросами воспитания и обучения лиц с недостатками зрения (тифлопедагогика), слуха (сурдопедагогика), умственного развития (олигофренопедагогика), а также вопросами воспитания н обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и со сложными дефектами (например, сочетание слепоты и глухоты). В Д. входит специальная психология, изучающая психическое развитие и психологические особенности лиц с физическими и умственными дефектами.
Д. охватывает также клинические аспекты и патофизиологию аномалий развития и вопросы разработки специальной техники — средств обучения н приспособлений для облегчения труда и быта лиц с дефектами слуха, зрения, двигательного аппарата.
Д. основывается на методологических принципах современной педагогики и психологии, на понимании двоякой (биологической и социальной) обусловленности аномального развития, Комплексный характер Д. определяет разнообразие применяемых в ней методов исследований: наблюдение, анализ продуктов деятельности, педагогический н психологический эксперимент (естественный н лабораторный, групповой и индивидуальный, констатирующий н формирующий), клинический метод, физиологический эксперимент и др. Д. тесно связана с общей педагогикой, общей и возрастной психологией, пато-н нейропсихологией, невропатологией и психиатрией, офтальмологией н оториноларингологией, нейрофизиологией и генетикой, данные которых она широко использует.
В стране создана дифференцированная система обучения н воспитания аномальных детей, включающая дошкольные учреждения н школы, обеспечивающие им адекватное их возможностям полноценное активное участие в жизни общества.
См. также: Аномальные дети; Специальная общеобразовательная школа.