Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_399.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ


Это организация учебных занятий, направленная на ликвидацию уравниловки, на развитие природных дарований, склонностей и интересов учеников, на своевременное и полное выявление их творческих возможностей. Это система профильных учебных заведений н классов на базе средних школ, каждое из которых имеет свою предметную специализацию, а все вместе располагают широким спектром современных научных и прикладных дисциплин, что позволяет ученикам получить по избранному профилю основательную подготовку, а школам воспитать действительно увлеченных избранным делом, проявивших незаурядные способности - целеустремленных молодых людей.
За Д. о. в последние годы настойчиво выступали самые широкие слои нашего общества: ученые, деятели культуры и искусства, производственники, педагоги. Все активней становилась позиция родителей, большинство которых решительно поддержало идею Д. о.
Для динамичного развития науки, экономики, культуры будет расширяться сеть различных специализированных учебных заведений для детей шкального возраста: школы в составе 10— 11-х классов — с углубленным изучением предметов, куда ученики будут приходить после девяти лет занятий по обычным учебным программам; школы-интернаты — главным образом для ребят из отдаленных районов н сельской местности; классы и группы с дифференцированной учебной подготовкой, большое количество которых будет организовано в рамках массовых средних школ, особенна там, где имеется несколько параллельных старших классов. Ставится также задача создать специализированные детские школы при всех университетах и других вузах, при каждом крупном научном центре и творческом союзе страны.
Обучение ребят а таких школах и классах будет вестись но специально разработанным учебным планам, программам и учебникам, занятия будут проводить не только квалифицированные учителя, но и преподаватели вузов, ведущие ученые, как это делается, например, в школах при МГУ, ЛГУ, Новосибирском университете и некоторых других вузах. Гораздо разнообразнее и богаче станут и сами направления специализации, Так, в <языковых» школах (где сейчас особенно котируется англоязычие) получат распространение редкие пока для наших учеников восточные языки: китайский, японский, арабский, хинди и др. (потребность в специалистах, владеющих ими, быстро растет по мере развития наших зарубежных экономических, торговых, научных н культурных связей). Стране нужны также (и они создаются) учебные заведения, ориентированные на изучение школьниками наиболее перспективных естественнонаучных и социально-экономических проблем, отечественной и мировой культуры, искусства, различных гуманитарных отраслей знания.
Отбор в такие школы и классы осуществляется в основном по итогам специальных конкурсов н собеседований, авторитетные суждения в каждом конкретном случае выносят не только педагоги, но и представители науки, производства, творческих союзов и т. д. Но как бы бурно ни развивались специализированные школы, всех проблем Д. о. они решить не в состоянии. Поэтому принцип дифференциации будет активно применен и в учебном процессе обычных средних школ. Значительную часть учебного времени (до 30%) ученики старших классов станут тратить на освоение предметов по собственному выбору, чего раньше в массовой школе не было, поскольку все учебные дисциплины считались в ней строго обязательными. Новый подход даст школьникам возможность углубить знания в избранной, лично интересующей их отрасли. Дифференциация, несомненно, обяжет всех преподавателей шире использовать в старших классах активные и традиционные формы обучения, включая семинарские занятия, творческие самостоятельные работы, диспуты и т. д. Ведь главные общеобразовательные цели у обычных средних и специализированных школ, в сущности, одни и те же: как можно полней выявить природные задатки учеников, помочь выработать им самостоятельное мышление и исследовательские навыки. Именно этому и должна служить Д. о. Осуществляться она будет через разноуровневые программы, всевозможные кружки, факультативы и другие занятия детей по интересам, организуемые в каждой школе для всех возрастных групп,
Д. о.— ато не просто новые дополнительные возможности для интеллектуального, духовного и физического самораскрытия ученика, для удовлетворения растущих притязаний семьи к учебной подготовке детей. Это не только большие, чем прежде, права, которые ныне предоставляет школьникам и их родителям демократизация образования, но и более высокая ответственность взрослых за будущее собственных детей, за полноценное развитие их способностей и талантов. Известно, что именно родители чаще всего берут на себя окончательное решение задачи — как н чему учить сына или дочь в юные годы, на что их прежде всего нацелить. К сожалению, родительские притязания нередко оказываются ошибочными, так как многие взрослые ориентируются в своем поиске вовсе не на реальные задатки и возможности своих детей, а на престижные веяния и моду. Прежде чем решиться что-то всерьез подсказать сыну (дочери), родителям следует многое взвесить и обдумать: посоветоваться с авторитетными педагогами, специалистами, работниками психологических служб, с медиками. Следует тщательно присматриваться к увлечениям своих детей, трезво оценивать их возможности и устойчивость интересов.
См. также: Профессиональная ориентация; Психические свойства личности; Способности.