Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_404.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ


Разновидность самостоятельной работы школьника. В первом классе задания на дом не задаются на протяжении всего учебного года. Заданное на дом ученик второго класса должен выполнить за 1 час. По мере возрастания объема информации и усложнения ее содержания время, предназначенное для выполнения Д. з., увеличивается, достигая 3,5— 4 часов.
При составлении режима дня необходимо отвести для выполнения Д. з. время, совпадающее с пиком умственной активности. Для детей, которые учатся в первую смену,— с 15 часов, для посещающих школу во вторую смену — с 9 часов утра.
С первых лет обучения ребенку в семье выделяется постоянное место для выполнения Д. з. Ребенок должен работать при достаточном освещении в хорошо проветренной комнате. Через каждые 30—45 минут работы полезно сделать небольшой (до 10 минут) перерыв.
Часто родители пытаются взять весь процесс подготовки Д. з.— от заполнения дневника до проверки выполненной работы — под контроль, видя в этом надежное средство повышения успеваемости школьника. Однако доказано, что дети таких родителей склонны перекладывать вину за школьные неудачи на своих добровольных помощников. Чрезмерная помощь взрослых как бы снимает в этом случае со школьника ответственность за результаты работы.
Одна на важных воспитательных задач начального обучения — выработать у ребенка привычку к систематическому приготовлению уроков. Семья должна создавать атмосферу уважения к умственному труду, ставить выполнение Д. з. вровень с самыми важными делами взрослых, развивать самостоятельность ребенка, формировать у него ответственность за качество выполняемой работы, умение планировать свой труд и контролировать его результаты.
Многие дети проводят за уроками слишком м'ного времени. Это должно беспокоить родителей: ребенок привыкает тратить время впустую; растянутое во времени выполнение Д. з. не гарантия его высокого качества.
У ребят много лишнего времени при выполнении Д. э. уходит на «произвольные паузы»: поиски учебника, карандаша, линейки; разговоры по телефону о том, что имеет отношение к делу, н о том, что отношения не имеет... В подобной ситуации ребенок гораздо больше, чем при интенсивной работе, устает, порой фактически лишая себя прогулок, общения с друзьями, чтения и т. п.
Чем можно помочь младшему школьнику при выполнении Д. з.? Справиться, все ли заранее подготовлено, записано ли в дневнике то, что задано на дом. Расспросить, как аналогичное задание делали в классе, выяснить, готов ли ребенок к самостоятельной работе. При необходимости оказать помощь, используя те приемы работы, которым обучают в школе. Попытки родителей использовать для этих целей собственную методику, как правило, не способствуют успешному обучению ребенка. Важным этапом выполнения Д. з. является контроль. В школе обучают приемам самоконтроля: как проверить списанный текст, правильность решения задачи, примера... Дома следует побуждать ребенка к самопроверке, следить, как развивается его самооценка. Если слабые успехи ребенка при выполнении Д. з. связаны с пробелами в знаниях, необходимо вместе с учителем обсудить ситуацию и согласовать пути преодоления неуспеваемости школьника.
Объем Д. з. контролируется школьной администрацией с целью предупреждения перегрузки учащихся. На выходные и 11ргздкичные дни Д. з. школьникам не задаются. Это лишило бы детей досуга, сократило бы возможности семенного общения.
Использование прогрессивных методик преподавания отдельных предметов позволяет в ряде случаев отказаться полностью или частично от Д. з. Однако полный отказ от Д. з. может принести вред, сдерживая формирование у ребенка навыков самостоятельной умственной работы н самоконтроля.
См. также: Знания; Неуспеваемость; Режим дня; Уголок ребенка; Учение.