Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_407.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ДОСТОИНСТВО РЕБЕНКА
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ДОСТОИНСТВО РЕБЕНКА

ДОСТОИНСТВО РЕБЕНКА


Сознание им ценности своей личности, своих высоких моральных качеств и уважение их в самом себе.
Каждый человек часто оказывается перед необходимостью сделать нравственный выбор: пойти на компромисс либо проявить принципиальность, молчаливо снести оскорбление или решительно встать на защиту своей чести, взять тяжелую ношу на себя либо переложить ее на плечи товарища. «Человек с высоким чувством собственного достоинства»,— говорят обычно о том, кто в подобной ситуации принимает правильное с точки зрения общественной морали решение. Человеческое достоинство... Это нежное, легкоранимое чувство наделено огромной животворной силой: будучи важным внутренним стимулом духовного и нравственного развития личности, оно направляет и регулирует ее поведение, повышает ее требовательность к себе, побуждает к самосовершенствованию. Именно достоинство, по словам К. Маркса, больше всего возвышает человека, придает его деятельности высшее благородство.
Достоинство человека не есть нечто прирожденное, раз и навсегда данное, его необходимо с детства развивать, утверждать и защищать. Формируется чувство собственного достоинства в процессе самопознания н оценочной деятельности растущего человека, в его общении с другими людьми, а также в результате воспитания и самовоспитания. Познавая себя, ребенок выявляет сильные и слабые стороны своей личности, сверяет собственные представления о себе с оценочными суждениями окружающих — на этой основе складывается его самооценка, которая определяет характер проявления чувства достоинства. Если самооценка адекватна, то есть совпадает с тем, что ребенок представляет собой в действительности, то сознание собственного достоинства выражается в таких качествах личности, как самокритичность и .честность, порядочность и справедливость. При завышенной самооценке чувство собственного достоинства зачастую перерастает в самомнение, тщеславие, высокомерие. Заниженная же самооценка, порождая неверие в свои силы и возможности, склонность к самоуничижению н конформизму (приспособленчеству) может в конечном счете привести к утрате человеческого достоинства. Деформация отношения ребенка к себе, к своему достоинству во многом обусловлена ошибками в семейном воспитании: ребенка порой либо чрезмерно захваливают, создавая у него иллюзию своей исключительности, либо, напротив, постоянно упрекают, бранят, подчеркивают его недостатки на фоне достоинств других детей. Чтобы воспитать у ребенка адекватное сознание собственного достоинства, родителям нужно последовательно и тактично помогать ему в выработке реалистического представления о себе, способствовать формированию объективной самооценки, развивать потребность в самовоспитании.
Человек, который дорожит собственным достоинством, не позволит себе унизить достоинство другого человека. Ребенок должен твердо усвоить эту истину и неизменно руководствоваться ею во взаимоотношениях с людьми. К сожалению, об этом нередко забывают сами взрослые, отказывая ребенку в должном уважении, пренебрегая его интересами и переживаниями, допуская оскорбительный тон в общении с ним. Родителям необходимо помнить, что они имеют дело с доверчивым, болезненно впечатлительным детским сердцем, с которым надо обращаться чрезвычайно бережно.
См. также: Авторитаризм; Гипопротекция; Гиперопека; Справедливое отношение к детям; Уважение к ребенку.