Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_409.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ДОШКОЛЬНИК
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ДОШКОЛЬНИК

ДОШКОЛЬНИК


Дошкольный возраст имеет огромное значение для физического, психического и эмоционального развития ребенка. В нем выделяют три периода: младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет) и старший (от 5 до 6—7 лет).
Психологические особенности Д. формируются условиями жизни, которые создают для него взрослые. Он остро нуждается в любви, ласке, У него еще нет определенного круга обязанностей, он волен заниматься тем, что для него привлекательно, интересно. Большую часть времени Д. проводит в играх, слушании рассказов и сказок, увлекается рисованием, лепкой, конструированием. Все это т— важные виды деятельности, благодаря которой и происходит психическое развитие ребенка. Сюжетно-ро-левая игра занимает значительное место в жизни Д. На протяжении дошкольного детства ребенок постепенно овладевает и элементами новых для него видов деятельности — учебной и трудовой. Но окончательно они складываются в более поздние возрастные периоды.
Д. отличаются высокой эмоциональностью, впечатлительностью, подвижностью. Их поведение в значительной степени ситуативно, то есть определяется тем, что происходит в данный момент. На протяжении дошкольного возраста совершаются существенные сдвиги в развитии личности ребенка. Он начинает полнее осознавать себя, свое положение среди других людей, свое отношение к ним, их отношение к себе. Он усваивает, что значит быть мальчиком или девочкой, «хорошим» или «плохим», начинает понимать, что у него было прошлое и будет будущее. Мотивы поведения постепенно образуют систему, в которой выделяются более значимые и менее значимые. При правильном воспитании у старших Д. появляются высшие социальные чувства — сочувствие, сопереживание, любовь не только к близким, но и к более широкому кругу людей. Дети стремятся принести радость окружающим, завоевать их признание и ради этого преодолевают эгоистические побуждения. Зарождается осознанность поведения, развивается умение заранее намечать цели и достигать их. Это ярко проявляется в детском рисовании, конструировании: от подражания готовым образцам дети приходят к созданию и последующему воплощению развернутых замыслов. Речь, служившая ребенку лишь средством общения с окружающими, начинает использоваться им и для управления собственным поведением, для его планирования. Д. любознательны, их привлекает все новое, непонятное. Часто ребенок пытается самостоятельно «докопаться до истины»: понять, почему ездит заводная машинка, почему закрываются глаза у куклы. Не беда, если порой это кончается печально для игрушки. Познание ребенком окружающего мира происходит в своеобразной форме. Это — образное познание, основанное на восприятии и представлении предметов, событий, ситуаций. Ребенок способен думать преимущественно о том, что можно увидеть или представить. Ему мало доступны словесные рассуждения. В познании сказывается и слабость произвольного поведения: внимание ребенка привлекает то, что ярко, интересно, производит на него сильное впечатление. Это он пытается понять, Запомнить, воспроизводит в своих играх, рисунках. Сосредоточиться на малопривлекательном для ребенка материале только потому, что это «нужно»,-этого требуют взрослые, ему еще с трудом удается. Но недостаток произвольности в познании Д. окупается творческим характером этого познания. На основе восприятия и образного мышления развивается творческое воображение: ребенок учится преобразовывать явления окружающего мира, учится фантазировать, создавать новые образы.
К концу дошкольного возраста складываются новые формы познания — умение наблюдать, последовательно рассуждать, делать правильные выводы, усваиваются первые способы произвольного запоминания. Так ребенок готовится к систематическому обучению в школе.
В семейном воспитании необходимо учитывать психологические особенности дошкольного возраста, его уникальные возможности для развития социальных чувств, связывающих ребенка с другими людьми, для совершенствования свойственных Д. образных форм познания. Это — тот вклад, который вносит возраст в общую «лестницу» психического развития. Для того чтобы его сохранить и обогатить, родителям следует заботиться о развитии и совершенствовании детских игр, а самим выступать в них не менторами, а наперсниками, партнерами, видя в ребенке равную себе человеческую личность. Объяснить интересующие ребенка события, поговорить с ним о прочитанной книге, вместе посмотреть детский фильм, спектакль — вот обязанности старших по отношению к Д.
Такое всестороннее воспитание ребенка в дошкольном детстве способствует успешному его переходу к школьному образу жизни.
Дошкольное воспитание и обучение, имеющие неоспоримую самостоятельную ценность, выступают не только как подготовительный этап начального образования, но и как важнейший ответственный период формирования личности человека.
См. также: Активность ребенка; Дошкольные учреждения; Единство требований; Игра; Игрушки; Личный пример; Обучение дошкольное; Ранний возраст.