Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_412.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК

ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК


Единственный ребёнок в семье — это не только воспитательная проблема. Это тесно переплетающиеся между собой проблемы экономического, социального и нравственного порядка. Это также личная проблема конкретного человека: в детстве братья и сестры необходимы ему как повседневные товарищи для игр и общения, заботы и внимания; позднее взрослому человеку — как близкие люди, на помощь, поддержку и сочувствие которых он может рассчитывать в трудную минуту. Однако, несмотря на то что эта истина практически не вызывает возражений, число малодетных семей, в том числе и семей с Е. р., неуклонно растет. Ориентация на однодетность и малодетность наблюдается у 4/в населения, проживающего на территории нашей страны. - Общеизвестно, что воспитание Е. р. сопряжено с трудностями. Самая серьезная — формирование альтруизма, умения считаться с окружающими людьми, уважать чужие чувства, потребности, труд. В этом отношении многодетная семья имеет преимущества.
Однако доказано, что в современной семье дети, независимо от нх числа, являются центром внимания, притяжения, любви, по выражению социолога А. Г. Вишневского, «занимают важное место на шкале социальных ценностей супругов». Что же касается воспитательных проблем в однодетной семье, то сейчас они в основном связаны не столько с детностью, сколько с характером супружеских отношений, психологическим климатом семьи, педагогической целесообразностью уклада семейной жизни и уровнем педагогической культуры родительской пары.
Е. р.— действительно сложная проблема воспитания. В нем родители дольше склонны видеть малыша, а он до совершеннолетня считает собственный инфантилизм чуть ли не главным своим достоинством, ведь до лоры до времени это предоставляет ему в родительском доме немалые привилегии. Он много времени проводит среди взрослых, нередко принимает участие в обсуждении проблем, которые ему недоступны, ради того, чтобы еще раз услышать восторги окружающих в свой адрес. Ранняя свзрослость» проявляется у него лишь в чрезмерном скепсисе и словесных оценках. Е. р. в семье часто становится жертвой родительского эгоизма, который выражается в преувеличении его возможностей и достижений. Даже педагогически подготовленные родители нередко бывают охвачены родительским тщеславием до такой степени, что наносят прямой ущерб формированию личности ребенка, его своевременной грамотной профориентации и т. п.
Необходимо, чтобы Е. р. как можно раньше попал в общество детей. Это может быть группа дошкольного учреждения, дети, живущие по соседству. Нередко ребенок, оказавшись в детском коллективе, пытается командовать другими, требует для себя особых привилегий, капризничает, обижает товарищей. И, получив от них заслуженный отпор, жалуется, ябедничает. Задача родителей — осудить его неправильные действия, сдружить детей, обратив особое внимание на воспитание чувства товарищества, коллективизма.
Даже тогда, когда Е. р. становится школьником, многие родители освобождают его от всякого труда по дому.
Единство слова и дела
по самообслуживанию, выполняют вместо него некоторые учебные задания. Негативные последствия такого воспитания особенно сказываются тогда, когда школьник становится подростком. Единственным в семье подросткам более, чем остальным, присущи серьезные недостатки. рни капризны, обидчивы, невнимательны к товарищам, не умеют подчиняться (при стремлении подчинить себе других), ценить достоинства другого. Очень часто у них отсутствует бережливость. Многие из них пасуют перед трудностями, ищут легкие пути удовлетворения своих потребностей и прихотей, нередко нарушают нормы поведения, подвержены различным негативным влияниям.
Все это не означает, что изъяны в воспитании Е. р. неизбежны. Опыт десятков тысяч семей доказывает, что если избежать отмеченных выше ошибок, с ранних лет включить ребенка в коллектив сверстников, постоянно приучать его к посильному труду, прививать уважение к другим людям, то это поможет ему вырасти хорошо воспитанным, полноценным человеком.
См. также: Бабушка и дедушка; Материнство; Отцовство; Потребность в детях; Чадолюбие.