Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_420.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ЗАПУЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ЗАПУЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ЗАПУЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ


Состояние, обусловленное недостатками в учебно-воспитательной работе с детьми, подростками, проводимой в семье, дошкольных учреждениях, школе. В качестве основных элементов 3. п. включает в себя: а) недостатки в знаниях, средствах и способах их применения (умениях, навыках) — обше образовательных,, социально-этических, поведенческих; б) отставание в общем развитии — физическом, психическом, личностном; в) искажения в отношениях к себе, к окружающим, к различным видам деятельности, ее результатам и т. д.
Педагогически запущенные дети и подростки — это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и недостаточно развитые люди. Они отстают от сверстников в учебе и другой деятельности из-за неразвитости у них памяти, мышления, воображения, волевых эмоциональных качеств. У них сужены, ограничены интересы, нарушена самооценка, не сформированы навыки планирования, самоконтроля, У многих наблюдается эмоционально-волевая дисгармоничность, неспособность к длительному волевому напряжению, преодолению трудностей, к доведению начатого дела до конца. Это дети желаний и настроений. Они предпочитают делать только то, что им в данный момент хочется. Не осознают в полной мере значимости и необходимости учебы, труда, общественно полезной деятельности, не умеют заниматься систематически, планомерно. Особенно если дело им не интересно и почему-либо дается с трудом, не приносит желаемого успеха или ожидаемых результатов. Жизненные планы, перспективы и стремления у них неопределенны —либо нереальны, либо нестабильны. Они не знают, кем хотят быть, чем заниматься, чему себя посвятить. Их ценностные ориентации, оценочные суждения носят примитивный либо противоречивый характер.
Педагогически запущенные дети плохо подготовлены к школе, учатся с трудом и с низкими успехами. У них часто возникают конфликты с учителями, одноклассниками, родителями. Интерес к учебе, желание учиться падают. Возникают и развиваются трудная обучаемость, непослушание, недисциплинированность. Со временем (в подростковом возрасте) такие ученики нередко становятся трудными. А у трудного подростка, как правило, формируется психология ученика-неудачника, не верящего в свои силы и возможности учиться успешно, наравне со всеми, свой особый тип поведения: возбужденного, агрессивного, конфликтующего либо подавленного, угнетенного, пассивного, Появляется свой круг интересов и общения — часто с такими же неудачниками. На этой основе возникают соответствующие группы в классе, компании по месту жительства. Такие дети и подростки нуждаются в воспитательно-коррекпиоцной работе, направленной на их перевоспитание, исправление недостатков. Положительную роль может сыграть методика позитивного стимулирования их поведения в школе, дифференциация требований, индивидуальный подход к ним в учебно-воспитательной работе, создание ситуаций успеха. В качестве одного из видов педагогической помощи трудным детям используются классы выравнивания и другие формы оказания реальной помощи семье.
См. также: Безнадзорность; Неформальные самодеятельные объединения молодежи; Права и обязанности родителей.