Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_424.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ИГРА
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ИГРА

ИГРА


Важнейший вид самостоятельной деятельности детей, способствующий их физическому и психическому развитию. Различаются сюжетно-ролевая И. и И. с правилами. В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая И. является ведущим видом деятельности, выражает отношение ребенка к окружающему миру н определяет основные линии его психического развития.
В сюжетно-ролевой И. дети изображают преимущественно деятельность взрослых, различные события и ситуации из нх жизни. Для этого они используют игрушки и другой игровой материал, при помощи которого обозначаются реальные предметы: стул «превращается» в автомобиль, палочка —- в термометр и т. п. Дети и сами «превращаются» в других людей (а иногда в животных или даже в неодушевленные предметы}, беря на себя их роли. Если в И. участвуют несколько детей, они вступают между собой в ролевые взаимоотношения, определяемые сюжетом И. («доктор» лечит «больного», «мама» кормит «дочку»). Наряду с этим между играющими детьми устанавливаются взаимоотношения по поводу игры — они договариваются о сюжете И., распределяют роли, игровой материал, нередко делают друг другу замечания по ходу И, («Так не бывает», «Так доктор не говорит»).
На протяжении дошкольного детства И. развивается — дети переходят от изображения отдельных действий взрослых к изображению их взаимоотношений, игровые действия становятся все более условными, часто замешаются словесным обозначением («обедаем... уже поели»). Значение сюжетно-роле-
вой И. для психического развития ребенка многообразно. В ней дети на «личном опыте» знакомятся с жизнью и деятельностью взрослых, правилами их поведения в обществе. Играя, они учатся использовать вместо реальных вещей их условные обозначения. А это — путь к пониманию смысла разнообразных знаков, используемых людьми,— слов, букв, математических символов, нотных записей и др. И. служит настоящей школой воображения — в ней постоянно нужно придумывать новые ситуации, представлять себе ту действительность, которая лежит за игровым сюжетом. В И. впервые возникает и произвольное управление собственным поведением: ребенок начинает преодолевать ситуативные побуждения («продавец» удерживается от того, чтобы съесть настоящие конфеты, которые он «продает»). Сюжетно-рол ев а я И. ребенка внешне напоминает так называемую И. детенышей животных: котенок «играет» с клубком ниток, гоняясь за ним, как за мышью, ребенок «рулит», сидя на стульчике, как будто управляет автомобилем. На основе этого сходства многие зарубежные ученые считали И. ребенка инстинктивной, врожденной тренировкой способностей, необходимых для будущей серьезной деятельности. Но работы советских исследователей показали, что сюжетно-ролевая И. имеет историческое происхождение, возникает на определенном этапе общественного развития как одна из форм подготовки детей к жизни в обществе и передается из поколения в поколение. Ребенок заимствует способы И. у взрослых и других детей. Поэтому И. необходимо учить, руководить ее развитием. Но это — совершенно особое обучение, требующее от взрослых большого такта н осторожности. Родителям следует затевать И. и выступать в ней в качестве равного партнера, на более поздних этапах — включаться в уже начатую ребенком И., не только подсказывая дальнейшие сюжетные ходы, но и побуждая его самого их придумывать. Ни в коем случае нельзя превращать руководство И. в навязывание готовых рецептов. Особенно важно находить для ребенка партнеров, способствовать объединению детей в совместных И.
И. с правилами развивается параллельно с сюжетно-ролевой И., но особое значение приобретает во второй половине дошкольного детства. В подвижных И. с правилами совершенствуются движения детей, развивается ловкость, меткость, настойчивость. Дидактические И. с правилами (различные виды детских лото, домино, электровнктори-ны н т. п.) дают различные знания, развивают восприятие и мышление. В большинстве И. с правилами предусмотрено соревнование, необходимость получения определенного результата, установка на «выигрыш». И. с правилами широко используются в обучении дошкольников и требуют более прямого руководства со стороны взрослых, чем сюжет но-ролевая И.
И. не теряет своего значения и в младшем школьном возрасте, хотя на смену ей приходит учение как основной вид детской деятельности. Переход от И. к учению происходит не сразу. Поэтому в 0-летнем возрасте, переходном от дошкольного к школьному, дети успешно усваивают знания и навыки только при условии, что они даются им преимущественно в игровой форме. Более «жесткие» формы обучения вводятся постепенно.
И. помогает справиться со многими сложностями в воспитании н обучении дошкольников и младших школьников. В И., используя положительный эмоциональный настрой дошкольника, легче преодолеть детское упрямство, страхи, непослушание, формировать положительные привычки и навыки.
Так называемые дидактические И. широко применяются педагогами-дошкольниками и учителями начальных классов при обучении детей.
См. также: Дошкольник; Игрушки; Обучение дошкольное.