Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_426.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ИДЕАЛЫ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ИДЕАЛЫ

ИДЕАЛЫ


Человеку от природы свойственно стремление к доброму, прекрасному, благородному — тому, что выступает в качестве образца, примера, И. Для школьников разного возраста И. служат герои литературных произведений, борцы за свободу и справедливость. Это и конкретные люди, и собирательные образы, вобравшие в себя лучшие черты поколения.
Но в последние годы наряду с понятием «идеал» довольно часто стало употребляться близкое по звучанию, но далеко не равнозначное по смыслу слово «идол». Идол в отличие от И., осознанно становящегося путеводной звездой на жизненном пути,— предмет слепого поклонения, возникающий чаще всего под влиянием моды. Идолу, как правило, приписываются качества, которыми страстно хочет обладать сам идолопоклонник, или нечто необыкновенное: сверхъестественная сила, какие-то сверхспособности.
Подмена И. идолом не так безобидна, как это может показаться на первый взгляд. На смену постоянному саморазвитию, самосовершенствованию приходит бездумное, в большинстве случаев чисто подражательное поведение, безоговорочное принятие стандартов, шаблонов, стереотипов.
Формирование подлинного И.— трудная задача. Школа делает многое для ее решения, но, если у ребенка не закладываются в семье основы ценностных ориентации, если его не учат различать подлинные и мнимые достоинства людей, если в семье царит культ внешнего лоска, а не духовных ценностей, может случиться, что, вырастая, он так и не сумеет преодолеть в себе поверхностный взгляд на жизнь, на людей и себя.
Ратуя за высшие ценности, родители нередко сомневаются: а не приведет ли излишняя вера в идеальное к бескомпромиссному максимализму, от которого недалеко и до душевных травм, и до житейской неустроенности? Основания для такой тревоги есть там, где воспитание И. осуществляется без малейших скидок на реальность, в отрыве от жизни: «только так и никак иначе». Стремясь к И., отстаивая их, надо не заслоняться от реальности, а считаться с нею. И правы родители, которые не жалеют сил на то, чтобы научить ребенка понимать, как, каким образом можно совместить свои И. и реальную жнзиь, укоренить их в ней.
См. также: Дружба юношеская; Максимализм юношеский; Ценностные ориентации.