Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_430.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ


Неповторимое своеобразие отдельного человека, которое проявляется в особенностях его мышления, чувств, отношений, поведения.
С момента рождения человек является индивидом. В процессе развития, усвоения норм общественного поведения, становления самосознания, социализации он становится личностью. Личность обладает наиболее общими чертами. Психические свойства человека, определяемые личностными особенностями, обеспечивают общую программу поведения в соответствии с его социальной ролью. Например, искрение правдивый человек может позволить себе солгать, если его правдивость в данной, конкретной ситуации может стать источником зла или вступить в противоречие с возвышенными чувствами. В данном случае этот человек проявляет свою И.
Особое значение в развитии И. имеет мотивация деятельности, в которой реализуется та или иная черта личности. Например, положительное отношение ребенка к учению как социально значимая черта может быть следствием и высокого уровня способностей, требующихся для учения, н предвосхищения тех удовольствий, которые он получает в учебной ситуации. Однако положительное отношение к учению может быть вызвано и совершенно другими чувствами, например страхом испытать состояние стыда по поводу неудачи или чувством вины перед родителями. Точно так же, например, непримиримость к недостаткам других как социально значимая черта бывает следствием сознания своей исключительности и права поучать и наказывать других или проявлением чувства общности с коллективом и заинтересованности в общем деле. Таким образом, в каждой социально значимой черте личности человека может проявляться его И.
Яркая И. всегда является результатом благоприятных условий формирования личности. Такие черты характера, как конформизм, преобладание психологической защиты над конструктивным поведением, шаблонность поступков и поведения, повышенная тревога н страх, препятствуют успешному развитию И.
Было бы неправильным считать, что И. определяется неповторимым набором только положительных особенностей человека. В становлении И. значительную роль играют отрицательные и даже болезненные черты характера. Именно в борьбе с самим собою на пути совершенствований н устранения недостатков формируется яркая И.
См. также: Конформизм; Психические свойства личности; Психологическая защита.